Файл: Анализ влияния факторов внутренней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Внутренняя среда предприятия и ее влияние на развитие коммерческой деятельности
1.1. Понятие факторов внутренней среды предприятия
Глава 2. Исследование компании ПАО АК «АЛРОСА»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО АК «АЛРОСА»
2.2. Анализ влияния факторов внутренней среды ПАО АК «АЛРОСА» на развитие коммерческой деятельности
При Наблюдательном совете сформированы три комитета:
Комитет по аудиту, Комитет по кадрам и вознаграждениям и Комитет по стратегическому планированию. Деятельность комитетов направлена на повышение эффективности и качества работы Наблюдательного совета.
Наблюдательный совет контролирует работу Правления, которое обеспечивает оперативное управление.
Функции единоличного исполнительного органа осуществляет Генеральный директор — председатель Правления Компании.
В Компании внедрена эффективная система внешнего и внутреннего контроля и аудита: Ревизионная комиссия и независимый аудитор, Управление финансового контроллинга и риск-менеджмента и Управление внутреннего аудита.
Структура управления ПАО АК "АЛРОСА" представлена на рисунке 9.
С 2018 г. держатели акций АК «АЛРОСА» (ПАО) имеют возможность дистанционного участия в голосованиях на Общих собраниях акционеров. В июне 2019 г. при проведении годового Общего собрания акционеров Компании была осуществлена его прямая видеотрансляция в сети Интернет, а также реализована возможность для акционеров задавать вопросы через личный кабинет акционера на сайте регистратора до и во время собрания. По итогам внеочередного Общего собрания акционеров 30.09.2019 число «безбумажных» бюллетеней возросло до 90 % от проголосовавших.
Рисунок 9. Структура корпоративного управления АЛРОСА
В соответствии с Кодексом корпоративное управление в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности строится на основных принципах:
- компания открыто информирует акционеров, партнеров и сотрудников о своей деятельности, обеспечивая реализацию их права на регулярное и своевременное получение полной и достоверной информации;
- создание, поддержание и совершенствование системы противодействия коррупции;
- приверженность принципам корпоративной социальной ответственности компании;
- обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав заинтересованных лиц, в том числе работников компании, и поощрение активного сотрудничества компании и заинтересованных лиц в целях увеличения активов компании, роста ее капитализации, создания новых рабочих мест.
Рассмотрим корпоративную культуру компании АЛРОСА. Можно выявить несколько ключевых пунктов корпоративной культуры данного предприятия:
Приоритет жизни и здоровья сотрудников. Сотрудники компании являются основной ценностью и одним из главных факторов успешного развития компании. При ведении бизнеса Компания в первую очередь руководствуется приоритетом жизни и здоровья сотрудников по отношению к производственной деятельности.
Социальная ответственность. Следуя стратегии ведения социально ответственного бизнеса, компания планомерно проводит работу по решению социально значимых задач на всех территориях присутствия Компании.
Экологичность. Достижение высоких показателей эффективности для компании обусловлено и неразрывно связано с рациональным природопользованием и неукоснительным соблюдением требований природоохранного законодательства и международных соглашений в области охраны окружающей среды. Осознавая свою ответственность перед будущими поколениями, Компания стремится минимизировать воздействие на окружающую среду.
Эффективность. Компания стремится увеличивать прибыль и стоимость своего бизнеса, ориентируясь на добычу, удовлетворяющую растущие потребности клиентов, увеличивая производственные активы, внедряя новые технологии, повышая рыночную капитализацию. Работа в Компании предполагает высокую результативность деятельности сотрудников, что способствует сохранению и постоянному повышению её конкурентоспособности, и расширению доли на рынке. Компания анализирует риски, связанные со своей деятельностью, и стремится обеспечить их минимизацию.
Нравственность. Для компании важно то, как и во имя чего она работает. Следуя своему предназначению, Компания осуществляет свою деятельность на основе честности и справедливости, уважительности и порядочности. Для деятельности Компании неприемлемы пренебрежительность и результат любой ценой.
