Файл: Анализ влияния факторов внутренней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Внутренняя среда предприятия и ее влияние на развитие коммерческой деятельности
1.1. Понятие факторов внутренней среды предприятия
Глава 2. Исследование компании ПАО АК «АЛРОСА»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО АК «АЛРОСА»
2.2. Анализ влияния факторов внутренней среды ПАО АК «АЛРОСА» на развитие коммерческой деятельности
А навыки и умения хорошего управляющего пригодятся не только на работе, но и в повседневной жизни, чтобы уметь правильно ставить цели и добиваться их, планировать своё время и налаживать нужные контакты.
Детально изучив приведенную информацию, можно прийти к выводу о том, что менеджменту присущ разноплановый и сложный характер, который непосредственно относится к выполнению менеджерами конкретных обязанностей по управлению организационной структурой предприятия.
Управление предприятием – решающий фактор в достижении успеха предпринимательской деятельности. Зачастую именно от того, насколько эффективными и рациональными будут принятые управленческие решения, в большей мере зависит не только жизнеспособность организации, но и успех бизнеса в целом.
Глава 2. Исследование компании ПАО АК «АЛРОСА»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО АК «АЛРОСА»
АК "АЛРОСА" создана в соответствии в Указом Президента Российской Федерации "Об образовании акционерной компании "Алмазы России - Саха" от 19 февраля 1992 г. № 158С. Группа «АЛРОСА» — лидер алмазодобывающей отрасли мира, российская горнорудная компания с государственным участием. ПАО АК «АЛРОСА» является материнской компанией Группы АЛРОСА.
Объем производства АК "АЛРОСА" составляет почти 100% всех алмазов, добываемых в России, и приблизительно 27% мировой добычи (по данным на 2019 год).
«АЛРОСА» ведет добычу на территории Республики Саха (Якутия) и Архангельской области, а также реализует проекты на африканском континенте. В 2019 году компания добыла 38,5 млн карат алмазного сырья, выручка от продаж алмазно-бриллиантовой продукции составила 238,2 млрд. руб.
«АЛРОСА» придерживается моно-продуктовой стратегии с фокусом на разведке и добыче алмазного сырья как на самом привлекательном сегменте алмазной отрасли с наиболее высокой операционной маржой и отчуждении ряда непрофильных активов. С 2009 г. «АЛРОСА» является уверенным лидером отрасли по объемам добычи алмазного сырья.
ПАО АК «АЛРОСА» вкладывает средства в разведку и разработку новых месторождений для поддержания и расширения своей ресурсной базы. В то же время ПАО намерена повышать эффективность геологоразведочной деятельности посредством внедрения упорядоченного подхода, согласно которому предлагаемые к освоению проекты, прежде чем получить финансирование должны убедительно продемонстрировать возможность получения прибыли на всех стадиях их реализации.
2.2. Анализ влияния факторов внутренней среды ПАО АК «АЛРОСА» на развитие коммерческой деятельности
Миссия АЛРОСА — быть мировым лидером в алмазной отрасли, стабильно реализующим долгосрочные интересы акционеров благодаря эффективному использованию минерально-сырьевой базы.
Группа АЛРОСА располагает производственной платформой и инфраструктурой, обеспечивающей успешную деятельность предприятий на всех этапах производства: от проектирования горных работ до сбыта алмазного сырья и бриллиантов. Функциональная структура группы АЛРОСА объединяет компанию АК «АЛРОСА» (ПАО), включающую (по состоянию на 31.12.2019 г.) 36 подразделений (с учетом управлений АК «АЛРОСА» (ПАО) в г. Мирный и г. Москва) и 37 дочерних и зависимых обществ (Рис. 2).
Рисунок 2. География активов
Организационная структура ПАО АК "АЛРОСА" представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Структура организации ПАО АК "АЛРОСА"
Анализ организационной структуры позволяет отнести её к типу, построенному по линейно-функциональной схеме.
Каждый отдел имеет свои задачи, выполнение которых способствует достижению основной цели организации. Целями организации АЛРОСА являются:
- увеличение прибыли;
- продвижение услуг;
- снижение затрат;
- повышение производительности труда;
- расширение спектра услуг;
- поиск депозитов;
- заключение новых договоров;
- внедрение новых технологий;
- обучение персонала.
