Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Инновации и управление инвестиционным процессом
1.1 Инновации и их изучение в системе государственной политики
1.2 Понятие инновационного процесса в системе государственного регулирования
1.3 Модели управления инновационной деятельностью
2. Государственное регулирование инновационной деятельности
2.1 Государственное регулирование инновационной деятельности в США
2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности в Японии
2.3 Государственное регулирование инновационной деятельности в России
Первоначально инновационный процесс рассматривался как процесс по переработке и видоизменению входов (информации, ресурсов и др.) в выходы (новые товары, услуги и технологии). Данный подход выводится из теоретических соображений, что сам процесс нововведения тесно связан с творческой деятельностью и с самого начала, заведомо предстаёт иррациональным и дезорганизованным. Для визуализации понятия «инновационный процесс» используется модель «черного ящика»[20] (рис.1).
Рисунок 1. «Модель черного ящика»
Любая инновация требует большого объема затрат временного ресурса для своей реализации. По этой причине очень высокую значимость представляет исследование современных способов коммерциализации идей, анализа большого объёма накопленного опыта по реализации инноваций, который накоплен в странах-лидерах научно-технического прогресса.
Особый интерес в исследовании инноваций приходится на середину XX века. В 50-х годах исследователи полагали, что инновационный процесс обладает линейным поэтапным характером и включает в себя научные открытия, промышленные исследования и разработки, инженерную и производственную деятельность, маркетинг и появление на рынке нового продукта или услуг[21] (рис.2).
Рисунок 2. Первое поколение инновационного процесса
Полученные эмпирические данные в ходе дальнейших исследований, осуществляющихся инноваций, показали, что для инновационного процесса запрос со стороны рынка играет большую роль. Полученные данные свидетельствовали о том, что внутри организаций, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами зарождается только 25-30% идей, лежащих в основе инноваций[22] (рис.3).
Рисунок 3. Второе поколение инновационного процесса
Линейная модель «рыночного притяжения» инноваций появляется в теории изучения инноваций с 60-х годов. Модель заключается в том, что инновации появляются на основании заявленной и зафиксированной потребности покупателя, четко сфокусированных исследований и разработок, которые служат основой для появления новых продуктов на рынке. Все исследовательские и конструкторские изыскания представляют собой ответ на изменяющиеся запросы со стороны рынка.
В 70-е годы данные две модели начинают восприниматься лишь как единичные случаи более широкого процесса, который служит точкой объединения научных изысканий, технологий и рынка. Исследования ученых того времени выявили стратегическую значимость маркетинговых, рыночных и технических факторов, влияющих на успех нововведения. Возникла необходимость в разработке новых, нелинейных моделей, описывающих инновационный процесс. Английский исследователь Рой Росвелл[23] изучил мировую инновационную практику и сконструировал еще три модели (поколения) инновационного процесса, которые отражают различные этапы в развитии экономик стран с капиталистическим укладом: «совмещённая модель», «интегрированная модель» и «модель стратегических сетей».
Инновационный процесс, изображаемый «совмещенной моделью», является последовательным, но наблюдается появление обратных связей (рис.4).
Рисунок 4. «Совмещенная модель» по Р. Росвеллу
Данная модель обосновывает положение, согласно которому сфера НИОКР и появляющиеся потребности являются доминирующими факторами в появлении свежих инновационных идей.
Существует еще одна модель нововведения третьего поколения, которая имеет название «цепная модель» Клайна-Розенберга[24].
Данная модель разбивает инновационный процесс на пять стадий (рис.5). На первой стадии определяется потребность на потенциальном рынке. В начале второй стадии лежит изобретение и/или создания аналитического проекта нового продукта, который способен ответить на возникшую потребность. На третьей стадии производится разработка, проектирование и испытание инновации. На четвертом этапе проект корректируется и модифицируется, а затем начинается полномасштабное производство нового продукта. Финальная пятая стадия включает в себя появление инноваций на рынке, что стимулирует маркетинговую и дистрибутивную деятельность.
Рисунок 5. «Цепная модель» Клайна – Розенберга
Центральная (первая) цепь инновационного процесса обозначена на рисунке 5 стрелками, отмеченными символом «C». Центральная цепь обобщает процессы, которые возникают от принятия рыночных потребностей, изобретения и/или создания аналитического проекта, разработки и производства до маркетинга и распределения.
Вторая цепь инновационного процесса учитывает обратные связи возникающие на основе центральной цепи. Наиважнейшей обратной связью выступает воздействие со стороны потребителей или будущих пользователей инновации (обозначается на рисунке 5 символом «F»). Эта цепь представляет пользователей как источник инноваций или, другими словами, ориентацию инновационных проектов на потребителя, что особенно заметно в сферах создания машин и оборудования. Данная цепь, помимо прочего, содержит петли обратной связи, которые появляются внутри фирмы между подразделениями-разработчиками и производством. Они изображены на рисунке символом «f» и демонстрируют непрерывную внутреннюю деятельность по поиску конструкторских решений возникающих проблем на различных стадиях инновационного процесса.
Третья цепь инновационного процесса объединяет центральную цепь с научным знанием и может быть определена как проектировка, обнаружение, верификация и распространение знаний из области физики, биологии и социологии[25]. Эта взаимосвязь обозначена на рисунке символом «D» и имеет название «третья цепь» инновации.
Четвертая цепь инновационного процесса, обозначенная символом «K», в качестве источников инноваций приоритетно определяет область существующих знаний (направление «1») и в дальнейшем – новые фундаментальные изыскания (направления «2» и «3»), которые происходят в случае, если существующие знания и разработки не могут разрешить возникшие проблемы и ответить на запросы потребителя, которые могут появиться на протяжении центральной цепи.
