Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 384
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
организационная четкость и относительная простота (опрос всегда организовать легче, чем любой другой способ получения информации); -
относительная дешевизна; -
конкретность, содержательность и стандартность получаемых с его помощью сведений; -
уникальность (он позволяет получать информацию, которая недоступна другим методам); -
оперативность (при анкетировании); -
эффективное использование формальных и технических средств обработки получаемых материалов.
Имеются у метода опроса и недостатки. Связаны они, главным образом, с факторами, негативно влияющими на качество получаемых с его помощью сведений:
-
влияние респондента (уровень его образования, культуры, свойства памяти, психики, отношение к организации или человеку, проводящему опрос, и т. п.); -
влияние самого исследователя (качество разработки социологического инструментария (опросника), профессионализм анкетера или интервьюера); -
влияние внешних факторов (посторонние лица, неудачное время и место опроса, плохая организация самой процедуры и т. п.).
Метод опроса используется:
1) когда предпочтительным, а часто единственным источником сведений является человек — непосредственный представитель исследуемого процесса или явления;
2) когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют;
3) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения;
4) когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.;
5) в качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.
Полевой этап исследований, проводимых в рамках так называемой «количественной» социологии, завершается сбором одного или нескольких массивов достаточно больших по численности (от нескольких сотен до нескольких тысяч) первичных документов. В них зафиксированы конкретные значения переменных (ответов на вопросы анкеты, величины единиц счета в бланках контент-анализа и т.д.) каждой единицы наблюдения (респондента, фрагмента канала СМИ при проведении контент-анализа и т. д.), включенной в выборочную совокупность.
Для того чтобы извлечь содержательную информацию из этой эмпирической фактуры, все конкретные значения переменных необходимо представить в обобщенной форме, т. е. провести ее своеобразное «сжатие». Эта процедура называется обработкой эмпирической информации.
Она представляет собой комплекс последовательных операций, в результате которых исследователь получает различные количественные меры значений переменных, с помощью которых можно выявить картину состояния предмета исследования, взаимосвязи и взаимозависимости между переменными и/или их группировками. Выполняются они с помощью компьютерной техники и состоят в следующем.
-
Подготовка эмпирической информации к обработке. -
Содержательный контроль полноты и правильности первичных документов. -
Сквозная нумерация всех документов, прошедших содержательный контроль и включенных в обработку. -
Подготовка электронного макета для введения эмпирической фактуры в память компьютера и перевода ее из физической формы в электронную. -
Ввод (набивка) всей эмпирической фактуры с полевых документов (анкет, бланков и т.п.) в память компьютера (на жесткие и/или мягкие магнитные диски) и образование файлов данных. -
Получение линейных распределений частот значений всех переменных, включенных в полевой документ, а также необходимых или заданных таблиц сопряженности между ними. -
Использование (при возможности) стандартных или специализированных пакетов прикладных компьютерных программ в индивидуальном (диалоговом) режиме для проведения оригинальных математических или статистических преобразований эмпирической информации и представления получаемых результатов в удобной (табличной, графической, диаграммной и т.п.) форме на экране монитора и/или (через принтер) на бумаге.
8. Содержательный анализ выходных форм.
Основной принцип, которому подчиняется вся аналитическая работа: от общего — к частному. Любой аналитический материал должен начинаться с раскрытия существа проблемы, ее актуальности, масштабов структуры и т. д. Для этого привлекаются все имеющиеся материалы, в том числе и те, которые получены в результате проведения исследования. Поэтому осмысление эмпирических материалов социологического исследования, привлекаемых для этих целей, всегда начинается с (1) анализа линейных распределений
.
Полученные в результате содержательные выводы в значительной мере предопределяют логику, направленность и характер последующего анализа, его глубину и объем. Результаты анализа линейных распределений позволяют представить общую картину ситуации, сформулировать стратегические ориентиры при принятии решений.
