ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самоорганизация и самоуправление могут при определенных условиях помогать штатным процессам или мешать им. Самоорганизация и самоуправление – это естественные процессы, свойственные живой и неживой материи.
В ряде случаев самоуправление и самоорганизация более эффективны, чем искусственные управление и организация. В некоторых случаях они инициируют развитие искусственного управления в организации или же функционируют совместно. Иногда трудно определить, что послужило источником профессионального управления: оно само или элементы самоуправления
13. Основные организационно-правовые формы предприятий
Одним из главных критериев предприятий является классификация по целям деятельности. Выделяют коммерческие организации и некоммерческие организации.
Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли с ее последующим распределением между участниками. Основными видами коммерческих организаций являются:
-
хозяйственные товарищества, -
хозяйственные общества, -
производственные кооперативы, -
унитарные предприятия.
Некоммерческие организации создаются ради других целей и не преследуют получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К таким целям, как правило, относят: социальные, культурные, образовательные, духовные, благотворительные и др. виды целей.
Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.
14. Цели и задачи управления производством
Цели и задачи - это те конечные рубежи, к достижению которых направлена деятельность коллектива подразделения. Каждое подразделение может иметь свои задачи. Они должны способствовать достижению целей организации. Практически цели и задачи являются идентичными по конечным результатам выполнения. Задачу можно представить в качестве конечного результата выполнения производственной программы, а цель как количественные и качественные показатели работы организации, его подразделений. Так, перед мастером производственного участка на текущий месяц можно поставить задачу по выпуску определенного ассортимента, количества, качества и стоимости деталей. Перед руководителем же цеха могут стоять такие цели, как: произвести определенное количество изделий при определенных издержках на их производство, снизить процент брака, не допустить текучести рабочей силы, закупить и установить новое оборудование или осуществить перестановку действующего оборудования к установленному сроку и т.д. Это количественные показатели цели коллектива. Качественные показатели цели имеют более расплывчатый характер и отражают задачи коллектива в общем виде на определенный период: год, квартал, месяц. К ним можно, например, отнести следующие цели:
· Усовершенствовать организационную структуру управления производством в связи с созданием автоматизированных рабочих мест специалистов по управлению, экономистов, бухгалтеров;
· Осуществить переподготовку кадров функциональных служб цехов;
· Организовать и укомплектовать аппарат квалифицированными кадрами, чтобы это способствовало повышению эффективности производства и управления;
· Устранить непроизводительные потери времени рабочих и служащих и т. д.
15. Функции управления производством
Функции управления характеризуют разделение, специализацию труда в сфере управления и определяют основные стадии реализации воздействий на отношения людей в процессе производства.
Основными (общими) функциями управления производством являются: организация, нормирование, планирование, координация, мотивация, контроль и регулирование.
16. Понятия: закон, закономерность
Закон — нормативно-правовой акт, который принимается представительным органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ — относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития. Философская энциклопедия. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – результат действия множества законов, один из которых выступает главным, определяющим для данного процесса. Она выражает связь между предметами и явлениями.
17. Специфические законы социальных систем
Специфические законы объединяют ряд законов, характерных для социальных систем, и создающих основу для формализации деятельности людей в организации. К специфическим законам организации относятся: закон своеобразия, закон социальной гармонии, закон дифференциации и универсализации функций,
закона оптимальной загрузки, закона эффективного восприятия и запоминания информации, закон стабильности.
18. Общие законы социальных систем
На основе системных законов мы можем сформулировать четыре фундаментальных закона ОТСО.
-
1. Закон статики социальных систем. Любой социальный объект является системой, т.е. представляет собой совокупность неравновесных биологических организмов, упорядоченных в функционально дифференцированные социальные образования посредством синергетического (разнонаправленного) взаимного действия внутренних интегрирующих сил стремления к удовлетворению потребностей, и внешних дезинтегрирующих социальных и природных сил, препятствующих удовлетворению потребностей. -
2. Закон динамики социальных систем. Социальные системы стремятся к состоянию минимальной энергии за счет достижения максимального равновесия синергически действующих внутренних интегрирующих сил стремления организмов к удовлетворению своих потребностей, и внешних дезинтегрирующих социальных и природных сил, препятствующих удовлетворению потребностей, благодаря чему упорядоченность элементов возрастает, повышается функциональная эффективность и уровень адаптации социальной системы и составляющих ее элементов. -
3. Закон метасистемного перехода социальных систем. В результате упорядочивания действующих между биологическими организмами сил, они начинают функционировать согласовано, в следствие чего происходит глобальный метасистемный переход к социальному уровню организации материи, что позволяет организмам перейти в более выгодное энергетическое состояние. В свою очередь социальные системы в результате упорядочивания действующих между ними сил, последовательно осуществляют локальные метапереходы, проходя через стадии непосредственного, опосредованного, синергетического, управляемого общества, и стремятся ко все более согласованному и упорядоченному функционированию, образуя метасистему - Гиперобщество. -
4. Закон размерности социальных систем (Дополнительный закон). Любая социальная система имеет размерность — фундаментальные константы, определяющие параметры системы: количество, тип, свойства, особенности взаимодействия элементов и максимальную возможную степень упорядоченности системы.
