Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 384

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • организационная четкость и относительная простота (опрос всегда организовать легче, чем любой другой способ полу­чения информации);

  • относительная дешевизна;

  • конкретность, содержательность и стандартность получаемых с его помощью сведений;

  • уникальность (он позволяет получать информацию, которая недоступна другим методам);

  • оперативность (при анкетировании);

  • эффективное использование формальных и технических средств обработки получаемых материалов.

Имеются у метода опроса и недостатки. Связаны они, глав­ным образом, с факторами, негативно влияющими на качество получаемых с его помощью сведений:

  • влияние респондента (уровень его образования, культуры, свойства памяти, психики, отношение к организации или человеку, проводящему опрос, и т. п.);

  • влияние самого исследователя (качество разработки социологического инструментария (опрос­ника), профессионализм анкетера или интервьюера);

  • влияние внешних факторов (посторонние лица, неудачное время и место опроса, плохая организация самой процедуры и т. п.).

Метод опроса используется:

1) когда предпочтительным, а час­то единственным источником сведений является человек — непосредственный представитель исследуемого процесса или явления;

2) когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют;

3) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения;

4) когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, интересы, моти­вации, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.;

5) в ка­честве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Полевой этап исследований, проводимых в рамках так на­зываемой «количественной» социологии, завершается сбором одного или нескольких массивов достаточно больших по чис­ленности (от нескольких сотен до нескольких тысяч) первичных документов. В них зафиксированы конкретные значения пере­менных (ответов на вопросы анкеты, величины единиц счета в бланках контент-анализа и т.д.) каждой единицы наблюде­ния (респондента, фрагмента канала СМИ при проведении кон­тент-анализа и т. д.), включенной в выборочную совокупность.


Для того чтобы извлечь содержательную информацию из этой эмпирической фактуры, все конкретные значения переменных необходимо представить в обобщенной форме, т. е. провести ее своеобразное «сжатие». Эта процедура называется обработкой эмпирической информации.

Она представляет собой комплекс последовательных опера­ций, в результате которых исследователь получает различные количественные меры значений переменных, с помощью кото­рых можно выявить картину состояния предмета исследования, взаимосвязи и взаимозависимости между переменными и/или их группировками. Выполняются они с помощью компьютерной техники и состоят в следующем.

  1. Подготовка эмпирической информации к обработке.

  2. Содержательный контроль полноты и правильности пер­вичных документов.

  3. Сквозная нумерация всех документов, прошедших содер­жательный контроль и включенных в обработку.

  4. Подготовка электронного макета для введения эмпиричес­кой фактуры в память компьютера и перевода ее из физической формы в электронную.

  5. Ввод (набивка) всей эмпирической фактуры с полевых до­кументов (анкет, бланков и т.п.) в память компьютера (на жесткие и/или мягкие магнитные диски) и образование файлов данных.

  6. Получение линейных распределений частот значений всех переменных, включенных в полевой документ, а также необхо­димых или заданных таблиц сопряженности между ними.

  7. Использование (при возможности) стандартных или специализированных пакетов прикладных компьютерных программ в индивидуальном (диалоговом) режиме для проведения ори­гинальных математических или статистических преобразований эмпирической информации и представления получаемых резуль­татов в удобной (табличной, графической, диаграммной и т.п.) форме на экране монитора и/или (через принтер) на бумаге.

8. Содержательный анализ выходных форм.

Основной принцип, которому подчиняется вся аналитическая работа: от общего — к частному. Любой аналитический материал должен начинаться с раскрытия существа проблемы, ее актуаль­ности, масштабов структуры и т. д. Для этого привлекаются все имеющиеся материалы, в том числе и те, которые получены в результате проведения исследования. Поэтому осмысление эм­пирических материалов социологического исследования, привле­каемых для этих целей, всегда начинается с (1) анализа линейных распределений

.

Полученные в результате содержательные выводы в значительной мере предопределяют логику, направленность и характер последующего анализа, его глубину и объем. Результаты анализа линейных распределений позволяют представить общую картину ситуации, сформулировать стратегические ориентиры при принятии решений.

Следующий раздел текста должен быть направлен на

- дета­лизацию общей картины,

- более полное раскрытие отдельных составляющих проблемы,

- выявление взаимосвязей между ними,

- уточнение возможных направлений решения проблемы и т.д.