Следующий раздел текста должен быть направлен на
- детализацию общей картины,
- более полное раскрытие отдельных составляющих проблемы,
- выявление взаимосвязей между ними,
- уточнение возможных направлений решения проблемы и т.д.
Это становится возможным в процессе (2) анализа таблиц сопряженности и n-мерных распределений. При умелом формировании названных таблиц из них можно извлечь информацию для конкретизации общих выводов, повышения адресности практических действий, разработки социальных технологий и т. п.
Завершают аналитический текст (отчет, записку) рекомендации, конкретные предложения стратегического и тактического характера.
Социометрический метод — метод получения эмпирической информации, используемый в социологии и социальной психологии с целью изучения структуры межличностных отношений в малых (контактных) социальных группах.
Данный метод представляет собой реализацию методики групповой психологии — социометрии, предложенной американским социальным психологом Я.Д.Морено. С помощью социометрии оказывается возможным количественное измерение эмоциональных отношений в малых социальных группах и отражение их в виде социальных матриц, индексов, графиков.
Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточно длительный опыт совместной групповой жизни.
Предметная область социометрии — эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие).
Созданная на основе взглядов К. Маркса, О. Конта и 3. Фрейда социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешние проявления поведения и взаимодействия людей, так и фрейдизму, акцентирующему внимание на внутренних, глубинных факторах человеческого поведения.
По мнению Я.Д.Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая недоступна простому наблюдению и может быть выявлена только с помощью социальной микроскопии. Именно социометрия в сочетании со своими специфическими методами положила начало разработке теоретических и практических основ
микросоциологии.
Суть общей теории социометрии основывается на утверждении того, что социальные системы являются притягательно – отталкивающе - нейтральными, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто внешне никак не проявляющиеся (микроструктура).
Социометрическая теория ставит своей целью выявление законов формирования и функционирования взаимодействий внутри малых социальных групп.
Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки эмпирической информации (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.
Основной формой социометрической процедуры является социометрический опрос. Он позволяет:
-
анализировать внутриколлективные и внутригрупповые отношения на основе измерения степени сплоченности—разобщенности в группе; -
изучать структуру микрогрупп и положение в них отдельных членов (так называемые социометрические позиции — относительный авторитет членов группы по признакам симпатии—антипатии); -
обнаруживать внутригрупповые подсистемы, сплоченные образования, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
С помощью социометрического опроса можно также установить величину социодинамического расхождения между официальной (формальной) и неофициальной (неформальной, неявной, социометрической) структурами.
Результаты социометрического опроса выступают в качестве предпосылки и основы превращения старого социального устройства в новое и, если это необходимо, преобразования его групп таким образом, чтобы его формальная структура как можно больше соответствовала глубинной (неформальной или эмоциональной) структуре.
Наиболее плодотворно социометрический опрос используется при формировании команд. Кроме того, с помощью социометрического опроса можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Использование социометрической процедуры позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.
Социометрическая методика проводится групповым методом, она не требует больших временных затрат (до 15 мин) и при этом весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Однако ее нельзя все же рассматривать в качестве радикального способа разрешения внутригрупповых проблем, причины которых заложены не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Социометрические опросы могут проводиться в коллективах, имеющих не менее чем полугодовой опыт совместной деятельности. Количество членов группы, подвергаемой социометрическому исследованию, не должно превышать 10—15 человек.
Основными требованиями к проведению социометрического опроса являются:
-
рациональная формулировка целей и задач исследования; -
четкое определение исследуемой совокупности, проблемы, критериев, форм и вариантов выборов; -
корректное использование полученной информации.
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе.
Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Как правило, социометрический критерий — это критерий, по которому устанавливается структура отношений между членами группы. Он представляет собой социометрический вопрос, в котором опрашиваемым предлагается выбрать одного или нескольких членов группы для той или иной совместной деятельности. Каждый член группы обязан отвечать на эти вопросы, выбирая членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими