Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Инновации и управление инвестиционным процессом
1.1 Инновации и их изучение в системе государственной политики
1.2 Понятие инновационного процесса в системе государственного регулирования
1.3 Модели управления инновационной деятельностью
2. Государственное регулирование инновационной деятельности
2.1 Государственное регулирование инновационной деятельности в США
2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности в Японии
2.3 Государственное регулирование инновационной деятельности в России
Во всех функциональных элементах осуществляются свои технологические процессы. Результаты этих процессов рассматриваются в качестве взаимодействие входных и выходных параметров, которые создают так называемые цепочки ценностей, результатом чего становится приобретение новых качеств конечного продукта[34].
Продуктивная реализация инновационного процесса возможна лишь при использовании достижений науки и практики в области менеджмента, а именно посредством формирования и модернизации самостоятельной дисциплины в теории общего менеджмента - инновационного менеджмента.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что инновационный процесс имеет возможность развиваться по различным сценариям. Подобные модели отображены в целом спектре экономической литературы. Так, например, модель «Технологического толчка»[35] - осуществляется на крупных производствах и демонстрирует общие этапы инновационного процесса, что несомненно требует определенной детализации при практическом применении.
Рисунок 9. Модель «Технологического толчка»
Модель «Вызова спроса» - реализуется при применении простых в разработке модифицирующих продукт или услуги инноваций.
Рисунок 10. Модель «Вызова спроса»
Модель «Вызова спроса» Д. Романа[36] - включает в себя потребность участия профессиональных менеджеров в сфере продаж. Данная модель успешно применяется для конкретно продуктовых инноваций.
Рисунок 11. Модель «Вызова спроса» Д.Романа
Сопряженная инновационная модель Р. Росвелла[37] - отличается от вышеупомянутых тем, что демонстрирует параллельное наличие потребностей и передового уровня техники, а также перманентное взаимодействие друг на друга на протяжении инновационного процесса.
Рисунок 12. Сопряженная инновационная модель Р. Росвелла
Нелинейная интегрированная инновационная модель - наиболее полно отражает стадии, события и участников инновационного процесса в стадии разработки инновации[38]. Характеризуется отличием от модели Р. Росвелла в том, что демонстрирует помимо исследования общественных потребностей, процессы по исследованию рынка сбыта.
Следует отметить, что все вышеперечисленные модели обладают существенным недостатком, а именно – игнорированием процедур получения защитных документов для результатов интеллектуальных изысканий. Если применять любую из данных моделей то существует риск появления ряда проблем:
1) При выходе на рынок обнаружится, что существует аналог, в точности копирующий предложение и занявший нишу на рынке, что затруднит или сделает невозможным успешное продолжение инновационной деятельности; 2) При выходе на рынок обнаружится, что использование в коммерческих целях разработанной инновации запрещено законом, и для того, чтобы продолжить производство и продажи предложат купить лицензию; 3)То же, что и во второй ситуации, только не предложат купить лицензии[39].
Инновации обладают важной характеристикой – внезапностью и спонтанностью появления. Основной проблемой является невозможность предопределения чёткого результата и характеристик продукта или услуг, поскольку всё может изменяться в ходе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В случае появления возможности зафиксировать основной результат работ является целесообразным получения охранных документов для продукта.
Итогом инновационного процесса выступают:
1) Создание нового производства;
2) Организация продаж инновационного товара или услуг;
3) Проведение сделок по приобретению прав на интеллектуальную собственность.
Исходя из вышеперечисленного, для эффективной реализации инновационного проекта необходима организованная система инвестиций во всех стадиях жизненного цикла новации.
Подводя итоги главы, можно сказать что исследования теории инноваций с момента своего зарождения существенно продвинулись вперед. Вначале XX в. были определены основные понятия и поля теории инноваций, в том числе социокультурных (П. Сорокин) и технологических (Й. Шумпетер). В дальнейшем, с 40-х до середины 70-х гг. XX происходит становление теории инноваций, но особые прорывы в понимании не наблюдается. В частности, современные исследователи связывают данную стагнацию в развитии с последствиями Второй мировой и Холодной войн, которые создали ситуацию, в которой государства вынуждены были проводить основные исследования для усовершенствования своих вооружений.
