Файл: Вопросы Основной вопрос, предмет и функции философии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СКЕПЦИЗМ— направление в философии, возникшее под влиянием античной философии на основе идеи о текучести всего сущего («все течет, все меняется»).
Основателем скептицизма является Пиррон (360—270 до н. э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит, а также аскеты и сектанты, с которыми Пиррон имел дело в азиатском походе Александра Македонского. Одной из центральных идей философии Пиррона является стремление к безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои идеи устно.
13 вопрос:АВРЕЛИЙ АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ- римкий философ, один из основателей христианской философии. Труды: « О граде Божьем» «Исповедь»
Считал, что Бог- источник и причина всего. Человек имеет прошлое, настоящее и будущее.Бог находится вне времени, он вечен.
Главные философские идеи Августина затрагивают проблемы бытия и времени , движения истории и исторического прогресса , личности человека , его свободы воли , а также его спасения.
ФОМА АКВИНСКИЙ- итал. философ. Основные философские идеи Фомы Аквинского: Истина науки и веры не противоречивы касательно друг друга . Между ними есть гармония и мудрость . Душа является субстанцией, которая едина с телом. И в этом тендеме рождаются чувства и мысли. Согласно Фоме Аквинскому конечная цель существования человека – это блаженство, которое обретается в созерцании Бога.
14 вопрос: Философия итальянского гуманизма – философия эпохи Ренессанса (ренессанс означает «возрождение»). Ренессансный гуманизм возник в Италии (во Флоренции) в 14 веке и впоследствии охватил всю Европу. Среди отличительных черт философии Ренессанса:
- возобновление интереса к классической цивилизации и образованию; изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры, поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический;
- частичное возвращение авторитета Платона над Аристотелем, доминировавшим в средневековой философии. Платон в философии Ренессанса становится символом Прогресса. В представлении платоников Ренессанса Платон был «философом», «мудрецом», его философия считается синтезом всей философии прошлого, а также теологии - греческой науки, включающей орфизм, пифагореизм и восточные доктрины. Гуманисты итальянского Ренессанса верили, что свободные искусства должны практиковаться всеми, независимо от социального положения.
15 вопрос: ФРЭНСИС БЭКОН- англ.философ. Труды: «Новый Органом» «Новая Атлантида» Критиковал философию Аристотеля, утверждая, что дедуктивный метод НЕ приносит новых знаний. Наука должна упираться в индуктивный метод познания. Вывел понятие «Идол» - это призрак. КАТЕГОРИИ ИДОЛОВ: 1. Идолы человеческого рода ( присуще всем людям, врожденные, склонность наделять природу человеческими качествами) 2. Идолы пещер ( индивидуальные особенности человека, влияющие на процесс познания) 3. Идолы рынка ( неправильное использование научных понятий) 4. Идолы театра ( некритическое отношение к авторитетам науки).
Философия Бэкона исходит из объективных потребностей общества и выражает интересы прогрессивных общественных сил того времени. Его упор на эмпирические исследования, на познание природы логически вытекает из практики тогдашних прогрессивных общественных классов, в частности нарождающейся буржуазии.Бэкон отвергает философию как созерцание и представляет ее как науку о реальном мире, основанную на опытном познании.
16 вопрос: РЕНЕ ДЕКАРТ- французский философ, представитель рационализма. Изучал структуру мозга человека. Источниками знания считал: опыт,умозаключение и врожденные знания. Основой новой философии считал сомнение. «Мыслю, следовтельно, существую»
Философия Рене Декарта является одной из основ европейского рационализма . Она строится на поиске неопровержимых оснований любого знания. Мыслитель стремился достичь абсолютной истины, достоверной и логически непоколебимой. Противоположными подходами были:эмпиризм, опирающийся на чувственный опыт и довольствующийся относительной истиной мистицизм, опирающийся на сверхчувственное, мистическое знание.
БЕНЕДИКТ СПИНОЗА- нидерландский философ-рационалист. Предметы исследования: проблема субстанции,теория познания, этика.