Пятая цепь инноваций «I», учитывает возможности, которые открываются для науки и теоретических разработок реализуемыми инновациями.
На фоне первых двух линейных моделей, данная «цепная модель» обладает преимуществом, которое выражается в определении пяти различных цепей инноваций, которые раскрывают несколько различных источников инноваций:
1. научные исследования (открывающие новые знания);
2. потребности рынка;
3. существующие знания (внешние для компании);
4. знания, полученные в процессе обучения на собственном опыте[26].
В 80-х годах появляется еще одна модель, которая получила название «интегрированная модель» инновационного процесса. Она обозначила переход от понимания инновации как преимущественно последовательного процесса к пониманию её как параллельного процесса, который содержит в себе исследования, разработки, проектирование, производство, выход на рынок и др. (рис.6).
Р. Росвелл считает, что данная модель демонстрирует лучшую современную мировую практику.
Рисунок 6. «Интеграционная модель»
Следует помнить, что данная модель ориентирована на раскрытие внутренних взаимодействий, а на практике вокруг «достраивается» сеть взаимодействий, представленная в «Совмещенной модели» (рис.4).
Процесс формулирования и отбора инновационных идей может быть также проиллюстрирован моделью «Воронка», созданной Стивеном Уйлрайтом и Кимом Кларком. Исследуя процесс разработки новой продукции, они обратили свое внимание на процесс отбора инновационных идей. Модель описывает процесс движения от набора незрелых идей к сокращенному числу многообещающих вариантов продукции[27] (рис.7).
Рисунок 7. Модель «Воронка»
Данная модель характерна для больших технологически интенсивных организаций, в которых различные идеи, обычно разработанные конструкторскими и проектировочными подразделениями, начитают борьбу за ресурсы внутри организации. В противовес этому, малые организации с лимитированным количеством ресурсов часто работают над единственной идеей[28].
«Воронка» представляет собой набор фундаментальных действий, осуществляемые в продуктивном и прибыльном инновационном процессе, природа которого определяется тем, как организация находит, отбирает, рассматривает, оценивает и реализует каждый проект.
Тем не менее, в эффективном управлении воронкой разработки для любой организации существуют две важнейшие проблемы: расширить вход воронки и сузить ее горловину. Чтобы выполнить первую задачу, организация должна расширить свою базу знаний и доступ к информации, необходимых для генерирования большего числа новых идей о продуктах и процессах. Для сужения горловины требуются эффективный процесс отбора идей, а также фокус на наиболее привлекательных идеях.
Роберт Купер также концентрируется на отборе идей. В его модели «Ворота» основное внимание уделяется принятию решений (рис.8).
Рисунок 8. Модель «Ворота»
В данной модели Купера инновационный процесс разделен на этапы, каждый из которых включает комбинацию конкретных операций. Необходимо отметить, что этапы в данной модели обладают межфункциональным характером (например отсутствуют этапы маркетинга или исследований и разработок). Одновременно с этим, каждая фаза состоит из набора параллельных манипуляций, осуществляемых людьми из разных функциональных подразделений организации, которые работают вместе под руководством лидера[29].
Перед каждой стадией образуются «ворота», которые представляют барьер по выбраковке некачественных проектов, определения степени важности для успешно проходящих барьер проектов, а так же принятия решения о продолжении или прекращении реализации проекта и выделении необходимых ресурсов.
Все «ворота» выглядят следующим образом: входы (результат деятельности на предыдущем этапе, который команда проекта представляет к собранию); критерии (вопросы или количественные мерки, по которым проект оценивается с целью принятия решений о его продолжении / прекращении и приоритетности); выходы (результат собрания – принятое решение: план действий, дата следующего собрания и необходимая входящая информация)[30].
На практике «ворота» являются советом из старших управленцев организации, обладающих различными функциями для принятия решения о выделении ресурсов, которые требуются лидеру проекта и команде для следующего этапа. Люди, которые принимают подобные решения, называются «привратниками».
Подводя итоги вышеизложенного можно сделать вывод, что за последние 60 лет как теоретическое понимание инновационного процесса, так и его практическая реализация значительно расширились, появились различные многоаспектные взаимосвязи, включающие в себя изучение потребности, контроль за обратной связью с потребителями, формирование заградительных барьеров по отсеву некачественных проектов и др.
1.3 Модели управления инновационной деятельностью
Для государства особой стратегической важностью является развитие инновационного сектора национальной экономики. Объяснение данного факта лежит в том, что основополагающим фактором конкурентоспособности страны на мировых рынках являются научно-образовательные и технологические инновации. В современном международном экономическом пространстве господствуют три основные формы конкуренции в инновационной экономике[31]:
1. экономика, движимая факторами производства – Factor-driven Economy;
2. экономика, движимая инвестициями – Investment-driven Economy;
3. экономика, движимая инновациями – Innovation-driven Economy.
Существенным отличием инновационной деятельности является качественные изменения всех видов и форм хозяйственной деятельности, обусловленные динамикой внешних изменений и внутренних возможностей повышения эффективности в достижении стратегических целей[32]. Инновационная деятельность направлена не на количественные характеристики и параметры продукта, а его качество, равно как и технологических процессов, организации и управления производственными процессами.
Инновационная деятельность формируется на основе реализации системно-процессного подхода. Данный подход заключается в том, что в организации как единой системе, существуют системные взаимосвязи между функциональными элементами и характер этих связей влияет на качественные изменения самих элементов единой системы (организации)[33].