Файл: Анализ влияния факторов внутренней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На экономическую эффективность деятельности организации оказывают влияние большое количество факторов, которые нужно учесть в работе с предприятием, чтобы повысить конкурентоспособность предприятия и как следствие стабилизировать его экономическое положение. Данные факторы определяют эффективность деятельности предприятия, что напрямую влияет на финансовые показатели деятельности. Анализ внутренней среды позволяет уяснить цели, четко сформулировать миссию, определить смысл и направления деятельности.

Зная, какие условия и как воздействуют на деятельность предприятия можно грамотно выстроить систему управления предприятием и увязать все процессы, проходимые в предприятии. Данная информация очень важна для управленческой деятельности руководителей всех уровней.

Нужно учитывать, что слабости есть у каждой организации. Понимание проблемы, корень которой чаще всего исходит из организации, и собственно факторов внутренней среды поможет найти правильное решение проблемы.

Однако нужно быть внимательным с изменениями в организации, то есть влияя на то, что тебе подвластно нужно быть осторожным: знать когда изменения в организации жизненно необходимы, а когда они только нарушат слаженную работу организации. Нужно ещё учесть, что персонал не всегда рады изменениям.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что руководитель в процессе принятия решения руководствоваться не только собственными убеждениями, но и результатами анализа процессов, протекающих внутри предприятия.

Курсовая работа посвящена исследованию факторов внутренней среды предприятия, которые влияют на успех организации в получении прибыли.
Цель работы состоит в изучении взаимосвязи между факторами внутренней среды и влиянием на коммерческую деятельность.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- поиск и сбор информации на данную тему

- анализ компании на данные факторы

- формулирование общего вывода

Объектом исследования является ПАО АК «АЛРОСА»

Предметом исследования являются факторы внутренней среды организации

Метод исследования был теоретическим (сбор и анализ информации)


Глава 1. Внутренняя среда предприятия и ее влияние на развитие коммерческой деятельности

1.1. Понятие факторов внутренней среды предприятия

Внутренняя среда предприятия – это само предприятие, его цели, организационные структуры, которые определяют характер принятия решений, бизнес-процессы, системы управления различными видами ресурсов, а также взаимоотношения между собственниками, руководителями и наемными работниками.

Особенностью факторов внутренней среды является то, что все они контролируемы, так как само предприятие определяет их характеристики.

Внутренняя среда предприятия состоит из пяти частей (Рисунок 1):

1) Структура

2) Ресурсы

3) Культура

4) Персонал

5) Менеджмент

Рисунок 1. Среда предприятия

Структура – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящиеся между собой в устойчивых отношениях (образно говоря, основа, каркас, «скелет» предприятия), обеспечивающая предприятию устойчивость и целостность.

Ресурсы – совокупность естественных и искусственных благ на счёте предприятия или организации.

Культура организации — это социальная, морально-этическая и материальная среда, которая формируется внутри организации, трансформируется в корпоративный образ мышления и корпоративные нормы поведения членов организации и которая, таким образом, становится системообразующим фактором консолидации и развития организации.

Персонал – весь личный состав работающих в организации.

Менеджмент (управление) — система, которая включает методы, принципы, средства и формы, использующиеся для того, чтобы управлять организациями и повышать эффективность их работы.

1.2. Структура предприятия

Необходимым условием построения успешной деятельности предприятия является рациональное построение его структуры, так как экономические системы основаны на принципе разделения труда между людьми. Разделение труда предусматривает разделение работ и трудовых функций между работниками по цехам, участкам, бригадам, звеньям и т.д. В следствие этого и предполагается наличие определённой структуры.


Различают организационную, производственную и финансовую структуру предприятия.

Организационная структура компании или предприятия отражает взаимоотношения между руководящим составом и рабочим персоналом, дает четкое представление, кто на предприятии отвечает за принятие управленческих решений.

Понимание организационной структуры предприятия позволит мгновенно диагностировать проблемы взаимодействия управляющих субъектов и управляемых объектов предприятия, увидеть, как устроены производственные процессы, оценить их сильные и слабые стороны.

Чтобы создать подходящую для организации структуру, нужно полностью проанализировать её. Особое внимание нужно уделить этим факторам:

- масштабы производства (под масштабом понимается размер предприятия (фирмы), измеренный объемом выпуска);

- отраслевые особенности деятельности;

- тип производства (единичный, серийный, массовый);

- квалификация работников (какими знаниями обладает работник, каков опыт его работы и т.д.).

Производственная структура предприятия – совокупность образующих предприятие рабочих мест, участков, цехов и служб. Данная структура определяет эффективность использования материальных и трудовых ресурсов предприятия, качество изготавливаемой продукции и т.д. Факторами, определяющими производственную структуру, являются:

- особенности разделения труда;

- уровень специализации и кооперирования производства;

- уровень развития техники, технологии и организации производства;

- номенклатура производимой продукции, ассортимент, объём выпуска, трудоёмкость изготовления продукции.

