Файл: 1. в строгом значении различают понятия форма права и источник права. Под источником права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 197
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.
По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:
а) если указание на это имеется в самом акте;
б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.
Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.
Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.
В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:
а) распространяться на всю территорию государства;
б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;
в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.
При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.
Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерритори-альности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:
а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);
б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;
в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).
Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.
Юридическая сила нормативных правовых актов в Российской Федерации имеет свои особенности в связи с ее федеративным устройством.
Если какой-либо вопрос находится согласно Конституции РФ в исключительном веденииРФ (это, в частности, вопросы территориального устройства, войны и мира, обороны и безопасности; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство и др.), то ее нормативные правовые акты имеют безусловную юридическую силу, а в субъектах РФ по этому вопросу нормативные правовые акты приниматься (издаваться) не могут.
Если вопрос согласно Конституции РФнаходится в совместном веденииРФ и ее субъектов (к таким вопросам относятся, в частности, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и др.), то по данному вопросу могут приниматься (издаваться) как федеральные, так и региональные нормативные правовые акты. При этом федеральные акты имеют приоритет перед региональными.
По вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов образуется иерархический структурный ряд, состоящий из восьми элементов:
-
федеральные законы; -
указы Президента РФ; -
постановления Правительства РФ; -
законы субъектов РФ; -
нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти; -
нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ; -
нормативные акты органов местного самоуправления; -
локальные нормативные акты.
Нормативные правовые акты по вопросам исключительного ведения субъектовРФ образуют третий структурный ряд, состоящий из четырех элементов:
-
законы субъектов РФ; -
нормативные акты исполнительных органов субъектов РФ; -
нормативные акты органов местного самоуправления; -
локальные нормативные акты.
Если какой-либо вопрос не входит в исключительное ведение РФ или совместное ведение РФ и ее субъектов, то нормативные правовые акты, принятые (изданные) в субъекте РФ, имеют приоритет перед федеральными.
Каждый структурный ряд системы нормативных правовых актов характеризуется иерархической связью его элементов. Она выражается в том, что нормативные акты имеют в структурном ряду определенное место и не могут содержать норм, противоречащих вышестоящим актам. В свою очередь, каждый нормативный акт выступает исходной правовой базой для нормативных актов, расположенных в структурном ряду после него.
Объединяет все три структурных ряда Конституция РФ. которая устанавливает не только предметы ведения Федерации и субъектов РФ, но и способы разрешения противоречий между нормативно- правовыми актами. В этих целях предусматривается:
-
создание и деятельность Конституционного Суда РФ, который может отменить антиконституционный акт; -
отмена нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления судебными органами; -
наделение Президента РФ правом отменять постановления Правительства РФ и приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса в судебном порядке.
Нормативный договор — один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права). Нормативный договор — это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.
Признаки нормативных договоров:
свободное волеизъявление сторон, добровольность
согласие сторон по значимым аспектам договора
равенство сторон
автономия волеизъявлений сторон
обособленность (согласованность) волеизъявлений сторон
возмездная, эквивалентная природа
взаимная ответственность сторон за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по договору
законодательное обеспечение, придающее договору юридическую силу
Судебный прецедент признавался источником права еще в Древнем Риме (преторское право). Был распространен в средние века. Важным источником права судебный прецедент в настоящее время является в странах, в которых получило распространение англо-саксонское общее право (в Англии, США, Канаде, Австралии). Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание у суда правотворческой функции, условием чего, в принципе, являются высокая правовая культура и развитое правовое сознание как судебной системы, так и общества в целом, демократические традиции, отлаженные системы информации и социального контроля.
Суды не «творят» прецеденты, не изобретают их. С помощью прецедентов суды официально закрепляют уже фактически сложившиеся в обществе нормы. Суд может создавать прецедент как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии. Прецеденты устанавливаются не всеми судами, а только высшими судебными инстанциями. В Англии к таким инстанциям относятся Высокий суд. Апелляционный суд, палата лордов.
В российской правовой системе судебный прецедент официально источником права не признан. Хотя, как отмечается в литературе, тенденция к такому признанию имеется.
В сфере управленческой деятельности государства источником права может быть административный прецедент.
Итак, юридический прецедент (судебный или административный) - это решение судебного или административного органа, которое послужило образцом (эталоном, примером) при рассмотрении подобного (аналогичного) дела и стало юридическим правилом. Строго говоря, судебный прецедент - это судебное решение, в котором суд фиксирует, находит новую юридическую норму и использует ее для решения своего дела, то есть прецедентом может быть названо и единичное судебное решение. Вместе с тем в странах «общего права» полагают, что прецедент создается несколькими судебными решениями.
Правовая доктрина - это мнения самых известных и признанных в своей научной специализации ученых-юристов по тем или иным правовым вопросам, высказанные ими в своих работах, используемые при разрешении определенных практических вопросов.
В Древнем Риме всякое дело (решение) могло истолковываться видными учеными-юристами. В Риме даже действовал закон об обязательности учета судьями и иными правоприменителями в неясных и спорных случаях положений работ наиболее видных ученых-юристов - Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестина (“О цитировании”, 426 г.).
В современном мире подобной “чистой” формы уже не существует. Однако ГК Швейцарии в случае пробела в праве отсылает к мнениям наиболее известных специалистов в области гражданского права, а в мусульманском праве правовая доктрина и поныне играет важнейшую роль -- является единственным источником права.
Отечественная юриспруденция не признает доктрину в качестве самостоятельного источника права. Но, тем не менее, специалисты-практики повсеместно используют для уточнения или совета, в частности авторские комментарии к тем или иным кодексам и другим нормативно-правовым актам. Такое чрезвычайно распространенное обыкновение позволяет с полным правом рассматривать юридическую доктрину как неофициальный источник права. См.: Абдулаев М.И. Теория государства и права [Электронный источник] http://www.be5.biz/pravo/tami/13.htm
Религиозные тексты - это священные писания. Особую роль в качестве источника права они играли в древности. В настоящее время большинство государств являются светскими и не используют религиозные тексты в качестве источников права. Роль священных книг в качестве источника права сохранилась в некоторых современных странах ислама, например, в Афганистане.
Религиозные тексты ислама (Шариат) представляют собой своеобразный "кодекс " воззрений мусульманина, подробно регламентирующий, как он (мусульманин) должен жить и во что верить. На основании тех постулатов, которые изложены в священных книгах Шариата (Кияс, Сунна, Иджма, Коран), судьи отправляют правосудие. См.: Абдулаев М.И. Теория государства и права [Электронный источник] http://www.be5.biz/pravo/tami/13.htm
Роль в правоприменении играют и общие принципы права - это исходные, отправные начала конкретной правовой системы. К общим принципам права относятся, например, следующие: более поздний закон отменяет более ранний, никто не может выступать судьей в собственном деле. Общими принципами права считаются также принципы гуманизма, справедливости,