Файл: Ответы на экзамен_введение в языкознание_Рябова.docx

ВУЗ: Российский университет дружбы народов

Категория: Шпаргалка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 2895

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-язык потенциально существует в каждом мозгу в виде грам-ой системы. Реализацией этих потенциальных возможностей явл. речь;

-язык отличается от речи как существенное от побочного и случайного. Существенным в языке явл. закреплённые языковой практикой нормативные факты языка (яз-ая норма), а к побочным и случайным явл. принадлежат всякого рода колебания и индивидуальные отклонения в речи. Язык-это система знаков, в кот-рой единственно существенным явл. соединение смысла и акустического образа.

Причём оба эти компонента в равной мере психичны.

В языке чётко различ. синхрония и диахрония как, соответственно, состояние языка и фазы его развития. Эти 2 области чётко разделяются по объекту: в синхронии объектом явл. система языка, в диахронии – отдельные явления. Они разделены и по методам исследования: описательный – в синхр., сопоставительный – в диахр.

Речевая деятельность (I дихотомия по Соссюру): Язык социален и абстрактен; речь индивидуальна и конкретна.

II дихотомия: Синхрония (рассматривает язык на определённом этапе) и диахрония (изучение языка в развитии).

III дихотомия: лингвистика: внутренняя и внешняя.

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Одним из наиболее известных учёных, считающихся основоположниками лингвистики, является Вильгельм фон Гумбольдт. Немецкий учёный занимался переводами древнегреческих поэтов, изучением различных аспектов языка и литературы. Но главное новаторство в постулатах, выдвинутых Гумбольдтом, – это утверждение языка как единого целого и отождествление его с национальным духом, вне которого язык (по мнению учёного) не может существовать.

Им была разработана идея внутренней формы, и на её основе заложены основания типологии языков. В. фон Гумбольдту мы обязаны рождением существующей и по сей день системе разделения плана содержания языка на идиоэтнический и универсальный компоненты.

«Российская грамматика» - одно из главных филологических сочинений М. В. Ломоносова и одно из важнейших по значимости в истории русской филологии. К изучению русской грамматики Ломоносов впервые применил строгие научные приёмы и чётко систематизировал материал учебника. Работа впервые проводит резкую грань между языками русским и церковно-славянским. Признавая близкую взаимную связь обоих языков, Ломоносов устанавливает полную самостоятельность каждого из них и впервые подвергает специальному строго научному изучению законы и формы языка собственно русского. Впервые определённо и точно наметив отношения русского литературного языка к языку церковно-славянскому, с одной стороны, и к языку живой, устной речи, с другой, он положил прочное начало преобразованию русского литературного языка, которое обеспечило его дальнейшее развитие. Ломоносов различал уже буквы от звуков и, как естествоиспытатель, определял анатомо-физиологическое и акустическое происхождение звуков; говорил о трёх наречиях русского языка (московском, северном и украинском), изображал фонетический выговор звуков в словах.


Швейцарский лингвист, заложивший основы семиологии и структурной лингвистики, стоявший у истоков Женевской лингвистической школы. Идеи Фердинанда де Соссюра, которого часто называют «отцом» лингвистики XX века. Основная работа Ф. де Соссюра — «Курс общей лингвистики» был опубликован посмертно в 1916 году Шарлем Балли и Альбером Сеше по материалам университетских лекций Соссюра. «Разделяя язык и речь, мы тем самым отделяем: 1) социальное от индивидуального; 2) существенное от побочного и более или менее случайного». Язык — «функция говорящего субъекта», «продукт, пассивно регистрируемый индивидом», который «не предполагает предварительной рефлексии», а «анализ в нём выступает лишь в области классифицирующей деятельности».

АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЗВУКОВ. ИНТОНАЦИЯ, ЕЁ АКУСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ФУНКЦИИ В ЯЗЫКЕ

Акустические свойства звуков речи.

Высота звука зависит от количества колебаний в единицу времени. От увеличения количества колебаний высота звука повышается, от уменьшения – понижается. Высоту звуков измеряют герцами – одно колебание в секунду (Герц – нем. физик). Человеческое ухо воспринимает звуки от 16 до 20 000 герц. Изменения высоты звуков в речи создаёт интонацию, мелодику речи.

