ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 692
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические указания к выполнениюконтрольных (расчётно-графических) РАБОТ
Студенту – заочнику необходимо выполнить контрольные работы, предусмотренные учебным планом дисциплины.
1. При выполнении контрольной работы студенту необходимо руководствоваться следующим:
1.Контрольная работа выполняются в 12-ти листовой тетради, на обложке которой приводятся сведения по образцу:
Министерство науки и высшего образования РФ |
ФГБОУ ВО "Мурманский государственный технический университет" |
Кафедра общей и прикладной физики |
Контрольная работа по прикладной физике № ____ |
Выполнил студент группы ______ ________________________ Ф.И.О. |
Проверил преподаватель _________________________________ Ф.И.О. |
Мурманск – 20__ г. |
2. Номер варианта работы соответствует последней цифре номера зачётной книжки студента.
3. Работа выполняются чернилами (шариковой ручкой). Для замечаний преподавателя оставляются поля. Условия заданий записываются полностью. Каждое задание должна начинаться с новой страницы.
4. Условия задач в расчётно-графической работе надо переписать полностью без сокращений. Для замечаний преподавателя на страницах тетради оставлять поля.
5. Решение задачи должно быть оформлено от руки, с предельной аккуратностью, при этом допускается «распечатывание» условия задачи.
6. Решения задач следует сопровождать краткими, но исчерпывающими пояснениями; в тех случаях, когда возможно, дать чертёж, выполненный с помощью чертёжных принадлежностей.
7. Решать задачу надо в общем виде, т.е. выразить искомую величину в буквенных обозначениях величин, заданных в условии задачи. При таком способе решения не производятся вычисления промежуточных величин.
8. После получения расчётной формулы для проверки правильности её следует подставить в правую часть формулы вместо символов величин обозначения единиц этих величин, произвести с ними необходимые действия и убедиться в том, что полученная при этом единица соответствует искомой величине.
9. Числовые значения величин при подстановке их в расчётную формулу следует выражать только в единицах СИ.
10. При подстановке в расчётную формулу, а также при записи ответа числовые значения величин следует записывать как произведение десятичной дроби с одной значащей цифрой перед запятой на соответствующую степень десяти. Например, вместо 3520 надо записать 3,52×103, вместо 0,00129 записать 1,29×10-3 и т.п.
11. Методика решения задач по физике рекомендует придерживаться следующего алгоритма действий:
1. представление физической модели задачи, т.е. проникновение в физическую суть условий поставленной задачи;
2. поиск решения, т.е. исследование возможных вариантов решения данной задачи;
3. решение задачи, т.е. действия в соответствии с выбранным вариантом;
4. оценка полученных результатов, отказ от нефизических вариантов ответов.
Первый этап решения задачи является наиболее важным. Для адекватного представления физической модели необходимы знания по физике, если их нет, нужно сначала обратиться к теоретическому материалу по соответствующему разделу физики. Поможет в представлении физической сути задачи следующая последовательность действий:
а) внимательно прочитайте условие задачи;
б) запишите ее краткое условие, выполнив перевод внесистемных единиц в систему СИ;
в) при необходимости сделайте чертеж.
На втором этапе после получения физической модели следует применить известные алгоритмы решения аналогичных физических задач. При этом совсем необязательно, что первый же алгоритм приведет к правильному решению. Физические задачи очень разнообразны, для их решения могут использоваться разные алгоритмы. Второй этап называется этапом поиска решения, поэтому, столкнувшись с неудачей, надо искать другие варианты решений. Это нормальный процесс решения задач. При самостоятельном решении задачи необходимо проявить волю и усидчивость.
Успешное выполнение второго этапа предполагает следующую последовательность действий:
а) запишите физические формулы, отражающие законы, которые лежат в основе явлений, описанных в задаче;
б) установите зависимость между исходными данными задачи и искомыми величинами;
в) решите задачу в общем виде, получите буквенное выражение искомых величин;
г) проведите проверку размерности полученных выражений.
На третьем этапе проведите вычисления по полученным формулам.
Четвертый этап заключается в проведении анализа полученного решения.
Контрольная работа № 1
Физические основы механики
Таблица вариантов для специальностей, учебным планом которых предусмотрено четыре и шесть контрольных работ
Вариант | Номер задачи | |||||||
0 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 |
1 | 101 | 111 | 121 | 131 | 141 | 151 | 161 | 171 |
2 | 102 | 112 | 122 | 132 | 142 | 152 | 162 | 172 |
3 | 103 | 113 | 123 | 133 | 143 | 153 | 163 | 173 |
4 | 104 | 114 | 124 | 134 | 144 | 154 | 164 | 174 |
5 | 105 | 115 | 125 | 135 | 145 | 155 | 165 | 175 |
6 | 106 | 116 | 126 | 136 | 146 | 156 | 166 | 176 |
7 | 107 | 117 | 127 | 137 | 147 | 157 | 167 | 177 |
8 | 108 | 118 | 128 | 138 | 148 | 158 | 168 | 178 |
9 | 109 | 119 | 129 | 139 | 149 | 159 | 169 | 179 |
Задача 101. Маховик начал вращаться равноускоренно и за промежуток времени
t 10 c достиг постоянной частоты вращения n 300 мин1. Определите угловое ускорение маховика и число N полных оборотов, которое он сделал за это время.
Задача 102. Материальная точка движется в плоскости ху согласно уравнениям:
x А1 + B1t + C1t2 и y A2 + B2t + C2t2, где В1 7 м/с, C1 2 м/с2, В2 1 м/с, С2 0,2 м/с2. Найдите скорость v движения и ускорение а точки в момент времени t 5 с.
Задача 103. Тело брошено под углом 30 к горизонту с начальной скоростью
v 30 м/с. Пренебрегая сопротивлением воздуха, найдите нормальное an, тангенциальное а и полное а ускорения тела через время t 1 с после начала движения.
Задача 104. Из одного и того же места в одном направлении начали двигаться равноускоренно две материальные точки, причем вторая точка начала свое движение через интервал времени t 2 с после первой. Первая точка двигалась с начальной скоростью v1 1 м/с и ускорением a1 2 м/с2, вторая точка с начальной скоростью v2 10 м/с и ускорением a2 1 м/с2. Через сколько времени t и на каком расстоянии s от исходного места встретятся точки?
Задача 105. Движение материальной точки по окружности радиусом R 4 м задано уравнением: А + Bt + Ct2, где A 10 м, В 2 м/с, С 1 м/с2, где – криволинейная координата, отсчитанная от некоторой точки, принятой за начальную, вдоль окружности. Найдите нормальное an, тангенциальное а и полное а ускорения точки в момент времени
t 2 с.
Задача 106. Материальная точка движется по прямой согласно уравнению x Аt + Bt3, где А 6 м/с, B –0,125 м/с3. Определите среднюю путевую скорость v движения точки в интервале времени от t1 2 с до t2 6 с.
Задача 107. Материальная точка движется по окружности радиусом R 10 см с постоянным тангенциальным ускорением. Найдите нормальное ускорение an точки через время t 20 с после начала движения, если известно, что к концу
N 5 оборота после начала движения ее линейная скорость v 10 см/с.
Задача 108. Тело, брошенное вертикально вверх, два раза находилось на одной и той же высоте h 8,6 м с интервалом времени t 3 с. Пренебрегая сопротивлением воздуха, вычислите начальную скорость v движения брошенного тела.
Задача 109. Диск радиусом R 20 см вращается согласно уравнению А + Bt + Сt3, где А 3 рад, В –1 рад/с, С 0,1 рад/с3. Определите нормальное an, тангенциальное а и полное а ускорения точек на окружности диска для момента времени t 10 с.
Задача 110. Вертикально вверх с начальной скоростью v 20 м/с был брошен первый камень. После этого через промежуток времени 1 с был брошен вертикально вверх второй камень с такой же начальной скоростью. Пренебрегая сопротивлением воздуха, определите высоту h, на которой встретятся камни.
Задача 111. Атомное ядро распадается на два осколка массами m1 1,61025 кг
и m2 2,41025 кг. Определите кинетическую энергию Т2 второго осколка, если кинетическая энергия первого осколка Т1 18 нДж.
Задача 112. Шар массой m 1,8 кг сталкивается с покоящимся шаром большей массы. Определите массу М большего шара, если известно, что в результате прямого, центрального, абсолютно упругого удара шар с меньшей массой потерял часть w 0,36 своей кинетической энергии.
Задача 113. На рельсах стоит железнодорожная платформа, на которой в горизонтальном положении закреплено артиллерийское орудие без противооткатного устройства. Из орудия произвели выстрел вдоль полотна снарядом массой m1 10 кг; при вылете из орудия снаряд имел начальную скорость v1 1 км/с. Масса платформы с орудием и прочим грузом m2 20 т. На какое расстояние l откатится платформа после выстрела, если коэффициент сопротивления между колесами платформы и рельсами f 0,002?
Задача 114. Шар массой m1 1 кг движется со скоростью v1 4 м/с и сталкивается
с шаром массой m2 2 кг, движущимся навстречу ему со скоростью v2 3 м/с. Считая удар абсолютно упругим, прямым, центральным, определите скорости и1 и и2 обоих шаров после удара.