Главными элементами производственной структуры предприятия является рабочие места, участки, цехи и службы.

Финансовая структура — это иерархическая система центров финансовой ответственности, которая определяет порядок формирования финансовых результатов и распределения ответственности за достижение общего результата компании. Главной целью создания финансовой структуры компании выступает разработка механизма распределения ответственности за экономические и финансовые показатели затрат, доходов, маржинальных доходов, чистой прибыли, отдачи на инвестиции.

Таким образом, финансовая структура фирмы представляет собой набор бизнесов или других сфер финансовой ответственности (за доходы и расходы, только за расходы, за определенные финансовые показатели и т.п.), распределенных между структурными и иными подразделениями предприятия, выступающими в качестве объектов бюджетирования и управленческого учета.


Основная задача построения финансовой структуры компании - распределение ответственности и полномочий между менеджерами по управлению доходами и расходами, активами, обязательствами и капиталом предприятия, а также рядом нефинансовых показателей. Разработав финансовую структуру, менеджмент компании создает основу для внедрения управленческого учета, бюджетирования, а также эффективной системы мотивации персонала компании.

Построение финансовой структуры компании предполагает выполнение следующих последовательных этапов: описание функций структурных подразделений предприятия: реализация, снабжение, производство, администрирование и т. д. Это позволит определить статьи затрат и доходов, на которые могут влиять те или иные подразделения.

Принципы построения финансовой структуры могут быть разными. Например, можно выделить центры ответственности по функциональному признаку: одни подразделения разрабатывают продукт, другие его продают, третьи его обслуживают.

Финансовая структура компании является основой для построения системы управленческого учета и бюджетирования, так как выделение центров ответственности дает четкое представление о существующих в компании источниках достоверной и оперативной информации.

Итак, структура предприятия определяет функциональные взаимоотношения между ее элементами, формализует разделение обязанностей, иерархию подчиненности и ответственности, необходимую специализацию. Чем меньше в структуре предприятия иерархических уровней, тем легче оно приспосабливается к изменениям внешней и внутренней среды.

Обладание оптимальной организационной структуры предприятия обеспечивает:

- эффективное достижение основных производственных и организационных целей;

- взаимодействие всех элементов структуры;

- своевременную реакцию на изменения внешней среды.

Любая, даже самая совершенная структура управления обречена на изменения и дальнейшее совершенствование. Чем раньше органы управления определят необходимость этих перемен, тем эффективнее будет процесс управления. Причина неизбежности новых организационных отношений и соответствующих структур управления кроется в постоянном развитии и перераспределении функций между элементами системы управления, связанными с социальными, экономическими и управленческими изменениями.

1.3. Ресурсы предприятия


Для того чтобы организация могла достичь поставленных целей, необходимы затраты ресурсов, получаемых из внешней среды.

В процессе деятельности предприятие использует шесть групп ресурсов: природные, материальные (предметы труда), средства труда, трудовые, в том числе интеллектуальные, финансовые и информационные ресурсы.

Природные ресурсы — естественные, имеющиеся в природе ресурсы в виде земли и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна, недр и полезных ископаемых, лесов, растительного и животного мира, климатических особенностей регионов.

Материальные ресурсы — совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта. К материальным ресурсам относятся: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, незавершенное строительство, а также запасные части машин, предназначенные для ремонта оборудования, тара и тарные материалы, вторичные ресурсы (предприятие может иметь в качестве дополнительного источника использование отходов своего производства) и др.

Средства труда или капитальные средства — олицетворяемые вещной формой недвижимого и приравниваемого к нему имущества в виде техники, технологии; ресурсы, с помощью которых осуществляется производственный процесс. В качестве средств труда выступают здания, станки, машины и т. п.

Трудовые (человеческие) ресурсы — трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными возможностями к трудовой деятельности, способная принять участие в процессе труда.

Информационные ресурсы — совокупность данных о знаниях человечества, о ситуации в рыночной сфере, состоянии законодательства и др. Они включают отдельные документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. п.

Финансовые ресурсы — это совокупность денежных средств предприятия, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по расширенному воспроизводству.

Время – это ограниченный источник, как сырье, материалы, финансы. Оно необратимо, и его невозможно растянуть или восстановить. Для руководителя имеет фундаментальную важность управление как собственным временем, так и временем других людей.

Важнейшей характеристикой любого вида ресурса является его ограниченность, означающая, что в принципе ресурсная база любой конкретной организации ограничена сверху определенной константой, измеряемой, как правило, в денежном выражении. В зависимости же от поставленных целей структура ресурсов может изменяться в достаточно широких диапазонах (существуют также ограничения, определяемые ресурсным рынком, однако в отношении конкретной организации ими в большинстве случаев можно пренебречь).