Сила звука (громкость) определяется амплитудой колебаний звуковой волны: чем больше амплитуда, тем сильнее звук. В речи сила звука связывается с понятием о силовом ударении. Сила звука воспринимается слушающим как громкость.

Длительность или долгота звука связана с продолжительностью данного звука во времени с его количеством колебаний: в русском языке, например, гласные под ударением длительнее безударных.

Тембр звука (собственное звучание звука). Тоны и шумы взаимодействуют в ротовом и носовом резонаторах, создавая индивидуальные тембры звуков, по которым мы и узнаем звуковую речь наших знакомых и родных.

Характер колебательных движений. Большую роль в акустической окраске звуков играет характер колебательного движения: если оно совершается ритмически, то есть через определённые интервалы повторяются такие же периоды, то такая звуковая волна создаёт музыкальный тон (гласные); если же колебательное движение прерывается, то ухо воспринимает такой звук как шум (согласные).

Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

Интонация — это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи: мелодики (т.е. движения основного тона), интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения (указывающего на общую эмоциональную окрашенность речи). Интонация - одно из важнейших средств оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации, непрерывного тонового движения происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшей детализацией их смысловых отношений. Поэтому интонацию часто определяют как ритмико-мелодическую сторону речи, являющуюся средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания. Интонация включает в себя целый комплекс элементов, среди которых:


1) мелодика речи: основной компонент интонации, она осуществляется повышением и понижением голоса во фразе (ср., например, произношение вопросительных и повествовательных предложений), именно мелодика речи организует фразу, расчленяя её на синтагмы и ритмические группы, связывая её части;

2) ритм речи: т.е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаического. Основная единица ритма речи - ритмическая группа, состоящая из ударного и примыкающего к нему безударного слогов;

3) интенсивность речи, т.е. степень её громкости, сила или слабость произнесения высказывания (ср. разную интенсивность речи на митинге и в комнате);

4) темп речи, т.е. скорость произнесения её элементов (звуков, слогов, слов), скорость её протекания, длительность звучания во времени (например, к концу высказывания темп речи замедляется, отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстрее, чем информативно-значимые отрезки, которые произносятся в замедленном темпе);

5) тембр речи, т.е. звуковая окраска речи, передающая её эмоционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недоверия, игривая интонация и т.д.),

Интонация является существенным признаком предложения. В высказывании она выполняет следующие функции: 1) оформляет высказывание в единое целое (ср. интонацию законченности и незаконченности предложения); 2) различает типы высказываний с точ­ки зрения их целенаправленности (ср. интонацию побуждения, воп­роса, повествования и т.д.); 3) передаёт синтаксические отношения между частями предложения или предложениями (ср. интонацию перечисления, вводности, пояснения, сопоставления и т.д.); 4) выражает эмоциональную окраску (ср. восклицательную интонацию); 5) вскрывает подтекст высказывания; 6) характеризует говорящего и ситуацию общения в целом. В рамках текстов, принадлежащих разным стилям языка или литературным жанрам, интонация выполняет эмоционально-эстетическую и изобразительную функции (ср., например, разную интонационную окраску речи добрых и злых персонажей сказок).

Изучение интонаций отдельных языков свидетельствует о том, что многие языки в интонационном отношении различаются, например, интонация в литовском языке имеет восходящий характер; в русском языке она может быть нескольких типов: нисходящей, восходящей, нисходяще-восходящей, восходяще-нисходящей.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ ПО СПОСОБУ И МЕСТУ ОБРАЗОВАНИЯ

Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо- физиологической характеристике звуков. Исходным при этом является деление всех звуков на

гласные и согласные звуки. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных - консонантизм.

ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ О СОГЛАСНЫХ


1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом.

2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.

3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом.

Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ.

Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука. Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые бывают передними, средними и задними.

Гласные переднего ряда - и э; среднего ряда - ы; заднего ряда у о а.

