Файл: Вопросы Основной вопрос, предмет и функции философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) критика западной и выработка собственной концепции культуры;

2) обоснование идеалов на началах православной веры;

3) осмысление геоэтнического положения России и утверждение ее особых путей развития как Евразии;

4) учение об идеократическом государстве.
29 вопрос: Экзистенциализм — это направление, в котором предметом изучения становится существование человека с его обыкновенными проблемами, трагедиями, эмоциями. Перекос в сторону трагичности человеческого существования делает экзистенциализм «философией отчаяния». Это одно из самых популярных течений западной философии XX века.
30 вопрос: В онтологии вырабатывается понятие о реальности, о том, что существует. Без ответа на вопрос, что такое бытие, что существует в мире, невозможно решить ни один более конкретный вопрос философии: о познании, истине, человеке, смысле его жизни, месте в истории и т. п. Бытие – это все сущее, все то, что реально существует. Бытие – это все, что схватывается связкой «быть». Вещи, жизнь растений, животных и людей, а так же наши страдания, мысли и чувства, все это реально существует, а стало быть, является частью бытия. Философская категория бытия обозначает бесконечное множество материальных и идеальных объектов. Но категория бытия схватывает также и то, что объединяет объекты, выражает единство многообразного: природного, социального и духовного. Бытие есть всеединая целостная действительность, совокупное целое всего, что есть.
31 вопрос: Основные формы бытия: природа, общество, дух, человек. Первые представления о бытии сформировались в древней философии. Так, Парменид — основоположник учения о бытии — учил, что бытие — это сущее, и кроме него ничего больше нет. Бытие чем-то похоже на большой неподвижный и наполненный шар с темной и светлой сторонами. По. Гераклиту, бытие пронизано борьбой противоположностей, их взаимодействием.
32 вопрос: В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними. Любой объект материального мира уникален и нетождествен другому. Но при всей уникальности и непохожести объектов определенные их группы в своем строении обладают общими признаками. Например, существует очень большое разнообразие атомов, но все они устроены по одному типу — в атоме должно быть ядро и электронная оболочка. Основными формами материи в настоящее время признаются: физическая, химическая, биологическая и социальная. Формы движения материи и развития входят в состав основных форм материи или соответствуют им.

33 вопрос: 1) субстанциональная: пространство и время независимы между собой, пространство как бы пустое вместилище, время – неудержимый поток событий (Демокрит, Ньютон).
2) реляционная: пространство и время взаимозависимы (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн).
34 вопрос: Существует три закона диалектики:
1) закон единства борьбы и противоположностей;
Закон единства и борьбы противоположностей гласит, что в основе всякого развития материальной системы лежит борьба противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве.
2) закон перехода количественных изменений в качественные;
Переход количественных изменений за пределы меры ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество — развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству.
3) закон отрицания отрицания.
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым.
35 вопрос: Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.
Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию.
Выделяется два типа философствования при этом:

  1. Ценностная (валюативная). Она призвана ответить на вопросы о смысле жизни человека в обществе и истории.

  2. Рефлективная. Исследует общество, историю и человека в аспекте сущего, т.е. интересуется собственной логикой их бытия.

Основным вопросом, который решает социальная философия, является взаимодействие общества и человека, влияние человека на общество в зависимости от его меняющихся потребностей (материальных, духовных). Социальная философия не рассматривает человека, как некоего индивида, а как в составе какой-то общности: семья, страна, этнос и т.д. При этом он предстаёт одновременно сразу в нескольких социальных сферах.

В качестве предмета анализа социальной философии выступают:

  • Субъекты социального развития (личности, классы, нации);

  • Типы социального развития (циклическое, линейное, спиралевидное);

  • Особенность процесса социального развития (эволюционный, революционный, коэволюционный);

  • Общественный прогресс (ритерии, необходимость, цена);

  • Движущие силы и перспективы общественного прогресса;

  • Соотношение сознательного и стихийного в общественном развитии.


Социальная философия занимается и вопросами культуры, но не как культурология, а рассматривает культуру, как качественную характеристику общества, этапы её развития, развития цивилизации.

