Файл: Методы управления инновационными проектами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более 70% экономического роста страны зависит от предпринимательской деятельности, что отличает США от других стран своей предпринимательской активностью. Только в 1997 г. в сфере малого и среднего бизнеса было создано 1,6 млн. новых рабочих мест, если переводить эти цифры в проценты, то это 64% от общего количества рабочих мест в экономике. Эти новые и развивающиеся компании служат основой для занятости в экономике. Сектор предпринимательской отросли обеспечивает ту самую конкурентоспособность в сфере преимуществ страны в области современных технологий в условиях мирового соперничества

Прямые методы капиталовложений государственного бюджета в инновации не единственный способ финансирования. Одну из важнейших ролей играет льготное налогообложение компаний, которое осуществляют федеральные или собственные программы НИОКР, а так же налоговые кредиты. Партнерства и консорциумы, и их образование зависит, как считают эксперты, от постоянного и целесообразного налогового кредита на вложения в НИОКР. Как раз налоговый кредит оказывает функцию стимула для эффективного проведения длительных исследований в учебных заведениях, что в свою очередь влияет на промышленность, которая крайне заинтересована в них.

Федеральное законодательство трактует исполнение государственных заказов на создание различной техники и технологий и в мирных, и в военных целях как важнейшую экономическую функцию государства[46]. В рамках американского законодательства правительство выделяет большой диапазон льгот и преимуществ для своих подрядчиков, частных корпораций и т.д.

Государственные научно-исследовательские центры и лаборатории, как и другие научные учреждения, являются основой инновационных знаний и открытий. Учреждения, обладая исключительным оборудованием, незаменимым при исследованиях в университетах, сохраняют уровень конкурентоспособности и насчитывают более 800 лабораторий на территории США.

Нужно отметить некоторый спад бюджетного финансирования научных проектов, так в 1970 г. финансирование составило 70%[47], 1980 г. – 68% (по некоторым данным 65%), тогда как в 1995 г. государство обеспечило всего 55%. Это связано, прежде всего, с замещением государственного финансирования частным, т.е. финансирование обеспечивают корпорации и кампании.

Университеты, являясь центрами подготовки человеческого капитала, играют важную роль в создании конкурентоспособности в отраслях экономики, важных для США. По этой причине федеральная поддержка НИОКР в университетах представляется важной, т.к. большинство долгосрочных проектов осуществляются именно в университетах. Университеты превращаются в национальные центры превосходства в специализированных областях науки, критичных для экономики США. При этом они разрабатывают свою собственную политику в отношении создания научно-технологических партнерств с промышленностью.


Так же нужно заметить законодательную базу США, которая регулирует инновационную деятельность государства. На 1990-ый год в США насчитывалось около 4300 законов регулирующих инновационную деятельность. Все эти правовые акты служат основой экономико-юридической деятельности государства – предпринимателей - университетов.

Выделяют четыре уровня регулирования правовых норм. Одним из главных является Закон о федеральном бюджете. Благодаря этому закону Конгресс ежегодно утверждает размер бюджетных средств, представляемых президентом, в том числе на финансирование инновационных проектов.

Следующий уровень – федеральное законодательство, т.е то, что регулирует деятельность федерального ведомства и любой другой орган федерального правительства. Сюда входят законы о создании НАСА, министерства торговли, промышленности, энергетики и т.д.

Третий уровень регулирования – «законы-программы» в области НТП. Это особый блок в регулировании инновационного законодательства предназначается для развития и укрепления потенциала страны в сфере науки и техники.

Последний уровень регулирования – это внутриведомственное регулирование, а именно подзаконные акты, которые объединены в «Свод федерального регулирования»[48].

Несмотря на некоторый спад финансирования инновационных программ в США, намечен рост открытия, приток частного капитала, а так же укрепления научно-исследовательской базы. США стремятся обеспечить безопасность в экономической сфере при помощи достижения конкурентоспособности на мировых рынках. Правительство обеспечивает как законодательное, так и государственное регулирования проектов, способствует развитию связей между тремя основными игроками в сфере инноваций: университеты – производство - частный капитал.

2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности в Японии

Выше изложена североамериканская модель инновационного развития, связанная, прежде всего с индивидуализмом. Вторая модель развития значительно отличается от « традиционного» понимания инноваций и представлена в странах Восточной Азии. Одной из главных стран инновационного развития по восточноазиатскому сценарию является Япония[49]. Но прежде чем перейти непосредственно к Японии, нужно определить общие черты объединяющие курс развития в странах этого региона. Первой особенностью является отсутствие фундаментальной или прикладной науки. Вторая особенность в том, что эти модели стремятся к экспорту своей высокотехнологической продукции, при этом заимствуя сами технологии у стран Запада.


Япония по валовым внутренним затратам на исследования занимает лидирующее место. Переводя соотношения в цифры, мы увидим следующею картину в 3,4%-3,7% от ВВП. При этом государственная часть субсидий в эту отрасль составляет 19-20 %.

Основная направленность научно-технологической политики Японии была в импорте технологий Запада и совершенствовании их. Эта система появилась в последние десятилетия XX в. Именно она привела к созданию инновационного потенциала Японии, который отличается от экспортного характера стран Запада.

По мнению современных исследователей (США, ЕС), Япония к 2010-м годам пришла с худшими результатами, чем другие экономически развитые страны. Среди прочего имеют место ссылки на доклад Совета по науке Японии, по которому, реальная эффективность совокупных государственных затрат на ИиР в приоритетных областях была почти в 2 раза ниже, чем в США и лидерах инновационного развития ЕС. Однако, согласно господину М. Озуру, одному из авторов данного доклада: «… данный показатель скорее демонстрирует высокий уровень развития института частного финансирования ИиР, а также высокую степень координации органов государственной власти и частного сектора, при которой государственные инвестиции в приоритетные отрасли приобретают характер лишь дополнительного стимулирования, и корректировки направления инновационного развития. Таким образом, теряют роль «ветра в парусах», но приобретают роль «рулевого», направляющего корабль…»[50].

Если говорить о японской модели инноваций, то важную роль в ней играют «научные парки». При этом в отличие от американской модели Япония создаёт совершенные интеллектуальные города - «технополисы», которые сосредотачивают научные исследования в передовых отраслях наукоёмкого производства. Было выделено 19 зон, равномерно разбросанных по четырём островам, для создания «технополисов». Многим известным корпорациям было разрешено строительство исследовательских корпусов и производственных цехов, ориентированных на новые технологии, на территории «технополисов».

Такие образования уже не корректно называть технопарками, т.к. этот термин не передаёт истинное значение таких мест. Правильнее было их называть «наукоградами» или, как было сказано выше, «технопарками». Это особый вид урбанизированной местности, где специально создана среда для общения и обмена идеями. Благодаря этой особенности сюда стараются внедриться даже не слишком успешные фирмы, находящиеся в застое или даже кризисе, особенно если это кризис творческий».


Нужно заметить, что несмотря на всю мощь японской инновационной экономики, система Японии отстаёт от национальной инновационной системы США, но сконцентрирована на совершенно других направлениях. Также отличается и роль университетов в инновационной системе этих двух стран. Если в США университеты играют ведущую роль в исследованиях, то в Японии высшие образовательные учреждения играют менее важную роль, на их месте стоят исследовательские центры крупнейших корпораций, это объясняться тем, что японская инновационная система не стремится к получению фундаментального знания, таким образом, в центре внимания находятся технические инновации и инновационные технологии[51].

Можно провести пример курьёзный пример развития прикладной науки в Японии. При создании компьютеров пятого поколения в 80-х годах прошлого века были выделены огромные средства, но разработка провалилась из-за недостаточности фундаментального знания. Компьютеры пятого поколения должны были читать и понимать тексты на естественных языках, но из-за незнания лингвистики и когнитивных исследований проект провалился.

Что же касается именно практической науки, то Япония достигает огромных успехов. Так начиная с 50-ых гг. XX века, страна восходящего солнца скупала многие иностранные патенты. Скупленные патенты в сочетании с прикладной инженерной мыслью привело к тому, что Япония смогла не только добиться результатов в бытовой технике, а затем в машиностроении, но даже вытеснить национальных производителей с внутренних рынков их стран. Успехи в производстве дало возможность спонсировать новейшие исследования в области полупроводников и нанотехнологий.

Стабильность, которую демонстрирует сегодня НИС Японии, заставляет задуматься о её причинах и поиске её источника. Быть может именно в самобытности, альтернативном понимании инновационного процесса, нацеленном на непрерывное совершенствование, а не на одномоментный акт создания новой технологии, и получения от неё первичного коммерческого результата – того, что делает её отличной от общемировой теории и практики инновационного развития, - и кроется ключ к успеху инновационной политики Японии.

2.3 Государственное регулирование инновационной деятельности в России


Россия стоит вначале инновационного развития, что предполагает смещение центра производства с материальных составляющих – ресурсы, орудия производства и т.д, – на нематериальную, где основное внимание уделяется информации и творчеству. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. - основной документ, в котором чётко обозначены цели, задачи и направление развития инновационной науки в России.

Стратегия разработана на основе Концепции долгосрочного развития РФ в социально-экономической сфере на период до 2020г., согласно с Федеральным законом « О науке и государственной научно-технической политике». Стратегия нацелена на модернизацию во многих сферах жизни страны, особенно в технической и социальной. Инновационная политика обусловлена вызовами времени, это касается, прежде всего, экономического кризиса 2009 г., а также сегодняшнего кризиса зависимости от сырьевой экономики[52].

Для начала необходимо дать историческую справку о развитии инновационной политики РФ как направления.

История технического и научного сотрудничества с зарубежными странами начинается с 1950-х гг. На этом первом этапе происходит обмен делегациями учёных и специалистов с целью применения открытий к производству, естественно в условиях холодной войны ученные преимущество были со стран Восточной Европы и КНР.

Следующий этап, проходивший в период с 1970-х - начала 1980-х гг., прошел под флагом сотрудничества СССР и стран Запада. В этот период приходится самое большое количество МНТС . Но, как было сказано выше, такого рода соглашения сильно зависли от отношения между двумя мировыми блоками. Таким образом, после обострения отношений, многие договора между СССР и США, Великобританией, Японией и Канадой, были разорваны[53].

С 1990-ого года снижается финансирование инновационных проектов и науки в целом, что сказалось на уровне научно-технического потенциала, а также на сокращении следований и разработок в отечественной науке. Несмотря на это происходит повсеместное увлечение контрактов и соглашений с зарубежными западными странами. Исходя из этого, можно сделать вывод, что СССР оставило огромную научно-техническую базу, с помощью этих знаний и благодаря налаживанию контактов с зарубежными странами у России имеется огромный потенциал в инновационной политике. Проводимые правительством Российской Федерации преобразования позволили сформировать более свободные условия международного научно-технического обмена, в первую очередь для отдельных учёных и лабораторий.