В данный момент времени, после завершения Холодной войны, исследования носят более практический и прикладной характер. Однако теория инноваций существенно продвинулась вперед. Исследователи обнаружили различные многоаспектные взаимосвязи, включающие в себя изучение потребности, контроль за обратной связью с потребителями, формирование заградительных барьеров по отсеву некачественных проектов и др, которые необходимо учитывать при принятии решений в государственной политике. Все изыскания позволили сформировать ряд теоретических моделей для понимания реалий инновационного процесса. Полученные знания позволили также создать модели по управлению инновационным процессом, что непосредственно необходимо для современных государств, поскольку особой стратегической важностью обладает развитие инновационного сектора национальной экономики, влияющий на конкурентоспособность товаров и услуг на международном рынке.
2. Государственное регулирование инновационной деятельности
2.1 Государственное регулирование инновационной деятельности в США
Опыт США подсказывает основное направление в прогрессивной конкуренции, которое лежит в области оживленно меняющихся преимуществ, а именно в научно-технических открытиях и инновациях. Производство товаров и услуг надлежащего качества и соответствующих требованиям внешних рынков при повышении доходов населения – это главное условие национально-отраслевой конкурентоспособности на мировых рынках, которое обеспечивается ростом эффективности производства за счёт появления новых технологий, гарантирующих более качественное и количественное преимущество.
Вторая мировая война, позволившая странам, которые не пострадали во время конфликта обойти своих конкурентов, и, таким образом, достичь первых позиций в инновационном развитии, предопределила путь будущего глобального соперничества. Именно США, традиционно претендующие на статус мирового лидера, были одной из этих стран. Отличительными особенностями являются:
- установка на достижения лидирующего положения с помощью обеспечения личного комфорта каждого индивидуума. Утилитарный принцип «Всеобщее счастье» взятый у английского правоведа и философа И.Бентама[40] стал практически идеологическим;
- ясное понимание, что вся вертикаль власти заинтересована в необходимости научного, технического, экономического и социального прогресса и развития;
- сотрудничество частного и государственного капитала, а именно бизнесменов и правительства, в осуществлении крупных и масштабных проектов.
Нужно заметить, что инновационная политика США периодически корректировалась из-за смены руководства страны, но при этом сохраняла неизменные и общие установки. Менялись способы и методы достижения этапов развития – от становления производственной основы до повышения уровня жизни общества.
В наше время государственная поддержка в США научно-технологического вектора направлена, как было сказано ранее, на обеспечение конкурентоспособности и, по возможности, некой монополии на рынке технологий [41]. При этом, как можно понять из вышеперечисленного, основное внимание оказывается крупному бизнесу, в отличии от малого и среднего, и сводится к таким основным инструментам научно-технической политики как:
1) проверка инновационных проектов путём создания государственных экспертиз с целью оценки перспективности и эффективности оных в общеэкономической сфере;
2) активное финансирование и поддержка крупных проектов государством, вплоть до полной правительственной поддержки особо интересных, эффективных и наукоёмких проектов и исследований;
3) привлечение внимания к созданию венчурных фондов с помощью частной или полной поддержки в виде финансирования исследовательских центров в течение первых лет;
4) применение антимонопольных мер в отношении фирм, которые препятствуют конкуренции в наукоёмких и инновационных отраслях.
Так же стоит отметить такой фактор как оперативность принятия таких законодательных норм, которые обеспечат эволюцию научно-технологической сферы [42]. Такое содействие можно увидеть на примере университетов в США, которые, как правило, принадлежат штату и для необходимой коммерциализации технологий в научной сфере готовы оперативно принимать актуальные законы.