36 вопрос: Теория общественно-экономических формаций. Основополагающей идеей теории общественно-экономической формации является идея о том, что в обществе материальные отношения определяют духовные, а не наоборот. Общественное бытие определяет общественное сознание.
Основными понятиями теории общественно-экономической формации являются: базис, надстройка, общественно-экономическая формация, класс, классовая борьба, революционный переворот.
37 вопрос: Философия политики и государства, философия права – наиважнейшие разделы социальной философии. Государство, право и политика составляют основу не только социальной, но и духовной жизни человека. На этих трех основаниях держатся наши представления об обществе, о смысле общественной жизни, о самих себе.
Поистине проблемы политики, государства и права имеют не только политологическое, но и мировоззренческое значение.
Изучением политики занимается политология, синтезирующая знания о политике, исследующая политическую структуры и организацию общества, проблемы внутренней и внешней политики.
Политика – это управление обществом с использованием совокупности идей, института власти, государства, политический партий и общественных организаций, отражающих интересы социальных групп и общества в целом.

 Философия политики ставит акцент на осмыслении всего политического бытия – его мировоззренческих, теоретических, ценностных и социально-практических аспектов.
Современная философия политики – это компетентное ориентирование в высокомобильном, сверхсложном политическом мире, в его идеях, концепциях, системах, стратегия и технологиях, типах политических практик, в методологических и мировоззренческих основах политических наук, самой политологии как общей теории политики, политических идеологиях.
38 вопрос: Современная антропология означает философское учение о человеке, его природе, сущности. Данное учение охватывает самые различные, нередко противоположные, философские направления, ориентированные на проблему человека – персонализм, прагматизм, религиозную философию, экзистенциализм, феноменологию и др., а также научные представления о различных измерениях человека. Такой антропологический поворот в философий был вызван переменами в социальной и духовной жизни мира, драматическими событиями и катастрофами Первой мировой войны и последующего десятилетия, необходимостью переосмысления человеческого бытия "на изломе".

39 вопрос: Биологическое и социальное в человеке слиты воедино. 

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Организм человека обладает кровеносной, опорно-двигательной, нервной, выделительной и другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, во многих природных качествах, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям. Но, в отличие от животных, он обладает необычайно высокой возможностью адаптации к различным условиям существования. Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено, что проявляется, например, в изменениях уровня рождаемости, детской смертности и др.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Это единственный биологический вид, не подчиняющийся условиям среды, а искусственно преобразующий окружающую среду в удобную себе — социальную. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу каких-либо причин оторванный с рождения от общества, остается животным. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность к речевому общению, готовность к общественно полезному труду, сознательной деятельности и творчеству.

И эволюционирует человек в двух направлениях: в биологическом (биологическая эволюция) и социальном (социальная эволюция).

40 вопрос:
1. Креационизм – человек сотворен Богом или мировым разумом. В креационизме существует сразу несколько гипотез. Согласно одной из них, люди произошли от богов. По другой, человек был создан единым богом. Большинство ученых такие религиозно-мировоззренческие трактовки отвергают.

2. Биологическая концепция – человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений. Революционный шаг был сделан Ч. Дарвином, который в 1871г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два важных положения:
· человек произошел от животных предков;
· человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами.

3. Трудовая концепция – в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей. В свою очередь, труд обусловил зарождение и развитие социальных отношений, сознания, мышления, то есть окончательно превратил животное в человека

4. Мутационная концепция –
приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе. Человек выделился из животного мира благодаря появлению способности к труду и сознательной деятельности. Как считает современная наука, возникновение таких необычных способностей у предка человека должно было опираться на какие-то биологические предпосылки, создавшие возможность такого скачка. На этой основе возникли предпосылки о роли мутаций у предка человека в наследственном аппарате. Причины появлений мутаций такого рода могли быть самыми разными.

5. Космическая концепция – человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю. Наиболее подробна космическая концепция была изложена Э. Фон Дэникеном в книге «Воспоминания о будущем» По его мнению, несколько млн. лет назад посланцы внеземной цивилизации посетили нашу планету и, руководясь своими целями, внесли изменения в генетический аппарат гоминид, вызвав, таким образом, появление человека. Позже они еще несколько раз посещали нашу планету, чтобы проконтролировать и помочь своим питомцам.
41 вопрос: Проблема сознания – это анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью Она всегда привлекала внимание философов, поскольку определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. В частности, исходя из основного вопроса философии возможно сформулировать две прямо противоположные концепции сознания – идеалистическую и материалистическую.
42 вопрос:
1) Мораль – Специфика морали как способа регуляции жизнедеятельности общества заключается в том, что соблюдение моральных норм носит несанкционированный, добровольный характер, является внутренней потребностью человека и контролируется общественным мнением и совестью как формой самоконтроля.
2) Религия – представления о мире, основанные на вере в сверхъестественное и проявляющиеся в виде иллюзий. Религия проявляется в религиозной психологии