Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 381

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

(Например, исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второго, и т. д.»).

Примеры вопросов для изучения деловых отношений

1а) Кого из своих коллег по группе Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?

1б) Кого из своих коллег по группе Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2а) С кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?

2б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служеб­ную командировку?

За) Кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?

3б) Кому из членов группы тяжело будет исполнять обязан­ности лидера?

Примеры вопросов для изучения личных отношений

1а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?

1б) С кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем совето­ваться?

2а) Если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?

2б) Если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

За) Кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?

3б) Кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.). Критерии определя­ются в зависимости от цели данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Пример социометрической карточки

№ п/п

Тип

Критерий

Выборы







1

2

3



п

1

Работа

а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?

1

2

3



п





б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?

1

2

3



п

2

Досуг

а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?

1

2

3



п





б) Кого бы вы не хотели пригла­сить на встречу Нового года?

1

2

3



п



При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена гра­фа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждо­го критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе.

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, гра­фический и индексологический.

Любой способ обработки начинается с построения простейшей социоматрицы. В первую очередь заполняются таблицы результатов в отдельности по деловым и личным отношениям.

По вертикали подписываются с соответствующими номерами фамилии всех членов группы, которая подвергается социомет­рическому опросу. По горизонтали — только их номер. На соот­ветствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый опрашиваемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого опрашиваемый не из­бирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обво­дится в таблице (независимо от очередности выбора). После того как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выбо­ров). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). Эта общая алгебраическая сумма баллов для каждого опрашиваемого и определяет статус в группе.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает весьма на­глядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть по­строены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу по­лученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. Нa основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта).



Социограмма - графический способ изображения структуры межличностных отношений в малой социальной группе. Социо­грамма - это рисунок, на котором члены группы изображаются точками, а их выборы — стрелками. Если при ответе на вопрос член группы А выбрал члена группы Б, то на рисунке проводит­ся стрелка от точки А к точке Б. Таким образом, социограмма представляет собой ориентированный граф, поэтому для ее фор­мального анализа может быть использована теория графов.

Существует множество разновидностей социограмм.

Концентрическая социограмма или «мишень»: члены группы располагаютсяв пределах круга, в соответствии с их социометри­ческим статусом. Это означает, что чем выше статус, тем ближе к центру помещается соответствующая точка.

Локаграмма: члены группы размещаются на чертеже, пред­ставляющем их реальное расположение в помещении (за партами в школе, на рабочих местах в цеху, офисе и т. п.).

Взвешенная социограмма строится в тех случаях, когда тем или иным способом измерена интенсивность межличностных чувств. Тогда интенсивность социометрического выбора может быть отображена стрелкой различной толщины, цвета и т. п.

Социограмма группировок: чем выше интенсивность межлич­ностных чувств, тем ближе на социограмме расположены члены группы.

Наглядность социограммы существенно повышается, когда удается выделить социометрические подструктуры (подгруппа, лидер и т. д.). Можно также изображать членов группы не точ­ками, а различными геометрическими значками (квадратиками, треугольниками, кружками) в зависимости от их пола, должности и т. п. Можно совмещать социограммы, построенные по разным вопросам (критериям) на одном графе, используя различные цвета для каждого вопроса.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремя­щихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометричес­ких измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более.


Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые социометрические индексы (ГСИ). Первые харак­теризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характе­ристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

Основными ПСИ являются:

- индекс социометрического статуса i-члена;

- индекс эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интен­сивности и концентрации взаимодействия ij-члена.

Символы iи j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i— выбира­емый, j — он же выбирающий, ij— совмещение ролей.

С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Из ГСИ наиболее важными являются:

- индекс эмоциональной экспансивности, который показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы);

- индекс психологической взаимности («сплоченности группы»), который показывает уровень положительных взаимных связей в группе.
Вопросы для самоконтроля:

1.

Литература

1. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы.-М.: Наука,1978.

2.Афаеасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.- М.: Политиздат,1981.

3. Белов В.Г., Смольков В.Г. ИСУ (Исследование систем управления).- М.: Луч, Эликта-Принт,2000.

4. Беляев А.А., Короткое Э.М. Системология. — М.: ИНФРА-М, 2000.

5. Валуев С.А., Волкова В.Н., Игнатьева А.В. и др. Системный анализ в экономике и организации производства. - Л.: По­литехника, 1991.

6. Валуев С.А, Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. — М.: Машиностроение, 1993.

7. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. — М.: Экономика, 1993.

8. Исследование систем управления: Учеб. Пособие/ Под ред. Короткова Э.М. – М.: ИНФРА-М, 2003.

9. Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. Пер. с англ. М.: Советское радио, 1979

10. Коротков Э.М. Исследование систем управления.- М.: ООО Издательско - Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2003.

11. Ларин А.А.
Теоретические основы управления: Учебное пособие. Ч.1. Процессы, системы и средства управления. -М.: РВСН, 1998

12. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.

13. Мессарович М., Мако Д.,Тахара И. Теория иерархических многоуровневых систем: Пер. с англ. М., Мир, 1973.

14. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.

15. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления: Учеб.пособие. – М.: ЦИТОО, 2001.

16. Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем: Пер. с англ. –М.: Советское радио, 1969

17. Основы общей теории систем: Учебное пособие. Ч.1. СПб.: ВАС, 1992


18. Партер У. Современные основания общей теории систем.: Пер. с англ. М.: Наука, 1971.

19. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

20. Рогожин С.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие.- М.: Национальный институт бизнеса, 1999.

21. Словарь-справочник менеджера./Под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА, 1996.

22. Скоун Т. Управленческий учет./Пер. с англ, под ред. Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ, 1997.

23. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие. –М.: Юнити, 1998

24. Справочник директора предприятия. /Под ред. М.Г. Ла­пусты. — М.: ИНФРА, 1998

25. Теория управления. Терминология: Сборник рекомендуемых терминов. Вып. 107. –М.: Наука, 1988

26. Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. —М.: ИНФРА-М, 1999.