Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

–  инвентаризация федеральной недвижимости и создание полного реестра федеральной собственности;

–  вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;

–  разграничение полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти по регулированию деятельности естественных монополий;

–  усиление государственного регулирования в сферах управления приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, процедурой банкротства, погашением задолженности перед федеральным бюджетом субъектов естественных монополий и их контроля. [9,c 67] В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики – кредитной, ценовой, денежной. Финансовая политика обслуживается государственным бюджетом. Целевая направленность финансовой политики определяет источники формирования государственного бюджета. Наряду с традиционными источниками, такими, как прямые и косвенные налоги, таможенные пошлины, взносы в государственные внебюджетные фонды, используются неналоговые поступления – доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, во внешней и внутренней торговле. При превышении расходов над доходами государственного бюджета финансовая политика предусматривает способы урегулирования дефицита. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста ВВП и национального дохода – основного источника роста благосостояния общества. [7,c 304]

1.2. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, к которым можно отнести такие как:

– обеспечение высокой занятости

– стимулирование экономического роста,

– выравниванием платежного баланса и др.

Ведущие экономисты разделяют ее на три вида: политика экономического роста (стимулирующая), политика стабилизации и политика ограничения деловой активности (сдерживающая).


Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

– рост государственных расходов;

– снижение налогового бремени.

Если же правительство пытается удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права. [4,c 132]

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Применяется правительством в период подъема или бума, с целью избегания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

– уменьшение правительственных расходов;

– увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией. Теперь, рассмотрев, какие виды финансовой политики применяет правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме финансовой политики.

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и со­циального развития. [5,c204]

1.3. Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики


Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Разработка научно-обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

3. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако, такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.   Финансовый механизм необходим для успешной реализации финансовой политики. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает в себя совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, формы и методы управления финансами и финансовой системой в финансовое законодательство.

Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).[7,c 89]

В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций и механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов.

В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм федерации, субъектов, входящих в состав федерации, местных органов власти.    При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяют его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.


Конкретными формами и методами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, принятие финансового законодательства, система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Механизм финансового управления обеспечивает взаимодействие управляющей системы с объектом управления, непрерывность денежных и информационных потоков в процессе формирования и использования финансовых ресурсов. Механизм финансового управления функционирует в условиях нормативно-правовой регламентации. Управляющая система (финансовая система) – совокупность финансовых институтов (учреждений); управляемая система (система финансов) – совокупность денежных отношений. Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Министерство финансов РФ).

Финансовая политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).

Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что выступает залогом эффективности финансового механизма. [3,c 132]

Глава 2. Анализ финансовой политики в современной России

2.1. Пути повышения эффективности  финансовой политики РФ

Проблема выбора путей  реализации финансовой политики во все  времена была и будет ключевой в функционировании любого государства, в том числе на уровне его субъектов. При этом набор решений должен предполагать скоординированные действия по всем направлениям финансовой политики: антимонопольной, банковской (кредитной), бюджетной, валютной, налоговой, страховой, таможенной и фондовой. Например, снижение налогов может привести не к росту  прибыли и пополнению на этой основе бюджетов всех уровней, а лишь к увеличению доходов естественных монополий, если не будут приняты соответствующие  меры в сфере антимонопольной  и таможенной политик. Также рассмотрим решение  проблем, поставленных в самом начале работы.


1.Сбалансированность бюджетов  и внебюджетных фондов может  быть достигнута за счет увеличения  сбора налогов и сокращения  расходов, расширения эмиссионных  и не эмиссионных источников  финансирования бюджетного дефицита. С этой цепью Федеральный бюджет  на 1999 г. предусматривает первичный  профицит, то есть превышение  доходов над расходами без  учета расходов на обслуживание  государственного долга.

2.Увеличение сбора налогов  достигается путем расширения  налогооблагаемой базы, сокращения  просроченной задолженности, усиления  финансового контроля, изменения  порядка зачисления платежей  по уровням бюджетной системы,  введения государственной монополии  на производство алкогольной  продукции. Особую роль играет  изменение налогового законодательства

3.Возможности сокращения  расходов федерального бюджета  практически исчерпаны. Речь в  настоящее время может идти  лишь об оптимизации структуры  расходных статей. Отдельно следует  сказать о расходах на обслуживание  государственного долга. Необходимо  решить вопрос о реструктуризации государственного долга и установлении  верхней границы доходности по  государственным заимствованиям. Финансирование  бюджетного дефицита за счет  комиссии  государственных ценных  бумаг с низкой бюджетной эффективностью  приводит к потере управляемости  государственным долгом.

4. Стратегический курс  в сфере государственных финансов – это прежде всего реальный  бюджет. А это означает, что до  тех пор, пока экономика не “встанет на ноги” путем возрождения  производства, у государства нет  оснований для популистских заявлений  относительно возможностей решения  социально-экономических проблем  за счет централизованного общегосударственного  фонда  финансовых ресурсов. Для  решения этой проблемы необходимо  создать все условия, чтобы  накопления, активы, созданные в России, работали в ее интересах, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой. В этом важнейшая задача всех ветвей власти, предпринимателей, населения.

5.Сокращение государственного  сектора экономики и увеличение  частной собственности в ключевых  отраслях, включая естественные  монополии, не привело к увеличению  доходной базы государственного  бюджета, росту объемов производства. Расширение совокупного предложения  в современных условиях может  обеспечить только инвестиционное  финансирование за счет внутренних  и внешних заимствований, сбережений  средних слоев населения, а  также лиц, получающих высокие  и сверхвысокие доходы, средств  нерезидентов.