Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 382

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эта раз­новидность опроса примечательна тем, что позволяет при получении данных о субъективных ориентациях людей к исследуемым объектам охватывать широкие массивы респондентов, чем обеспечивается вы­сокая достоверность получаемой информации. Роль сборщика анкет­ной информации заключается главным образом в том, чтобы раздать формуляры и проконтролировать качество их заполнения, не участвуя напрямую в обсуждении включенных в анкету вопросов.

Анкетирование является наиболее оперативным и дешевым спосо­бом сбора информации. Большое значение в организации анкетирова­ния отводится способам рассылки и раздачи формуляров.

Таким об­разом, выделяют почтовое и раздаточное анкетирование. В случае заполнения анкеты по почте контакт интервьюера и респондента ис­ключен, что зачастую негативно отражается на качестве проведенного опроса.

Прираздаточном анкетированииконтроль со стороны интер­вьюера позволяет обеспечивать надлежащий уровень заполнения фор­муляра.

Необходимость математической обработки результатов массового анкетирования вызывает преимущественное использование в анкетах закрытых вопросов, предполагающих определенный и исчерпыва­ющий перечень ответов на эти вопросы. Поэтому значительную опас­ность для качества опроса представляет допущение неполноты набора альтернатив в закрытых вопросах, влекущее за собой дезориентацию респондента и, как следствие этого, снижение достоверности получае­мых по результатам опроса выводов.

Опрос при помощи анкет является наиболее распространенным методом получения социологической информации. Его главным дос­тоинством является масштаб охвата выборочной совокупности, по­зволяющий делать обобщения на большом массиве социологическо­го материала. Правильно сформированная анкета дает возможность заключать обоснованные и содержательные выводы о свойствах и цен­ностных ориентациях социальных групп, попавших в выборку, выяв­лять закономерности, составляющие устойчивые и сущностные связи между различными составляющими исследуемого объекта. Поэтому не­обходимо тщательно подготовить вопросник, связав его логику и струк­туру с целями и задачами исследования.

Анкетный опрос может быть представлен в двух видах, обусловлен­ных целями, закладываемыми в процедуру опроса.

Первый вид анкет­ного опроса — информационныйпредполагает простой набор сведе­ний, получаемых при помощи вопросов.

Другой вид —
перекрестный— направлен на парное сличение признаков, заложенных в вопросы ан­кеты с целью определения скрытых зависимостей в содержании и ди­намике объекта исследования.

На первом этапе проведения анкетного опроса — подготовитель­ном — важно проверить логическую обоснованность (релевантность) каждого вопроса, включенного в анкету. Составитель анкеты должен знать, какую информацию можно получить на базе того или иного воп­роса, с какими другими вопросами связан данный вопрос и какие вы­воды можно получить в ходе сравнительного анализа ответов на эти вопросы. Решить эту проблему при проведении перекрестного опроса позволяет формулировка перечня бинарных оппозиций, цель которо­го заключается в сопоставлении вопросов анкеты, матричное пред­ставление ответов на которые дает возможность получить скрытые от самих участников опроса устойчивые зависимости между свойствами объекта исследования.

К примеру, оппозиционную пару в анкете мо­гут составить вопросы о поле, возрасте или образовании — с одной сто­роны, и об отношении к руководству организации (отрицательное, поло­жительное и равнодушное) — с другой. В идеале, практически все вопросы анкеты должны состоять в бинарных оппозициях друг с дру­гом, это повысит информационную емкость анкеты и улучшит каче­ство последующей ее обработки.

Кроме того, при формулировке вопросника анкеты необходимо со­блюдение некоторых правил, учитывающих психологические и соци­альные особенности процедуры опроса:

  • анкета должна быть структурирована на блоки, облегчающие восприятие респондентом структуры вопросника;

  • общий принцип расположения вопросов в анкете: от простых вопросов к сложным. В заключительном блоке предлагаются вопросы биографического характера;

  • повысить качество анкеты может введение в текст анкеты вопро­сов-ловушек, с помощью которых косвенным образом определя­ется то, насколько искренно респондент отвечает на отдельные вопросы;

  • объем и содержание вопросов анкеты должны быть соразмерны целям исследования, квалификации и характеру занятости рес­пондентов.