Представим цель компании через подцели подразделений (табл. 1).
Таблица 1
Цели организации и задачи ее отделов
Отдел (организация) |
Цель и задачи |
Основная цель организации |
получение прибыли и распределение ее между участниками |
Социальный отдел |
осуществляет сбор и обобщение разносторонней статистической и административной информации по вопросам образования, культуры, здравоохранения, оздоровления и отдыха персонала организации |
Бухгалтерия |
организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности компании и ведение управленческого учета |
Отдел кадров |
поиск квалифицированных специалистов; мотивация сотрудников |
Специалист по экономической безопасности |
обеспечение безопасности информации, данных и т.п. |
Специалист по договорам |
Заключение договоров согласно внутренним стандартам компании |
Проведённый анализ целей организации показывает, что организационная структура компании соответствует целям и миссии ПАО АК "АЛРОСА", это связано с тем, что в организационной структуре компании присутствуют отделы, занимающиеся привлечением клиентов и учетом денежный средств, что обеспечивает эффективное взаимодействие между собой, а также с внешней средой, для достижения главной цели компании.
На рисунке 3 изображена бизнес-модель АК «АЛРОСА» (ПАО), где видно, что ресурсы оказывают непосредственное влияние на эффективность деятельности организации и её развитие. Результаты коммерческой деятельности являются следствием затраченных ресурсов.
Рисунок 4. Взаимосвязь ресурсов компании и финансовых результатов на 2019 год
В 2018 г. АЛРОСА актуализировала Стратегию развития на 2018–2024 гг. Документ включает сформулированные и измеримые стратегические цели развития, целевую финансовую бизнес-модель и стратегические мероприятия.
Ключевыми постулатами стратегии АЛРОСА являются:
- Сохранение лидирующего положения на мировом алмазном рынке;
- Концентрация на алмазном бизнесе;
- Эффективное управление социально ответственным бизнесом с целью реализации долгосрочных интересов акционеров.
Таким образом успешная реализация стратегии позволит укрепить лидирующие позиции АЛРОСА на алмазном рынке, обеспечит устойчивый долгосрочный рост добычи и выручки, а также увеличит акционерную стоимость.
Выполнение ключевых показателей эффективности приведены на рисунке 5.
Рисунок 5. Достижение KPI АЛРОСА
Система корпоративного управления АК «АЛРОСА» (ПАО) ориентирована на соответствие высоким международным стандартам ведения бизнеса, направлена на эффективную реализацию производственной и социальной деятельности Компании, основана на принципах открытости и прозрачности для всех заинтересованных сторон, предотвращения рисков конфликта интересов.
Политика АЛРОСА в области работы с персоналом направлена на повышение производительности труда, улучшение социальной защищенности работников и формирование благоприятного социально-психологического климата.
Ключевыми документами, связанными с развитием персонала, являются:
- общественная политика РФ (ТК РФ, ГК РФ, Конституция РФ, прочие нормативно-правовые акты;
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- Коллективный договор между АК «АЛРОСА» (ПАО) и межрегиональным профсоюзом работников АК «АЛРОСА» (ПАО) «Профалмаз» на 2020–2022 гг.
- Локальные внутренние нормативные акты.
Численность персонала Группы АЛРОСА в 2019 г. составила 34,5 тыс. человек, из них большая часть (63 %) является сотрудниками АК «АЛРОСА» (ПАО). Численность сотрудников АК «АЛРОСА» (ПАО) в 2019 г. составила 21,9 тыс. человек, из которых 94 % работали в Республике Саха (Якутия). Снижение численности персонала по сравнению с 2018 г. на 10,5 % связано с произошедшими структурными изменениями в Компании и реорганизацией нескольких дочерних обществ.
Средний возраст сотрудников АК «АЛРОСА» (ПАО) составил 41,5 года.
Структура персонала АК «АЛРОСА» (ПАО) показана на рисунке 6.
Рисунок 6. Структура персонала АК «АЛРОСА» (ПАО) в 2019 г.
Показатель текучести кадров в 2019 г. составил 6,0 %, что на 1 п.п. ниже по сравнению с 2018 г.
Контроль за состоянием системы охраны труда и промышленной безопасности и выполнением Компанией взятых на себя обязательств также осуществляют уполномоченные лица профсоюза «Профалмаз», постановления которого по вопросам охраны труда обязательны к рассмотрению Компанией. В 2019 г. в состав комитетов по охране труда входили 64 представителя профсоюза (0,3 % от фактической численности персонала Компании).
Кроме того, в Компании действует институт уполномоченных по охране труда:
- 384 уполномоченных по охране труда;
- около 2,7 тыс. проверок проведено уполномоченными по охране труда в 2019 г.
На базе Центра подготовки кадров АК «АЛРОСА» (ПАО) по направлениям ОТ и ПБ в соответствии с требованиями Ростехнадзора аттестованы 3 928 руководителей и специалистов, 1 391 сотрудник прошел проверку знаний по вопросам охраны труда.
Наблюдательным советом АК «АЛРОСА» (ПАО) утвержден Стандарт социальной поддержки работников при несчастных случаях на производстве. Согласно положениям Стандарта страхование работников на случай смерти и временной нетрудоспособности заменят выплаты Компании, привязанные к размеру зарплаты. Новый механизм выплат позволит семьям пострадавших работников получить компенсации в более короткие сроки, чем при проведении проверки страховой компанией. Годовой бюджет Компании на социальную поддержку по новому стандарту существенно вырастет.
В 2019 г. средняя заработная плата сотрудников АК «АЛРОСА» (ПАО) выросла на 7,7 % по сравнению с предыдущим годом и составила 136,4 тыс. руб. в месяц.
С июля 2019 г. в АЛРОСА была внедрена новая система базовой оплаты труда на основе грейдов. Согласно новой системе разряды были заменены на грейды, а тарифные ставки — на новые диапазоны должностных окладов, разработанные для каждого грейда на основании текущего уровня оплаты в Компании и рыночных данных об уровне оплаты труда. Также внедрена новая система премирования, создающая прямую зависимость получаемой работниками премии от результатов работы как всего структурного подразделения, так и каждого работника. В новой системе появилась возможность дифференциации размера премии между цехами и службами, а также между работниками в зависимости от результативности их работы.
В целях эффективного обучения и развития персонала АЛРОСА организует для своих сотрудников профессиональное (в т. ч. дополнительное профессиональное) обучение, корпоративные управленческие программы, а также проводит мероприятия по профориентации для молодежи и потенциальных сотрудников.
В 2019 г. данные обучающие программы прошли более 13,7 тыс. сотрудников Компании, что составляет более 60 % от списочной численности персонала. Рост количества обученных сотрудников по сравнению с 2018 г. составил 57,7 %.
На рисунке 7 показана структура персонала, где видно, что максимальный процент составляют сотрудники с высшем образованием.
Рисунок 7. Структура персонала АК «АЛРОСА» (ПАО) в 2019 г.
Для создания системы непрерывного образования в АЛРОСА действует Корпоративный университет. Программа Корпоративного университета включает более 70 образовательных программ, в том числе: «Достояние АЛРОСА», «Потенциал АЛРОСА», «Лидеры АЛРОСА», «Актив АЛРОСА», «ТОП‑25», «Кадровый резерв АЛРОСА».
В 2019 г. в управленческих программах и мероприятиях Корпоративного университета приняли участие 480 человек.
Помимо этого, АЛРОСА активно привлекает на работу молодых перспективных специалистов в рамках сотрудничества с высшими и средне-специальными учебными заведениями.
АЛРОСА стремится обеспечить своим сотрудникам привлекательный социальный пакет и высокие социальные гарантии.
Ключевые направления социальных программ АЛРОСА для сотрудников и ветеранов показаны на рисунке 8.
Рисунок 8. Результаты социальных программ
Высшим органом управления АК «АЛРОСА» (ПАО) является Общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью Компании осуществляется Наблюдательным советом, в обязанности и компетенцию которого входят обеспечение устойчивого развития Компании и формирование ее стратегии, а также контроль за соблюдением принципов корпоративного управления, в числе которых — защита интересов всех акционеров, независимо от степени их владения в уставном капитале Компании, сотрудников Компании и ее партнеров, своевременное и полное раскрытие информации и прозрачность бизнеса.