Партнерство. Компания формирует, поддерживает и высоко ценит сложившиеся отношения с деловыми партнерами и общественными организациями. Компания поддерживает в трудовых коллективах дух партнерства и коллективизма, мотивирует персонал на достижение высоких результатов труда.
Законность. Компания строго следует букве закона и считает недопустимыми для себя какие-либо компромиссы в правовом аспекте.
Кроме того, сотрудники регулярно участвуют в спортивных и культурных мероприятиях. Новости компании публикуются в ежеквартальном корпоративном журнале, работники участвуют в совместных праздниках, проводятся детские мероприятия.
Рассмотрим финансовые результаты за 2019 год.
Консолидированная выручка (Рис.10) Группы АЛРОСА с учетом дохода от субсидий в 2019 г. сократилась на 21 % и составила 238,2 млрд руб.
Показатель EBITDA снизился на 31 % до 107,1 млрд руб., маржа по EBITDA сократилась с 52 до 45 %. Чистая прибыль Группы АЛРОСА сократилась на 31 % и составила 62,7 млрд руб.
Чистый денежный поток сократился в 2019 г. на 48 % до 47,6 млрд руб., что обусловлено снижением прибыльности, а также ростом оборотного капитала в 2019 г., что отчасти было компенсировано пересмотром инвестиций с 27,8 млрд руб. до 20,0 млрд руб.
Показатель Чистый долг/EBITDA на конец 2019 г. вырос до 0,7х (2018 г. — 0,4х).
Рисунок 10. Ключевые консолидированные финансовые показатели
Выручка алмазного сегмента составила 93 % от общей выручки Группы АЛРОСА по итогам 2019 г. и снизилась на 23 % по сравнению с 2018 г. до 215,4 млрд руб.
Основная часть выручки алмазного сегмента (96 %) приходится на реализацию ювелирных алмазов. Выручка от продажи алмазов ювелирного качества в 2019 г. сократилась на 22 % по сравнению с 2018 г., при этом продажи алмазов ювелирного качества в каратах сократились на 9 %. Выручка снизилась вследствие сокращения объемов реализации на 12 % на фоне падения спроса на алмазно-бриллиантовом рынке (главным образом в 1‑м полугодии 2019 г.), снижения среднего индекса цен (–6 %) и изменения структуры продаж в связи с ростом спроса на мелкоразмерное сырье.
Выручка от непрофильных видов деятельности увеличилась на 11 % по сравнению с 2018 г. в основном за счет изменения схемы реализации электроэнергии (Рис. 11).
Рисунок 11. Структура выручки АЛРОСА
АЛРОСА стремится к созданию устойчивого будущего, ответственно придерживаясь баланса между коммерческими и общественными интересами. Компания неизменно сохраняет свою приверженность дальнейшему развитию регионов присутствия, создавая рабочие места и улучшая условия жизни местного населения, обеспечивая существенные налоговые поступления в бюджеты различных уровней, выстраивая социальную инфраструктуру и защищая окружающую среду, в том числе способствуя достижению Целей устойчивого развития ООН.
Принципы устойчивого развития являются неотъемлемыми элементами деятельности АЛРОСА, интегрированы в Миссию и стратегию Компании на период до 2024 г., а также в другие внутренние нормативные документы.
При определении подхода и ключевых направлений деятельности в области устойчивого развития АЛРОСА руководствуется нормами применимого российского и международного права, принципами Глобального договора ООН и Целями в области устойчивого развития ООН на период до 2030 г., а также положениями других международных стандартов и инициатив в данной области.
Добыча алмазов на территории Республики Саха (Якутия) успешно ведется на протяжении уже более 50 лет, а в Архангельской области — более 15 лет. Понимая, что долгосрочный успех бизнеса зависит от благополучия сотрудников и качества их жизни, на протяжении этого времени АЛРОСА стремится развивать и поддерживать взаимовыгодные партнерские отношения с представителями органов государственной и муниципальной власти, улучшать условия жизни своих работников и членов их семей, поддерживать социально-экономическую стабильность моногородов и регионов своего присутствия.
