Файл: История доктринального исследования уголовной политики в России и за рубежом. Понятие и значение уголовной политики. Впервые понятие уголовная политика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 370

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. История доктринального исследования уголовной политики в России и за рубежом. Понятие и значение уголовной политики.


Впервые понятие «уголовная политика» было использовано в 1804 г. в работах известного немецкого криминалиста А. Фейербаха. Зарождение уголовной политики относится к середине XIX — началу XX в. У истоков науки стояли выдающиеся юристы XIX такие как, Ферри. В России к проблемам уголовной политики юристы обратились во второй половине XIX в. Одними из первых были ведущие ученые того времени: Н. А. Сергеевский, Н. С. Таганцев и другие. Вопросам уголовной политики в последние годы были посвящены несколько монографий и десятки, если не сотни научных публикаций. Однако единства во взглядах на понятие, содержание и другие аспекты уголовной политики нет.

Термин «уголовная политика» понимается в широком, среднем и узком толковании.

Обращаясь к широкому толкованию в качестве примера можно привести пример Побегайло, согласно которому уголовная политика- это государственная политика в области борьбы с преступностью.

Представители среднего толкования включают в понятие уголовной политики помимо нее же, совокупность других правовых политик (политику уголовно-исполнительную и уголовно-процессуальную). Криминологическая политика как правило здесь не упоминается (она является неотъемлемым элементом широкого толкования).

Наконец узкое толкование связывает ее только с уголовным правом и законом. Пример такого толкования дан Пермяковым: « Это обеспечение общественной безопасности и охрана социальных ценностей посредством уголовного права».


  1. Соотношение уголовной политики с политикой государства по противодействию преступности. Соотношение уголовной политики с криминологической политикой.


Государственная политика в сфере противодействия преступности является более широким понятием, нежели уголовно-правовая политика, недаром иногда ее называют уголовно-правовой политикой в широком смысле.

Государственная политика в сфере противодействия преступности объединяет в себе не только правовые, но и социальные, экономические и иные меры, направленные на пресечение, реагирование и предупреждение преступности, а также повышение эффективности деятельности правоохранительных органов. Т.е. само противодействие преступности может быть уголовно-правовым, социально-экономическим и т.п. (к примеру путем улучшения экономических показателей жизни).


В отношении государственной политики в сфере противодействия преступности принято выделять ее направления, в том числе и приоритетные на данный период времени. К ним в настоящее время относится противодействие терроризму, коррупции, экономической и организованной преступности, в том числе наркопреступности. При этом стратегическим направлением политики следует считать, как верно указывает Панченко, предупреждение преступлений.

Касаемо криминологической политики. Криминологическая политика – это деятельность государственных и муниципальных органов, общественных организаций, религиозных объединений и граждан по профилактике правонарушений, сокращению преступности социальными и правовыми средствами, обеспечению интересов личности, общества и государства от угроз криминального характера.

Криминологическая политика является неотъемлемым элементом широкого толкования уголовной политики. Однако существует и противоположное мнение, согласно которому уголовная политика выступает частью криминологической. Любая составная часть уголовной политики должна быть нацелена на ограничение преступности, иными словами соответствовать направлению криминологической политики и с этой точки зрения оцениваться криминологами.


  1. Предмет и содержание уголовной политики. Методы уголовной политики.


Предмет уголовной политики – стратегия и тактика уголовно-правового воздействия на преступлность.

Украинский ученый Фрис пишет, что предмет уголовной политики составляют не только правотворчество, но и правоприменительная деятельность. Автор включает в предмет уголовной политики следующие элементы: 1) принципы уголовно-правового воздействия на преступность 2) криминализацию и декриминализацию 3) пенализацию и депенализацию 4) толкование уголовного законодательства 5) деятельность правоохранительных органов и прочее.

Содержание уголовной политики включает в себя:

Определение принципов уголовного-правового воздействия

2) Установление круга преступных деяний

3) Разработку общих начал назначения наказания

4) Реализацию индивидуализации уголовной ответственности



Методы уголовной политики

К основным методам уголовно-правовой политики следует относить криминализацию, декриминализацию, пенализацию, депенализацию, дифференциацию и индивидуализацию уголовной ответственности.


  1. Соотношение уголовного права и уголовной политики.

Уголовно-правовая политика первична по отношению к уголовному праву. Она определяет задачи, стоящие перед ним. Уголовное право не всегда соответствует быстро меняющимся условиям жизни. Уголовно-правовая политика она мобильнее, быстрее реагирует на новое. Уголовному же праву присущ принцип стабильности. В уголовно-правовой политике стабильны только принципы, в соответствии с которыми она осуществляется. Уголовно-правовая политика в большей степени зависит от эффективности средств борьбы с преступностью. Если практика правоохранительных органов свидетельствует, что та или иная правовая норма не выполняет задач, поставленных перед уголовным правом, уголовно-правовая политика ограничивает ее применение либо ищет взамен рабочую норму.

Таким образом, вопросы в сфере борьбы с преступностью являются политическими. Государство вырабатывает задачи и направления этой борьбы, то есть уголовно-правовую политику. Уголовное право аккумулирует в себе сущность уголовно-правовой политики. Изменения уголовного права зависят от изменений уголовно-правовой политики. В то же время изменения уголовной политики не всегда влекут за собой изменения в уголовном праве, так как политика имеет и другую форму реализации.

  1. Принципы уголовной политики.

Принципы уголовной политики, как и всякие принципы-это руководящие начала, основополагающие идеи деятельности государства, его органов и должностных лиц в сфере охраны законных интересов от преступных посягательств.

Система принципов уголовной политики включает в себя:

1) Социальной и научной обоснованности (означает, что формирование политики в области борьбы с преступностью должно соответствовать социально-экономическим потребностям и возможностям развития общества)

2) Законности (Для уголовной политики это означает единство уголовной политики на территории всей России. Например, недопустимо, с точки зрения законодательного уровня уголовной политики, создание и принятие собственных уголовных, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных кодексов субъектами Федерации. Естественно, в сфере борьбы с преступностью могут быть особенности, обусловленные географическими, культурными или национальными характеристиками, но они не должны противоречить уголовной политике федерального уровня, противопоставляться ей)


3) Справедливости (Принцип справедливости требует реального обеспечения защиты закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, его жизни, здоровья, имущества от преступных посягательств. Для уголовной политики принцип справедливости является важной категорией, определяя в значительной степени формирование и реализацию задач уголовной политики)

4) Демократизма (участие народа в законотворческой деятельности)

5) Гуманизма Гуманизм уголовно-политической деятельности во многом отражает нравственную позицию государства, выражающую признание ценности человека как личности, уважение его достоинства, стремление к его благу как цели общественного прогресса. Уголовная политика ставит право человека на жизнь во главу при определении приоритетов охраняемых уголовным законом ценностей. Аналогичным образом происходит обеспечение иных личных (гражданских, политических) прав.

6) Экономии репрессии (экономия репрессии заключается в применении наказания лишь в крайнем случае, при невозможности использования иных репрессивных мер уголовно-правового воздействия)

7) Неотвратимости ответственности (лицо совершившее преступление должно быть привлечено к ответственности и ему должно быть назначено справедливое наказание)

В определенной степени принципы уголовной политики и принципы уголовного права и уголовного законодательства пересекаются, хотя разумеется следует помнить, что право и политика-это разные явления. Одно представляет собой систему уголовно-правовых норм, другая есть деятельность.

  1. Понятие криминализации. Ее основание и принципы.

Криминализация представляет собой отнесение того или иного общественно опасного деяния в разряд преступным с установлением за него уголовной ответственности. Основанием криминализации является общественная опасность, которая складывается из 2 признаков – это ценности объекта посягательства и вреда ему причиняемого.

Причины изменения круга и объема криминализации

1) Возникновение новых, не существовавших ранее видов общественно опасной деятельности людей (компьютеры, роботы)

2) Неблагоприятная динамика отдельных видов человеческого поведения, ранее регламентированных в адм.закон-ве или же вообще не рассматривавшихся как правонарушения (сюда же адм.преюдиция)

3) Научно-технический прогресс, развивающий потенциально опасные для человека сферы науки и техники (перекликается с 1 пунктом)


Принципы криминализации:

1) достаточная общественная опасность - заключается в том, что криминализируемое деяние должно причинять значительный ущерб правоохраняемым интересам, быть вредным для общества, что требует применения мер государственного принуждения

2) Принцип относительной распространенности предусматривает необходимость учета при установлении уголовной ответственности деяния его неединичного характера.

Деяние, преследуемое в уг.порядке, не мб случайным или редким для общества, исключительным в силу сложившихся обстоятельств; напротив, дб типичным.

Казусность неоправданно расширяет уголовный закон, не работает, не добавляет уважительности уголовному закону.

Например, есть запреты, которые носят политическое значение (например, экоцид, геноцид, ведение агрессивной войны). Эти статьи не применялись ни разу. Это не значит, что они не нужны. Опасность настолько велика, что ее нужно продекларировать. Кроме того, нормы основаны на международном праве.

3) Принцип возможности позитивного воздействия уголовно-правовой нормы на общественно-опасное деяние. Предполагает обязательный учет того, может ли уголовно-правовой запрет сдержать то или иное отклоняющееся поведение. Возможно ли противодействовать этому поведению в принципе. Уголовно-правовой запрет дб способен, если не купировать нежелательное ОО поведение субъектов, то хотя бы превентивно воздействовать на большинство из них (например, незаконное предпринимательство в сфере торговли были преступлением тогда, когда в стране был голод – в такой ситуации введение УО было ошибочно и не оказывало позитивного воздействия).

4) Принцип преобладания позитивных последствий. Оберегая главные интересы законодатель в процессе криминализации жертвует второстепенными. Негативные последствия запрета легко обнаружить тогда, когда запрещаемое деяние помимо общественной опасности обладает очевидной полезностью. Криминализация дб возможна только тогда, когда вред, причиняемый применением уг-прав воздействия за ОО поведение явно меньше того вреда, который причиняется самим этим поведением. На примере того же незаконного предпринимательства – установить порядок в сфере предпринимательства, но можно это сделать и другими способами. Почему уголовное право? Такое предпринимательство предполагает сокрытие части своих доходов, однако есть отдельная УО за налоговые преступление. Серое предпринимательство нарушает порядок предпр.д-ти, однако его можно признать даже полезным для населения. Н.А.: негативных последствий гораздо больше, чем позитивных.