Это становится возможным в процессе (2) анализа таблиц сопря­женности и n-мерных распределений. При умелом формировании названных таблиц из них можно извлечь информацию для кон­кретизации общих выводов, повышения адресности практических действий, разработки социальных технологий и т. п.

Завершают аналитический текст (отчет, записку) рекомендации, конкретные предложения стратегического и тактического характера.

Социометрический метод — метод получения эмпири­ческой информации, используемый в социологии и социальной психологии с целью изучения структуры межличностных отно­шений в малых (контактных) социальных группах.

Данный метод представляет собой реализацию методики групповой психоло­гии — социометрии, предложенной американским социальным психологом Я.Д.Морено. С помощью социометрии оказывается возможным количественное измере­ние эмоциональных отношений в малых социальных группах и отражение их в виде социальных матриц, индексов, графи­ков.

Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточ­но длительный опыт совместной групповой жизни.

Предмет­ная область социометрии — эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие).

Созданная на основе взглядов К. Маркса, О. Конта и 3. Фрейда социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешние проявления поведения и взаимодействия людей, так и фрейдизму, акцентирующему внимание на внутренних, глубин­ных факторах человеческого поведения.

По мнению Я.Д.Морено, эмоциональ­ные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая недоступна простому наблюдению и может быть выявлена только с помощью социальной микроскопии. Именно социометрия в сочетании со своими специфи­ческими методами положила начало разработке теоретических и практических основ
микросоциологии.

Суть общей теории социометрии основывается на утверж­дении того, что социальные системы являются притягательно – отталкивающе - нейтральными, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто внешне никак не проявляющиеся (микроструктура).

Социометрическая теория ставит своей целью выявление законов формирования и функционирования взаимодействий внутри малых социальных групп.

Прикладная социометрия в виде специальной техники опро­са и обработки эмпирической информации (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и пер­вичных (контактных) коллективов почти всегда включают в ка­честве основного или дополнительного метода социометрию.

Основной формой социометрической процедуры является социометрический опрос. Он позволяет:

  • анализировать внутриколлективные и внутригрупповые отно­шения на основе измерения степени сплоченности—разоб­щенности в группе;

  • изучать структуру микрогрупп и положение в них отдельных членов (так называемые социометрические позиции — отно­сительный авторитет членов группы по признакам симпа­тии—антипатии);

  • обнаруживать внутригрупповые подсистемы, сплоченные об­разования, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

С помощью социометрического опроса можно также устано­вить величину социодинамического расхождения между офици­альной (формальной) и неофициальной (неформальной, неявной, социометрической) структурами.

Результаты социометрического опроса выступают в качестве предпосылки и основы превращения старого социального устройства в новое и, если это необходимо, преобразования его групп таким образом, чтобы его формальная структура как можно больше соответствовала глубинной (неформальной или эмоциональной) структуре.

Наиболее плодотвор­но социометрический опрос используется при формировании команд. Кроме того, с помощью социометрического опроса мож­но изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.


Использование социометрической процедуры позволяет про­водить измерение авторитета формального и неформального ли­деров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной не­приязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, она не требует больших времен­ных затрат (до 15 мин) и при этом весьма полезна в приклад­ных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Однако ее нельзя все же рассматривать в качестве радикального способа разрешения внутригрупповых проблем, причины которых заложены не в симпатиях и антипа­тиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Социометрические опросы могут проводиться в коллективах, имеющих не менее чем полугодовой опыт совместной деятельнос­ти. Количество членов группы, подвергаемой социометрическому исследованию, не должно превышать 10—15 человек.

Основными требованиями к проведению социометрического опроса являются:

  • рациональная формулировка целей и задач исследования;

  • четкое определение исследуемой совокупности, проблемы, критериев, форм и вариантов выборов;

  • корректное использование полученной информации.

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипо­тезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспери­ментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызы­вает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе.

Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Как правило, социометрический критерий — это критерий, по которому устанавливается структура отношений между членами группы. Он представляет собой социометрический вопрос, в котором опрашиваемым предлагается выбрать одного или нескольких членов группы для той или иной совместной дея­тельности. Каждый член группы обязан отвечать на эти вопросы, выбирая членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими