Файл: Вопросы для опроса Понятие система.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы для опроса
1. Понятие «система»
Система — это группа взаимодействующих или взаимосвязанных элементов , которые действуют в соответствии с набором правил, образуя единое целое. Система, окруженная окружающей средой и находящаяся под ее влиянием, описывается своими границами, структурой и назначением и выражается в ее функционировании.
2. Определение организации
Организа́ция — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
3. Организация как объект
Организация как объект обладает упорядоченной внутренней структурой. В ней сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Она самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла.
4. Организация как процесс
Организация как процесс – это систематизированное сознательное объединение действий двух или более людей, направленное на достижение поставленных перед ними целей. Основными составляющими любой организации являются цели, персонал, управление. Организация определяется как процесс или деятельность организатора, менеджера, т. е. организация рассматривается как одна из функций управления, направленная на приобретение объектом новых свойств и характеристик.

5. Виды организаций
А) По отношению к формальности:

- формальные – юридически зарегистрированные организации, имеющие подтверждающее свидетельство. Цели, права и обязанности участников, а также ответственность строго определяется надлежащими документами;

- неформальные – возникают сами собой вследствие регулярных взаимоотношений определённых людей. При этом не имеют официального руководителя и правил, их деятельность скорее подчиняется негласным нормам. Обычно существуют внутри формальных объединений и, несомненно, влияют на их деятельность. Примерами таких групп могут быть институты семьи и дружбы.


Б) По отношению к прибыли:

- коммерческие – основаны для достижения материальных целей. Новые члены вовлекаются в работу для получения прибыли, которая всегда делится между всеми участниками;

- некоммерческие – создаются для выражения определённых интересов и достижения нефинансового результата. Конечно, в результате их деятельности, может быть получена какая-то материальная выгода, но она скорее пойдёт на общее дело. Это могут быть образовательные, политические и прочие организации.

В) По функциям, реализуемым в обществе:

- производственные – необходимы для создания всех материальных благ, которыми пользуется общество. Производят конкретный вид продукции, чтобы затем реализовать его на рынке;

- социальные – отвечают запросам социума на сохранение и преумножение общественных традиций, ценностей и обычаев. Например, музеи, волонтёрские объединения, школы, редакции газет и журналов и прочие подобные организации;

- политические (регулятивные) – ориентированы на государственное управление и достижение общественных целей. Это могут быть политические партии, муниципальные администрации, думы и т.д.;

интегративные – определяют мотивацию и настроение общества, занимаются урегулированием социальных конфликтов (суды, прокуратура, средства массовой информации и т.п.).

Г) По организационно-правовым формам:

- товарищества – выделяют полные и на вере. Капитал первых складывается из отдельных взносов в разных пропорциях, а прибыль распределяется между всеми участниками, согласно внесённой первоначально доле каждого из них. Вторые же, кроме полных товарищей, имеют ещё и отдельных вкладчиков, которые участвуют в составлении общего фонда и впоследствии получают прибыль, но при этом не могут заниматься управлением и принятием решений;

- акционерные общества – подчинены собственному уставу и капиталу, право на который имеют держатели акций. Последние составляют собрание, которое определяет всю деятельность компании. По возможности свободно продавать акции различают закрытые и открытые общества.

производственные кооперативы (артели) – создаются для решения общих задач путём собственного трудового участия. Управляются собраниями членов кооператива, имеют свой устав и имущественные паевые взносы;

- потребительские кооперативы – аналогичны производственным по внутренним порядкам, но при этом их деятельность направлена на удовлетворение потребностей;



- фонды – не нуждаются в членстве. Служат для достижения полезных - обществу целей (культурных, образовательных, исторических и др.). Капитал составляют суммы, внесённые добровольными вкладчиками. После его реализации формируется отчёт о потраченных средствах;

объединения – ориентированы на достижение нематериальных результатов (например, духовных). Имеют собственный устав и обязательные членские взносы. Это могут быть кружки по интересам, партии или клубы;

- учреждения – организуются одним собственником и направлены на реализацию функций некоммерческого характера;

ассоциации и союзы – появляются внутри уже действующих организаций для защиты интересов их участников. Все члены такой группы самостоятельно принимают устав и обязуются совместно решать вопросы.

Д) По размеру:

- малые – численность сотрудников не превышает планку, установленную видом их деятельности (например, для научно-технических и сельскохозяйственных предприятий – это 60 человек, а для промышленности и строительства – 100). Получают значительную поддержку от государства, а потому имеют меньшие проблемы с налоговыми органами;

- средние – имеют не больше 300 участников;

- крупные – такой вид определяется, если число работников превышает 301 человека.