Нужно так же учитывать социально-психологический контекст американского общества. Несмотря на то, что изначальный уровень фундаментальной науки в стране был низким, «врождённое» стремление американцев к первенству с помощью мотивации личной выгоды в виде утилитарной формулы позволило объединить частный и государственный сектор для достижения поставленных целей. Ставка была сделана на крупный бизнес, который сумел развиться благодаря военным проектам и заказам.
В конце 90-ых годов двадцатого века советом по конкурентоспособности и противостоянии монополии США намечены главные стратегические векторы развития государственной инновационной политики Соединенных Штатов в области повышения конкурентоспособности американской науки, экономии и технологии на внешних рынках на рубеже XXI века и охватывает такие направления как:
1. Стимуляция гражданских НИОКР в передовых научно-технологических областях с помощью долгосрочной правительственной политики. В 1997 г. в послании конгрессу «Наука и технология: формируя ХХI столетие» президент США Б. Клинтон провозгласил: «Сегодня мы движемся в век технологий, информатики и глобальной конкуренции»[43]. Это подтверждает тезис о том, что одним из главных приоритетов государственной политики США является поощрение научного и технологического развития.
В свою очередь другой президент Б. Обама в своей речи 2009 г. в американской Национальной академии наук констатировал следующие: «Мы знаем, что наша страна достойна большего. Полстолетия назад она взяла на себя обязательство возглавлять мировой научно-технический прогресс; вкладываться в образование, исследования и проектирование; выйти в космос и дать каждому гражданину свою роль в этой исторической миссии. Тот момент в истории Америки отмечен самыми большими капиталовложениями в научно -исследовательскую работу. А после этого наши инвестиции стали неуклонно таять в процентном отношении к национальному доходу. В результате в погоне за великими открытиями эпохи вперед стали прорываться другие страны»[44]. Это показывает пристальное внимание к инновационной составляющей развития США как с точки зрения экономики, так и в научно-технической сфере.
Поддержка и стимуляция тех критических экономических областей, в которых частный сектор не получает необходимых результатов, а значит не справляется с точки зрения конкурентоспособности, с помощью исследований и разработок научно-технологической базы – это является главным направлением государственной политики США, которая опирается не только на собственные ресурсы, но и на промышленные и академические организации для определения насущных и указанных критических технологий.
Взяв за основу список, разработанный Статистическим управлением США, перечисляющий наукоёмкие технологии и товары, можно выделить следующие критические направления в технологии, как то:
- биотехнологии, включающие в себя производство лекарственных препаратов, гормонов и др. для медицины и сельского хозяйства, опираясь на современные достижения в генетике и биологии;
- медицина, а точнее медицинские технологии, к которым относятся разработка и производство новейших аппаратов и приборов, например: ядерно-резонансная томография, эхокардиография и т.п.;
- оптоэлектроника – электронные приборы, использующие свет, такие как оптические сканеры, лазерные диски, солнечные батареи, светочувствительные полупроводники, лазерные принтеры;
- компьютеры, а именно компьютерные технологии, и телекоммуникации – компьютеры. Периферийные устройства (дисководы, модемы), центральные процессоры, программное обеспечение, факсы, цифровое телефонное оборудование, радары, спутники связи и т.п.;
- электроника – интегральные схемы, многослойные печатные платы, конденсаторы, сопротивления;
- гибкие автоматизированные производственные модули и линии из станков с ЧПУ, управляемых ЭВМ; роботы, автоматические транспортные устройства;
- новые материалы – полупроводники, оптические волокна и кабели, видеодиски, композиты.
- аэрокосмос – гражданские и военные самолеты, вертолеты, космические аппараты (кроме спутников связи), турбореактивные двигатели, полетные тренажеры, автопилоты;
- вооружение – управляемые ракеты, бомбы, торпеды, мины, пусковые установки, некоторые виды стрелкового оружия;
- атомные технологии – атомные реакторы и их узлы, сепараторы изотопов и т.д.
Развитие таких коллабораций в проведении НИОКР во многих формах: государство – промышленность, государство - университеты, а также государство – университеты – промышленность, является приоритетной задачей федерального правительства в развитии научно-технического потенциала и партнерства[45].