Вертикально гласные различаются по подъёму - то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются обычно три подъёма - верхний, средний и нижний. В русском языке к гласным верхнего подъёма относятся и ы у, к гласным среднего подъёма - э о, к гласным нижнего подъёма относят а.

По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы - о у (лабиализованные, огрублённые) и неогублённые, то есть при образовании которых губы не принимают участия - а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда.

Назализация.

В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском, польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные, которые в кириллице изображались специальными буквами: юс большой, или о носовое и юс малый, или э носовое. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой нёбной занавеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в полость рта и носа.

КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках мира больше, чем гласных.

Шумный - сонорный. В составе согласных звуков любого языка выделяются два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых связок.

Различие согласных по характеру преграды и способу её преодоления. Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют органы речи для воздушного потока, идущего из лёгких. Если органы речи оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате возникают смычные, или взрывные согласные. В тех же случаях, когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остаётся щель. В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название щелевых (от слова щель), или фрикативных (от латинского названия fricare - "тереть", так как воздух как бы трётся о щель в неплотно сближенных органах речи). В различных языках имеются ещё такие согласные звуки, которые соединяют в себе особенности взрывных с особенностями согласных щелевых. Подобные согласные как бы начинаются с взрывного элемента и оканчиваются элементом щелевым. Называются они аффрикатами. Русская аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с, аффриката ч - из взрывного т и щелевого ш. Аффрикаты встречаются в английском языке (Georg), в немецком (deutsch) и многих других языках.


По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки, при образовании которых преграда образуется периодическим сближением активного органа речи с пассивным до возникновения очень слабой смычки, которая тут же разрывается выходящей из лёгких струёй воздуха.

Если первый ряд различий в области согласных определяется характером преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из лёгких, то второй ряд различий связан с деятельностью активных органов речи - языка и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на язычные и губные. Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка, возникают переднеязычные согласные. Возможны также среднеязычные и заднеязычные согласные.

Дробление производится и дальше: среди переднеязычных согласных различают зубные, например, т и альвеолярные например ш). При артикуляции среднеязычных согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твёрдым нёбом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich, Recht). При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается с мягким нёбом. К заднеязычным относятся руские к, г, х. Кроме язычных, к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское п) или губно-зубные, например, в). Различие между губно-губными и губно-зубными легко обнаружить экспериментально: для этого нужно лишь поочерёдно произнести несколько раз русские звуки п и в.

Третий ряд различий в системе согласных звуков создаётся так называемой палатализацией (от латинского палатум - твёрдое нёбо). Палатализация, или мягкость — это результат поднятия средней и передней части языка к твёрдому нёбу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные, кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных — это яркая особенность русской фонетики.

СИНХРОНИЧЕСКИЕ И ДИАХРОНИЧЕСКИЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Проявлениями фонетических процессов являются все звуковые чередования в языке.

Фонетические процессы обусловлены фонетическими законами. Фонетические законы бывают двух типов — синхронические и диахронические. Синхронические фонетические законы (синхрония от греч. syn — 'совместно' и chronos — 'время', т. е. 'одновременность') — это законы позиционных чередований звуков, когда в одно и то же историческое время звук, выступающий в одной позиции, заменяется другим звуком в иной позиции. Таковы, например, законы чередования согласных и гласных звуков современного русского литературного языка, рассмотренные нами ранее: звонкие шумные согласные на конце слова, заменяются глухими, долгие согласные звуки на конце слова заменяются краткими, ударный [о] во втором предударном слоге заменяется [ъ] и др.



Диахронические фонетические законы (диахрония — 'разновременность' — от греч. diet — 'через' и chronos — 'время') — это фонетические законы изменения звуков, происходящие во времени: один звук, заменяется другим звуком в той же позиции, но в более позднее время. Диахронический закон действует до тех пор, пока, во-первых, существует причина, вызвавшая языковое изменение, во-вторых, пока замена одного звука другим не охватит все слова, где для такого изменения есть условия: данный звук в этих словах находится в той позиции, в которой происходит его изменение, и, в-третьих, пока данное изменение не произойдёт у всех носителей данного языка или диалекта. Когда диахронический закон заканчивает своё действие, ему на смену приходит закон синхронический.