Е) По уровню самостоятельности:

- головные – самостоятельно принимают все решения и задают вектор общего развития, а также ведут финансовую и хозяйственную деятельность;

- дочерние – полностью подчиняются требованиям головных организаций, не имеют права на независимую деятельность.

6. Организации формальные и неформальные

- формальные – юридически зарегистрированные организации, имеющие подтверждающее свидетельство. Цели, права и обязанности участников, а также ответственность строго определяется надлежащими документами;

- неформальные – возникают сами собой вследствие регулярных взаимоотношений определённых людей. При этом не имеют официального руководителя и правил, их деятельность скорее подчиняется негласным нормам. Обычно существуют внутри формальных объединений и, несомненно, влияют на их деятельность. Примерами таких групп могут быть институты семьи и дружбы.
7. Концепция жизненного цикла организации

Основное назначение концепции жизненного цикла организации (ЖЦО) — объяснение изменений, которые происходят в организации с течением времени. Организационный подход к вопросам управления и развития предусматривает рассмотрение функционирования организации с точки зрения определенных периодов, характерных для любой структуры.


Жизненный цикл организации — совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни.

Согласно концепции жизненного цикла, вся деятельность организаций проходит ряд стадий, начиная с рождения, расцвета вплоть до прекращения существования или коренной модернизации. Хотя концепция жизненного цикла заимствована из биологии, следует учитывать, что применение этого понятия к организации имеет некоторую ограниченность. Если для живого организма смерть — это неизбежное будущее, то жизнь организации может продолжаться неограниченно долго.

В зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла находится компания, появляются определенные проблемы и задачи, требуются соответствующие методы и инструменты для их решения.

8. Стадии жизненного цикла

  • 1. В фазе рождения фирмы пытаются выработать жизнеспособную товарно-рыночную стратегию, что достигается в основном путем проб и ошибок, как результат усилий, прилагаемых для создания и развития продукта. Организация на этом этапе имеет простую централизованную структуру.

  • 2. На фазе роста это уже большая, быстро растущая компания, которая расширяет свою нишу и развивает более формальную организационную структуру.

  • 3. В фазе зрелости организации уже боле консервативны, менее инновационны, предпринимают незначительные попытки диверсификации или поглощений.

  • 4. Фаза возрождения характеризуется изменениями в продуктовой стратегии, возрастает инновационная активность. Фирмы становятся более диверсифицированными, выходят на новые рынки, увеличивается ассортимент продукции, услуг.

  • 5. На стадии упадка организации становятся инертными, стараются экономить ресурсы, воздерживаются от нововведений, так как их производственные линии уже устарели.

9. Общие характеристики организации
К общим характеристикам организации относятся: ресурсы, зависимость от внешней среды, горизонтальное разделение труда, вертикальное разделение труда, необходимость управления

а) Ресурсы. Для достижения результатов цели всякой организации включают преобразования ресурсов.

Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.
б) Зависимость от внешней среды. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Ни одна организация не может быть "островом в себе". Все организации полностью зависимы от окружающего нас мира, который называется внешней средой, как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователями их результатами.

10. Обязательные признаки организации

Признаки организации:

- количественная определённость;

- наличие общих целей и средств их достижения;

- обособленность;

- наличие управляющего, руководящего и координирующего центра.
11. Типология и классификация экономических организаций
Типология экономических организаций представляет не только чисто научный, но и вполне конкретный практический интерес. Выявление критериев классификации и определение на этой основе классов типических форм и их совокупностей, позволяет не только объяснять появление той или иной формы организации, но и предвидеть это появление, а также проектировать новые формы экономических организаций, исходя из меняющихся внешних и внутренних условий функционирования. Классификация организаций важна для разработки мер по совершенствованию управления ими на основе определенных методик анализа их хозяйственной деятельности, развития соответствующей инфраструктуры, выработки бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики государства и т. д. Организации могут различаться: по размерам; по формам собственности, на основе которых они создаются; по функциональному назначению; по отраслевой принадлежности; организационно-правовым формам; организационным структурам; самостоятельности принятия решений; применяемым технологиям и т. д. и т. п. Все эти различия достаточно важны и характеризуют организацию с определенной стороны и таких отличительных признаков можно определить великое множество.
Организации могут быть:

-      правительственные и неправительственные;

-      коммерческие и некоммерческие;

-      бюджетные и небюджетные;

-      общественные и хозяйственные;

-      формальные и неформальные
12. Явление самоорганизации и самоуправления

Самоорганизация – спонтанное возникновение процессов, направленных на устранение диспропорций (нарушения гармонии), введение новых элементов в организации или ликвидацию устаревших.

Самоуправление – автономное функционирование какой-либо социальной системы: коллективов, организаций, объединений и даже одного человека.