На втором этапе проведения анкетного опроса — процедурном — отслеживается качество ответов респондентов на сформулированные вопросы. Поскольку анкетный опрос не предполагает личного взаи­модействия интервьюера и респондента, в анкете должна быть сфор­мулирована обстоятельная инструкция к заполнению каждого пункта вопросника. Респондент должен точно знать, сколько возможных ва­риантов ответа на закрытые вопросы он имеет возможность обозна­чить, где отметить варианты ответов, не предусмотренных приведен­ными в анкете перечнями и пр.



Методы интервьюирования по степени формализации делятся на стандартизированные интервью и свободные интервью.


Стандартизированные интервьюявляются по сути формой анкети­рования с присутствием интервьюера. Такая форма опроса дает возмож­ность получить максимально полное и исчерпывающее представление об объекте исследования. В ходе стандартизированного интервью анке­тер должен придерживаться точных формулировок, используя преиму­щественно закрытые вопросы.

Свободное интервью(беседа) проводится без заранее подготовлен­ного вопросника или плана беседы, что, с одной стороны, облегчает контакт респондента с анкетером, но с другой — усложняет обработку информации. Свободное интервью целесообразно проводить на ран­них стадиях исследования, когда объект исследования недостаточно структурирован. Результаты свободных интервью не должны носить унифицированный характер; их ценность обусловливает собственно уникальность результатов и связь с конкретной ситуацией.

Широкое распространение в качестве способов сбора социальной информации получили также глубинное и фокусированное интервью.

Глубинное интервьюпризвано последовательно раскрыть содержа­ние сложных объектов исследования. Для такого погружения в объект необходимо предварительно составить перечень вопросов, определя­ющих структуру и содержание объекта. В отличие от анкетного опро­са последовательность вопросов и их формулировка не являются жесткими и могут уточняться по мере рассуждений опрашиваемого в ходе опроса.

Цель фокусированного интервьюзаключается в извлечении инфор­мации о реакциях субъекта на заранее заданные воздействия. В фокусированном интервью исследователь стремится определить, какие именно смысловые единицы информационного поля оказались в цен­тре внимания опрошенных, какие — на периферии, а что — вовсе не осталось в памяти.

Необходимым допущением в процедуре проведения фокусирован­ного интервью является предварительное знакомство респондентов с предметом обсуждения. Это может быть: чтение проблемной статьи, просмотр сюжета или изучение темы. Интервьюер предварительно планирует ход беседы, учитывая индивидуальные особенности рес­пондентов, нацеливая их внимание на освещение специально выделен­ных тем обсуждения. Унифицированный характер фокусированного интервью, вызванный обращением к ограниченному кругу исследуе­мых вопросов, позволяет в полной мере использовать статистические методы обработки полученных данных и максимально точно оценить полученные результаты.


Разновидностью фокусированного интервью является метод фокус-групп,представляющий собой неформализованное интервью, прово­димое не с индивидуальным респондентом, а с группой. Элементы интервью, то есть трансакции «интервьюер — респондент», сочета­ются в этом методе с элементами групповой дискуссии — трансак­циями «респондент-респондент».

Целью фокус-групп является полу­чение информации о мнениях и реакциях ее участников. Достижение иных целей, таких как поиск наилучшего решения, погашение конф­ликтов, обучение или достижение психотерапевтического эффекта, при проведении фокус-групп не преследуется.

Значительная роль в сборе социальной информации отводится экспертному и массовому формам опроса.

Специфической чертой экспертного опроса, обстоя­тельный анализ которого будет произведен в следующей главе, явля­ется получение специальной информации, необходимой для понима­ния находящихся в сфере внимания наблюдателя событий и явлений.

Проведение экспертного опроса целесообразно делать в форме ин­тервью, что позволит более полно и содержательно отобразить мнение эксперта. Вопросник для эксперта должен содержать значительное количество открытых вопросов, что обеспечит достаточную широту экспертного взгляда на предмет исследования.

Массовые опросыпроводятся главным образом с целью выяснения общественного мнения по широкому кругу актуальных для развития социума вопросов. Атрибутивными свойствами массовых опросов явля­ется их транстерриториальный характер, поддерживаемый тщательно выверенной выборкой и массивом выборочной совокупности, позво­ляющими увеличить степень надежности и достоверности получен­ных в ходе опроса сведений.

В настоящее время более 80% всей эмпирической информации социологи получают методом опроса. Кроме социологии опрос успешно используется в других областях: статистике (структура населения, бюджеты потребления, времени и т. д.), журналистике (различные виды интервью), педагогике (как средство контроля), врачебной практике (как средство диагностики), юриспруденции (опросы свидетелей), психологии и т. д.

Широкое использование метода опроса обусловлено его оче­видными достоинствами: