Файл: Общественная опасность легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Факультет экономики

Кафедра налогообложения и бухгалтерского учета

Специальность 38.05.01 Экономическая безопасность

Специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Организация противодействия легализации доходов и финансированию терроризма
на тему:

«Общественная опасность легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма»

Автор работы:

студент 3 курса группы СЭБС-431

заочной формы обучения

Хашиев Мухаммад Султанович

подпись_________________________

Научный руководитель курсовой

работы:

к.э.н., преподаватель

Сильченко Татьяна Юрьевна

Подпись ________________________

«___» ___________20____ г.

г. Ростов-на-Дону, 2023 г.



Введение 3

1.Теоретические основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма 5

1.1 Основные понятия, определения и сущность проблемы 5

1.2 Нормативно-правовое обеспечение ПОД/ФТ 8

2 Общественная опасность легализации доходов полученных преступным путем 13

2.1 Инструменты и механизмы легализации преступных доходов 13

2.2 Общественная опасность легализации преступных доходов 16

3 Незаконное обналичивание денежных средств как угроза обществу и проблема уголовно-правовой квалификации 20

Заключение 26

Список использованных источников 28

Введение



Актуальном данной темы обусловлена тем, что экномическая безопасность с учетом требований ПОД/ФТ выступает гарантом безопасной и экономически эффективной деятельности организаций, поскольку вовлечение субъектов финансово-кредитной системы в противозаконную деятельность порождает вероятность исходов реализации рисковых событий, таких как финансовые убытки, снижение деловой репутации, конкурентоспособности, ликвидности организации, потери доли на рынке, партнеров и клиентов
.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение негативного влияния легализации доходов полученных преступным путем и механизмы легализации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма;

  2. Изучить основные понятия, определения и сущность проблемы;

  3. Проанализировать общественную опасность легализации доходов полученных преступным путем;

  4. Рассмотреть незаконное обналичивание денежных средств как угрозу обществу и проблему уголовно-правовой квалификации.

Объектом исследования является система противодействия легализаци доходов полученных преступным путем.

Предметом исследования являются уголовно-правовые нормы, регулирующие ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных в результате совершения преступления, нормативно- правовые акты регулирующие деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания правовых явлений: сравнительно-правовой при анализе объективной стороны с нормами международного права; системный при сопоставлении норм общей и особой частей уголовного права, норм гражданского и уголовного права.

В работе использованы труды таких ученых как: А.Т.Марванов, Д.И.Прохоров, Н.А.Липницкий, Д.Е.Харамов, О.Е.Асланукаева, А.И.Тропина, Н.И.Корочинская,А.К.Лушпин.

Структура работы состоит из введения, трех глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.

1.Теоретические основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма



1.1 Основные понятия, определения и сущность проблемы


Легализация (отмывание) денег стала одной из проблем глобального характера конца ХХ и начала ХХ1 века, к решению который привлечены ведущие страны мира. Борьба с легализацией преступных доходов является одним из важнейших стратегических направлений экономической безопасности страны.

Термин «отмывание денег» появился в США в 1930-х годах. Это было связано с введением «сухого закона», который запрещал оборот алкогольных напитков, что привело к массовой контрабандной деятельности. Средства, полученные незаконным путем, отмывались путем инвестирования в строительство «сети» отмывания в стране. Таким образом, эти средства становились легальными. Несмотря на то, что «запрет» в США был отменен, этот термин остается актуальным и сегодня. В 1980-х годах он использовался по отношению к доходам от незаконного оборота наркотиков. Законодательство Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ) определяет легализацию (отмывание) доходов,

полученных преступным путем, как действия, совершаемые в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами и иным имуществом, полученными в результате преступной деятельности.

Федеральный закон № 115-ФЗ1 включает в сферу своего применения такие противоправные действия, как незаконный оборот наркотиков, торговля оружием, создание фирм-однодневок, рассредоточение персонала, финансовые махинации и другие уголовные преступления.

Понятие «финансирование терроризма» характеризуется как действия, направленные на накопление и передачу денежных средств или иного имущества лицам, осуществляющим террористическую деятельность, в целях создания или содержания террористических организаций либо совершения террористических актов и иной преступной деятельности, предусмотренной рядом статей уголовного кодекса российской федерации (статьи 205, 205.1 — 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360, 361).

К сделкам с денежными средствами или иным имуществом относятся любые действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом, совершаемые в целях возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и связанных с ними обязанностей.

Чтобы избежать отмывания денег, полученных преступным путем, необходимо учитывать следующие понятия:

— внутренний контроль: организации, занимающиеся операциями с наличными или другими предметами, должны принимать меры по выявлению любых подозрительных операций, связанных с отмыванием денег.

— организация внутреннего контроля: фирмы должны создать свод правил, включая назначение специалистов для обеспечения соблюдения правил.

Организации должны внедрять правила внутреннего контроля и соблюдать требования законодательства в отношении признания клиентов, их доверенных лиц и бенефициаров. Необходимые шаги включают документирование данных и представление их в компетентный орган, сохранение записей и фактов, а также обучение и инструктаж персонала.

Лицо, в интересах которого клиент действует с помощью уполномочивающего документа, договора поручения, комиссии, доверительного управления при работе с деньгами или другим имуществом, является бенефициаром. Бенефициарный владелец — это физическое лицо, которое прямо или косвенно (через других лиц) владеет более чем 25% капитала клиента или способно контролировать действия клиента.


Комплекс мероприятий, направленных на сбор сведений о клиентах, агентах, бенефициарных владельцах и получателях; проверку достоверности этих данных с использованием оригинальных материалов или заверенных копий; блокировку (замораживание) безналичных источников или бездокументарных ценных бумаг, предназначенных для использования физическими лицами, организациями, другими физическими или юридическими лицами, включенными в список лиц, подозреваемых в участии в экстремистской деятельности или терроризме, или подозреваемых в терроризме.2

Неюридическое лицо, созданное по иностранному праву,  это структура, не обладающая правосубъектностью, согласно законодательству соответствующего государства. Ей разрешено заниматься предпринимательской деятельностью с целью получения дохода для своих членов или других бенефициаров. Примерами таких организаций являются трасты, партнерства, фонды, доверительные фонды и управление имуществом.

Федеральное законодательство о противодействии отмыванию денег (ПОД) и борьбе с финансированием терроризма (ФТ) содержит различные идеи и объяснения. Закон «О противодействии терроризму» характеризует его как теорию жестокости и осуществление воздействия на политические решения государственных органов власти, местных органов управления или глобальных организаций с целью запугивания населения и других нелегитимных насильственных действий.

Хотя не существует единого определения терроризма, принятого международной и российской правовой и судебной системами, различные интерпретации этого термина обусловлены уникальными характеристиками региона — такими как культурные, национальные и исторические обычаи — а также экономической, политической и социальной стабильностью той или иной страны.

Предотвращение и выявление операций по отмыванияю денег требует не только понимания терминов, законов и нормативных актов, связанных с этой темой, но и приобретения знаний в области банковского дела, финансов, бухгалтерского учета и других экономических областей. Поскольку отмывание денег является финансовым делом, те, кто его совершает, используют сложившиеся финансовые и деловые практики.

1.2 Нормативно-правовое обеспечение ПОД/ФТ




Действия отдельных физических или группы лиц, отдельных экономических субъектов, направленные на легализацию доходов, полученных преступным путем и финансирование терроризма, представляют существенную угрозу социально-экономической и финансовой безопасности Российской Федерации. Это обусловливает разработку и принятие безотлагательных мер, со стороны органов государственной власти, по совершенствованию законодательной базы и пресечению незаконных действий, направленных на получение преступных доходов и финансирование терроризма.
3

К нормативно-правовым актам обеспечения ПОД/ФТ относят все норы, содержащиеся в законодательных и нормативных документах, регламентирующих правоотношения между связанными сторонами и определяющих меры государственного и административного принуждения, санкции к физическим и юридическим лицам их нарушающим.

Правовая база имеет сложную структуру. Многообразие правовых и нормативных документов можно представить в виде нескольких групп, а именно:

1. Федеральные законодательные акты специального назначения в области борьбы с легализацией преступных доходов, и финансированием терроризма.

2. Нормативно-правовые акты, раскрывающие функции и методологические основы по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в сфере деятельности финансовых институтов.

3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие действия государственных органов по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Рассмотрим подробно выделенные группы законодательных актов. Федеральный закон специального назначения «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ФЗ № 115-ФЗ). Основная задача, принятия данного закона, заключается в создании системы предупреждения отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

Особое место, среди законодательных актов специального назначения отведено Федеральному закону «О противодействии терроризму». В законе дано определение терроризма и определены виды преступлений, относящиеся к террористической деятельности, а также охарактеризованы субъекты террористических атак и средства для их проведения, сформулированы цели террористических угроз и другие важные правовые аспекты. Терроризм представляет серьезную социально-экономическую угрозу национальной безопасности России

В законе установлены следующие субъекты террористических действий:

  • убийцы одиночки;

  • преступные сообщества;

  • религиозные секты;

  • этнические кланы;

  • спец. службы государств;

  • экстремистские политические объединения;

  • международные террористические организации.

Средства, которые могут быть использованы террористами для проведения террористических актов:

  • огнестрельное оружие; холодное оружие;

  • взрывчатые вещества;

  • отравляющие, биологические и радиоактивные вещества;

  • ядерные заряды как средства массового уничтожения;

  • излучения электромагнитных импульсов.