Доклад/сообщение
1. Система наук об организации
2. Общие характеристики и признаки организации
3. Системный подход в теории организации
4. Основные организационно-правовые формы предприятий
5. Организация управления производством производственно-хозяйственных организаций
6. Основные типы самоорганизующихся систем
7. Основные законы организации
8. Принципы динамической организации
9. Предмет, метод и функции теории организации
10. Организаторская мысль и теория организации
11. Системный, интеграционный и ситуационный подходы в теории организации
12. Система законов функционирования организации
13. Организация как система управленческих процессов
14. Методология проектирования организационных систем
15. Принципы построения и анализ организационной структуры
Ситуация 1.
Ваша подчиненная сотрудница – бухгалтер Раиса – постоянно игнорирует Ваши оперативные указания,нечетко выполняет порученные задания, работает ниже своих возможностей. Последнее ее упущение привелок невыполнению квартального плана подразделения. До Вашего прихода в эту организацию она претендовалана Ваше место, но не была назначена по причине конфликтности. Работой в организации она дорожит, т. к.работа – единственный источник ее доходов и она воспитывает дочь без мужа.
Вопрос: Какие группы методов управления и конкретные действия следует применить к Раисе, чтобы побудитьее выполнять свою работу качественно?
Ответ:
Считаю, что сначала нужно вызвать Раису на личную беседу с целью выяснения мотивов такого ее поведения. Также в ходе беседы следует объяснить Раисе, что безответственное отношение к работе может стать причиной ее скорейшего увольнения по статье. Если же беседа не окажет на Раису должного влияния и ее отношение к работе не изменится, то о ее поведение стоит сообщить вышестоящему руководству.
Ситуация 2
В магазине с посменным графиком работы продавцов при организации выездной торговли возник вопрос отом, кто будет занят в этой торговой точке. Так как в этот день в магазине был большой наплыв покупателей,то нагрузка на работающую смену продавцов повысилась почти в 2 раза. Продавцы смены, находящейся наотдыхе, по разным причинам отказываются от предложенной работы.
Вопросы:
1. Имеют ли право продавцы отказаться от работы?
2. Какие методы управления следует применить к продавцам, чтобы мотивировать их?
Ответ:
1 Не имеют, так как они сами согласились на такую работу, им можно уволиться только после того как они отработают эту смену.
2 Войти в их работу, помочь им, пообещать повышенную зарплату.
Ситуация 3
Работники магазина в личных целях занимались закупкой товаров и их реализацией через свои секции.
Размещая свой товар на витрины, они нарушили Правила торговли. За подобное нарушение администрации пришлось уплатить штраф при проверке налоговой инспекцией.
Вопрос:
Какие группы методов управления и конкретные действия следует применить к работникам?
Ответ:
В данной ситуации возможно применения наказания в виде:
- Депремирования;
- Удержания из зарплаты ущерб нанесенный работником;
-Уволить сотрудника если до инцидента были предупреждения или выговора.
Ситуация 4
В процессе работы магазина, реализующего строительные материалы, возникла потребность в нестандартном оборудовании. Сотрудник магазина Иванов проявил инициативу – организовал поставку требуемого оборудования в кратчайшие сроки.
Вопрос:
Какие группы методов управления и конкретные действия следует применить к сотруднику Иванову?
Ответ:
Следует поощрить сотрудника Иванова единовременной премией — это разовая выплата, связанная с достижением определенного результата трудовой деятельности или приуроченная к конкретному событию.
Ситуация 5
В магазине вышло из строя холодильное оборудование. В этот день у электрика был выходной день, и он отказался устранить неисправность.
Вопросы:
1. Имеет ли право электрик отказаться от работы?
2. Какие методы управления следует применить к электрику, чтобы мотивировать его?
Ответ:
1. Время отдыха (в том числе и выходные дни), по Трудовому кодексу, это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (статья 106 ТК РФ).
По общему правилу, работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещена (часть 1 статьи 113 ТК РФ).
Однако из этого правила есть исключения.
Такими исключениями считаются случаи необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений. Выполнение таких заранее непредвиденных работ производится только с письменного согласия работника.
А вот для выполнения работ, вызванных чрезвычайными обстоятельствами, работники привлекаются без их согласия.