АЛРОСА вносит значительный вклад в социально-экономическое развитие и благополучие регионов своего присутствия (рис. 12) и страны в целом, уплачивая налоги в федеральные и региональные бюджеты, трудоустраивая местных жителей, закупая и используя услуги местных и региональных поставщиков, ускоряя развитие сопутствующих отраслей. Это способствует улучшению условий жизни местного населения и стимулированию экономического роста.
Рисунок 12. Ключевые показатели экономического вклада АЛРОСА в развитие регионов присутствия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ исследования позволяет сделать следующие выводы:
1) Проведённый анализ целей организации показывает, что организационная структура компании соответствует целям и миссии ПАО АК "АЛРОСА", это связано с тем, что в организационной структуре компании присутствуют отделы, занимающиеся сбытом произведённой продукции( гранённые алмазы), учётом финансовых средство организации и их эффективным распределением, привлечением и наймом новых сотрудников, тестирование уже состоящих на учёте в организации и созданием благоприятного психологического климата, обеспечением безопасности на производственных участках, что обеспечивает эффективное взаимодействие между собой, а также с внешней средой, для достижения миссии компании.
2) АЛРОСА обладает природными запасами в размере 1114 млн. карат, 63 лицензии на использовании недров с алмазной рудой, трудовыми ресурсами(персонал) в размере 34,5 тыс. сотрудников, 39% которых имеют высшее образование, 62 730 млн. рублей чистой прибыли; 6 горно-обогатительных комплексов, 10 карьеров, 3 рудника, 14 россыпей и 3 гранильных предприятия – все используется в добыче и обработке алмазов. Также можно подметить, что АЛРОСА обладает заслуженной репутацией 1-ой в России компании, занимающейся добычей и обработкой алмазной руды, самого крупного налогоплательщика республики Саха; обладает 2 патентами.
3) АЛРОСА активно работает в сфере корпоративной культуры. Корпоративная культура основана на целях и миссиях организации, а также она устанавливает принципы, связанные с безопасностью персонала и с психологическим климатом на рабочем месте. Миссией ПАО АК АЛРОСА является первенство в мировом алмазодобывающем рынке. Целями компании являются увеличение прибыли, продвижение услуг, снижение затрат, повышение производительности труда, расширение спектра услуг, поиск депозитов, заключение новых договоров, внедрение новых технологий, и обучение персонала.
Принципы, обеспечивающие комфорт персоналу и настрой на выполнение миссии и целей компании, являются: приоритет жизни и здоровья сотрудников, социальная ответственность, экологичность работы на предприятии, эффективность в решении задач и нетолерантность к убыткам, нравственность персонала, создание и укрепление партнёрских отношений с поставщиками, клиентами, органами местного самоуправления и так далее и полная законность деятельности ПАО АК АЛРОСА.
4) Система мотивации труда в компании АЛРОСА обширна. Она включает в себя 5 социальных программ, направленных на здоровье сотрудников и их семей (здоровье, санитарно-курортное лечение и отдых, культура и спорт), на пенсионное обеспечение и на жилье. В её часть входят более 70-ти образовательных программ, в том числе: «Достояние АЛРОСА», «Потенциал АЛРОСА», «Лидеры АЛРОСА», «Актив АЛРОСА», «ТОП‑25», «Кадровый резерв АЛРОСА» и так далее.
5) Структура персонала показывает, что АЛРОСА нанимает квалифицированных специалистов на работу в компанию, что непосредственно влияет на развитие компании.
6)Если стратегия на 2018-2024 года сработает, то АЛРОСА укрепит лидирующие позиции на алмазном рынке и будет на шаг ближе к выполнению своей миссии. Не стоит забывать о финансовых и производственных показателях, стабильный рост которых сделает компанию более конкурентоспособной на национальном и мировом рынках.
7) Высшим органом управления является Наблюдательным советом. В него входят три комитета: комитет по аудиту, комитет по кадрам и вознаграждению и комитет по стратегическому планированию. Их цели переплетаются с миссией компании и ими являются постоянный рост организации в своей нише и обеспечение сотрудников всем необходимым.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная литература: