Файл: 1. в строгом значении различают понятия форма права и источник права. Под источником права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4)опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются)

Непосредственное (прямое) правотворчество народа.

  1. Оно проводится по инициативе групп граждан, населения (определённой численности).

  2. В референдуме участвуют избиратели, чья совокупная воля является прямым и единственным правообразующим источником конституции, закона или иного решения.

  3. Итоги референдума (народного голосования) являются окончательными, не подлежат какому-либо утверждению и обладают наивысшей юридической силой.

  4. Подготовка и проведение референдума возлагается на государственные органы, избирательные комиссии (в России) или комиссии референдума, чьи права и обязанности подчинены главной цели - обеспечить полное и свободное народное волеизъявление.

Нормативный акт создаётся в ходе правотворческого процесса, складывающегося из нескольких стадий. Наиболее отработаны стадии законодательного процесса. Они таковы:

1. Проявление законодательной инициативы. Законодательная инициатива - право внесения законопроекта в законодательный орган. Согласно ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают: 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации; 3) члены Совета Федерации; 4) депутаты Государственной Думы; 5) Правительство РФ; 6) представительные органы субъектов РФ; 7) Конституционный Суд РФ; 8) Верховный Суд РФ; 9) Высший Арбитражный Суд РФ (судебные органы осуществляют право законодательной инициативы только по вопросам их ведения).

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

2. Обсуждение законопроекта. Обсуждение законопроекта происходит на заседаниях Государственной Думы. Оно включает в себя внесение предложений, поправок, дополнений или исключение ненужных положений. Как правило, на обсуждение законопроекта уходит три чтения.

3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа её депутатов (как минимум 226 голосов - всего 450 депутатов) и в течении пяти дней передаются на рассмотрение и одобрение Совета Федерации. При этом обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые
Государственной Думой федеральные законы по вопросам, указанным в ст. 106 Конституции РФ.

Федеральный Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

4. Подписание закона. Закон подписывает Президент РФ в течении 14 дней после его поступления из Государственной Думы. В этот же срок Президент РФ может отклонить закон. После чего закон возвращается в Федеральное Собрание. Если каждая из палат Федерального Собрания повторно большинством не менее 2/3 голосов одобрит прежнюю редакцию закона, Президент РФ обязан его подписать.

5. Опубликование (обнародование) закона. Законы подлежат официальному опубликованию в течении 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается публикация его полного текста в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства РФ». Обнародование - это заключительная стадия правотворческого процесса, на которой население информируют о содержании принятого закона, о действии его во времени, пространстве и по кругу лиц.

4.

ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО (ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО) — правотворческая деятельность органов исполнительной власти (как правило, правительства) осуществляемая ими по поручению (делегации) парламента. Данный вид правотворчества предполагает издание органом исполнительной власти нормативных правовых актов по уполномочию органа законодательной власти. Акты делегированного законодательства фактически обладают силой закона. Делегирование законодательного права допускается только на определенный срок по определенному кругу вопросов, при условии, что это не запрещено конституцией страны. В результате такой правотворческой деятельности принимаются нормативные правовые акты по вопросам, входящим в компетенцию парламента. Такой специфический вид нормотворчества государственных органов применяется для оперативного решения определенных проблем при соблюдении определенных условий: нельзя принимать акты, имеющие обратную силу; не допускается субделегация делегированных нормотворческих полномочий; акты принимаются по строго определенному кругу вопросов и др.



Санкционированное правотворчество — это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой становятся подзаконные нормативные акты и предписания.

Санкционирование характеризуется тем, что органы гос-ва придают юридическую силу каким либо не правовым нормам. Чаще всего этот происходит с обычаями и корпоративными нормами.

5.

Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему.

Принципы систематизации — это обязательные требования, реализация которых позволит субъектам систематизации достичь поставленного результата по приведению системы правовых актов в сбалансированную и пригодную для использования систему.

-плановость (установление этапов проведения систематизации, сроков, конкретных исполнителей и др.);

-стремление к минимальному количеству нормативных актов;

-полнота (речь идет не только об исчерпывающем сборе актов, но и о ревизии их но всем основаниям);

-целесообразность (ревизию актов стоит проводить лишь тогда, когда есть опасность снижения эффекта от использования правовых актов);

-оперативность (поскольку право — это динамичная система, приведение ее в рабочее состояние должно быть быстрым, так как последующие ее изменения только осложнят работу);

-непрерывность (достижение гармонии правовых актов — явление временное, динамизм правовой системы не предполагает приостановку этой работы);

-экономичность (работа по систематизации относится к числу высокоинтеллектуальных действий, поэтому повышение ее производительности, а также возможное снижение издержек может ее удешевить);

-доступность (поскольку юридические документы затрагивают интересы людей, следует думать о том, как расширить и сделать достаточно легким пользование ими);

-демократичность (имеется в виду выявление общественного мнения относительно того, какая форма систематизации будет более подходящей);

-гласность (процесс и результаты работы по систематизации полезно делать достоянием общественности, поскольку правовые акты затрагивают их интересы);

-профессионализм (желательно, чтобы систематизаторе кой работой занимались знатоки этого дела);


-научность (привлечение разработок ученых в области систематизации позволит использовать не только освоенный, но и зарубежный опыт, а также новые прогрессивные идеи).

Виды:

1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.

3. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.

Понятие и виды инкорпорации.


Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.

Для инкорпорации характерны следующие черты:

1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;

2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица;

3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации;

4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;

5) внешняя обработка заключается в том, что:

а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;

б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;в) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт.

Виды инкорпорации:

По юридической силе

  • официальная инкорпорация — осуществляется от имени и по поручению либо санкции правотворческого органа, который утверждает, либо иным способом официально одобряет подготовленное собрание законодательства. Такое собрание носит официальный характер. Оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в сборнике нормативных актов.

  • Официозная инкорпорация — издание собрания, сборника законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами, причем правотворческий орган специально не утверждает и не одобряет такое собрание поэтому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.

  • Неофициальная инкорпорация — осуществляется ведомствами, организациями, государством либо частными отдельными лицами, но не имеющими специально предоставленных правотворческим органом полномочий издавать собрание законодательства и осуществляющая по собственной инициативе. Неофициальные сборники не являются источником права.

По характеру расположения материала в сборниках и собраниях