В основе философии Спинозы лежит пантеизм: все что существует, является по его мнению единым бытием, которое может быть названо Богом, или Природой, в зависимости от того, с какой точки зрения на него смотреть. В каждой особой форме Бытия присутствует общий принцип – «сила»; то есть, сам факт существования чего-либо указывает на силу, благодаря которой этот предмет существует, а Бог, или Природа, есть единство всех этих сил.
17 вопрос: ДЖОН ЛОКК- англ.философ,педагог, врач и ученый. Труды: «Письма о веротерпимости», «Мысли о воспитании» Критиковал Платона и утверждал, что в разуме нет ничего такого, чего не было бы в ощущениях.
Все знания приобретаются через опыт.
Он выделил три вида знания: исходное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например, через сравнение и отношение понятий; высший вид – интуитивное знание, то есть непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.
ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ- нем.философ,математик,юрист,языковед. Труды: «Рассуждения о метафизике» «Новая система природы» «Монодология» ОСНОВА ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЫ- учение о монадах(первичная активная субстанция,имеющая духовную природу и отражающая в себе весь мир) Носители монад- человек. БОГ- абсолютно сознательная монада.
Лейбниц признавал бессмертие души и вечность субстанций, например, растительных и животных организмов. В природе, по его мнению, не бывает ни рождения, ни смертей, а есть либо увеличение и развитие, либо свертывание и уменьшение.
18 вопрос: Философия французского Просвещения основана на деизме – философском направлении, согласно которому бог, сотворив мир, не вмешивается в закономерное течение его событий. Деизм отвергал идеи личного бога и пантеизма – отождествления бога с природой.
19 вопрос: ИММАНУИЛ КАНТ- нем.философ.Труды: «Критика чистого разума» «Критика способности суждения» Теория Канта- все планеты солнечной системы заселены разумными существами и чем дальше они от солнца, тем они разумней. Также степень совершенства зависит от грубости материи, из которой они состоят «Чем грубее материя, тем менее совершенен разум»
Человек познает лишь явления, а сущность вещей НЕПОЗНОВАЕМА
В процессе познания Кант встречает противоречия, которые называет антиномии. Существует 4 антиномии двух видов. Математические ( 1. Мир имеет начало и границы- Мир не имеет границ и времени 2. Мир состоит из простого- В мире нет ничего простого) и Динамические (3. В мире есть причинность через свободу- в мире нет причинности через свободу 4. Бог есть- бога нет)
«Поступки человека – образец общества»
20 вопрос: Георг Вильгельм Фридрих Гегель- нем.философ-идеалист. Главная идея отнологии заключается в отождествлении бытия и мышления. Гегель считал, что противоречия между бытием(материя) и идеей(разум) НЕ существует. Разум,сознание,идея обладают бытием, а бытие- сознанием. Человек- носитель абсолютной идеи, Сознание- частица Мирового духа.
21 вопрос: ИОГАНН ГОТЛИВ ФИХТЕ- нем.философ. Один из представителей немецкого идеализма. ИДЕЯ о широком теоритическом и практическом значении наукоучения. В теории познания великая заслуга Фихте заключается в провозглашении неотделимости субъекта и объекта друг от друга и в указании на то, что последовательное развитие критического идеализма должно привести к критическому солипсизму.
ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ- нем.философ. Основной принцип в натурфилософии – единство (Природа представляет один бесконечно разветвляющийся организм). Поддерживал идею Фихте. Шеллинг стремился доказать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни.
22 вопрос: Людвиг Андреас Фейербах-нем.философ-материалист. Предмет философии- человек. Первичный элемент бытия- природа и материальный мир. ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ- ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ.
Характерной чертой его материализма был антропологизм заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, находящегося в неразрывном единстве с ней. Природа – основа духа.
23 вопрос: Первый позитивизм, утвердивший идеал позитивного знания, во многих отношениях был и продолжением традиционной метафизики, и попыткой ее преодоления. Так, родоначальники позитивизма в своих философско-исторических обобщениях отводили метафизике роль исторически необходимой формы и стадии человеческого духовного опыта.
ОГЮСТ КОНТ- франц.философ, один из родоначальников позитивизма и социологии. Труды: «Курс позитивной философии» «Дух позитивной философии» Кон считал, что метафизика должна уступать место позитивной философии.
Позитивная философия- совокупность общих научных положений всего обширного положительного, естественно-научного и социального материала. ОСОБЕННОСТЬ ПФ- признание всех явлений подчиненными естественным законам.
Выделил 3 стадии эволюции человека:
1. Теологическая
2. Метафизическая
3. Научная
ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР- анг. Философ, который называл своей главной целью- создание такой философии, которая объединяет данные всех наук и формирует их общие закономерности. Труды: «Основные начала»
Считал, что науку и религию нельзя противопоставлять друг другу, ведь и та и та приводят человека к одной и той же общей идее Непознаваемого или «первоначала причины»
24 вопрос: АРТУР ШОПЕНГАУЭР- нем.философ. Критиковал диалектику Гегеля. Поддерживал идеи Канта и Платона.
ПРИНЦИП ФИЛОСОФИИ ШОПЕНГАУЭРА- волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой является воля.
Воля независима от разума, но является его неотъемлемой частью. Чтобы избавиться от зла нужно вести аскетичный образ жизни, Итак, философия Шопенгауэра пессимистична, но позволяет переосмыслить нашу жизнь, задуматься над тем, что действительно ценно и важно.
ФРИДРИХ НИЦШЕ- нем.фиолософ,филолог. Являлся противником любой религии. Являлся воинствующим атеистом, его взгляды можно было назвать всеотрицающими и крайне радикальными. Он критиковал христианство как основу общества и христианскую мораль. Отрицает смысл жизни и доказывает, что церковь обманывает людей, навязывая им ложные концепции счастья и выдуманные цели жизни. ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ИДЕЯ: «Идея о сверхчеловеке», которая заключается в том, что всю жизнь люди борются за выживания и выживают лишь сильнейшие. Труд: «Антихрист» «По ту сторону добра и зла» «человеческое, слишком человеческое»
25 вопрос: ВЕНСКИЙ КРУЖОК—группа, явившаяся идейным и организационным ядром движения логического позитивизма. Венский кружок возник на основе семинара, организованного в 1922 М. Шпиком при кафедре философии индуктивных наук Венского университета. Венский кружок объединил ряд молодых ученых. Они стремились переосмыслить эмпиризм Маха в свете французского конвенционализма (Дюгем, Пуанкаре) и тем самым противостоять ленинской критике «эмпириокритицизма», воспринимавшейся ими совершенно серьезно. сторонники данного вида позитивизма отклоняют все метафизические построения, все философские суждения, не опирающиеся на естественно-научные данные. Задача философии, с точки зрения членов Венского кружка, — добиваться ясности предложений, посредством которых мы говорим о фактах.
26 вопрос: ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВ- русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основа такого мировоззрения- христианство.
ИДЕЯ- идея всеединства. Сущее есть единое. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает священная троица и ее связи со всеми божественными творениями. Основной принцип всеединства- «ВСЁ ЕДИНО В БОГЕ»
27 вопрос: НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ- Русский религиозный и политический философ, социолог. Основными понятиями философии Бердяева является свобода (как антитеза необходимости), в которой творчески преодолевается власть отчуждения. Особенностью взглядов Бердяева было учение о «первичной» свободе, над которой не властен даже Бог.
28 вопрос: Еврази́йство — первоначально идейно-мировоззренческое, затем также общественно-политическое движение, возникшее в среде русской эмиграции, для которого центральной является историософская и культурологическая концепция России-Евразии как самобытной цивилизации, объединившей элементы Востока и Запада. Их учение призвано было объяснить существование Советской России – страны, чуждой экономически и политически остальному миру, – определить ее место и ее путь. Важной составляющей евразийства является попытка переосмысления прошлого и настоящего России, "новое прочтение" русской истории. В идеологии евразийства князь П. Трубецкой выделял несколько составляющих: