Файл: Исторический центр Севастополя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Интерактивная экскурсия

«Исторический центр Севастополя»

Разработала:

Студентка 1 курса группы Поди-б-22-1-о

Худорожкова А.А.

г. Севастополь

2023 г

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление. Приветствие (1 мин) ……………………………..…………….... 2

Начало маршрута. Фонтан на Приморском бульваре (4 мин) ....………..… 2-3

  1. остановка. Драконий мостик (5 мин) …………………….…………….. 3

  2. остановка. Памятник затопленным кораблям (15 мин) …..………… 4-6

  3. остановка. Начало плавучего моста (5 мин) ………………………… 6-7

  4. остановка. Перед Графской пристанью (5 мин) ….…………………. 7-8

  5. остановка. На Графской пристани (10 мин) ………………….…….. 8-10

  6. остановка. Памятник П.С. Нахимову (5 мин) …………..………..…… 10

  7. остановка. Памятник 200-летию основания города (5 мин) ……...…. 11

  8. остановка. Мемориал героической обороны Севастополя (10 мин).12-13

  9. остановка. Дом Ветцеля (5 мин) …………………………………..…13-14

  10. остановка. Дом Горенко (5 мин) ……...…………………………….. 14-15

  11. остановка. Памятник Екатерине (20 мин) ………………………..... 15-17



ВСТУПЛЕНИЕ. ПРИВЕТСТВИЕ (1 мин)

Сегодня мы познакомимся с историей нашего славного, героического и прекрасного города. Наша экскурсия называется «Исторический центр Севастополя». Это пешеходная экскурсия. Продлится она 2 часа. Мы пройдём по историческому центру города, познакомимся с его славной историей и знаковыми памятниками и памятными местами.
Начало маршрута «ФОНТАН НА ПРИМОРСКОМ БУЛЬВАРЕ» (4 мин)
Неслучайно вам была назначена встреча у фонтана, как и многим, кто здесь встречается. Это место многих свиданий. На этом месте с первого взгляда, с первого свидания, под танец 185 струй фонтана многие влюблялись, женились, создавали семьи. Гуляли с детьми и внуками. Как раньше. Так и сейчас. Наш фонтан так и называется танцующий. Фонтан особенно впечатляет ночью, когда его струи подсвечены разноцветными лучами.

Находится он в одном из самых любимых мест отдыха севастопольцев и гостей города – Приморском бульваре, на котором мы сейчас и находимся.

Строительство бульвара было начато ещё в 1884 году. Тогда тут высадили деревья и кустарники, обустроили прогулочные площадки с видом на море, построили яхт-клуб с читальней и рестораном. В 1890-е года на бульваре построили театр. В разное время здесь выступали известные мастера сцены М. С. Щепкин, Ф. И. Шаляпин, В. Ф. Комиссаржевская и другие. В 1900 году был на гастролях Московский Художественный театр, показавший чеховские пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня». Севастопольская публика тепло приняла спектакли и их автора, Антона Павловича Чехова, который специально приехал из Ялты. Здание первого театра к нашим дням не сохранилось.


Бульвар назвали Приморским, хотя его часто называли Еранцевским садом по имени инженера-гидротехника, бывшего градоначальника Фёдора Николаевича Еранцева, который принимал активное участие в его сооружении.

В начале XX века Приморский бульвар делился на две части. Первая,где мы сейчас находимся, была платной. За вход в неё летними вечерами, когда играл флотский о ркестр, необходимо было платить 10 копеек. За ограждением, где бульвар выходил к графской пристани вход был бесплатным, однако вход на бульвар нижним чинам и людям с собаками был запрещён. Здесь прогуливались и отдыхали только знатные люди, офицеры и красивые барышни. Времена были не такие вольные как сейчас. Взять за руку барышню, обнять её, поцеловать прилюдно было верхом непристойности. Поэтому влюбленные парочки облюбовали себе уютное место на бульваре – пешеходный мостик, который люди так прозвали – мост влюбленных или мост поцелуев или драконий мостик. А почему – узнать очень просто, увидев его. Давайте пройдём и посмотрим.

Переход к драконьему мостику – 1 мин.

1 остановка. «ДРАКОНИЙ МОСТИК» (4 мин)
А вот и наш мостик. Если стоять на нём, сверху открывается очень красивый вид на Севастопольскую бухту и на морскую гладь. А под мостиком сохранились две каменные скамьи. Они устроены под каменными сводами и являются очень уютным местом для влюблённых. Именно благодаря такому удобному расположению эти скамеечки в те времена и облюбовали влюблённые. Ведь тогда люди стеснялись поцелуев в общественных местах. А у Севастопольских молодоженов есть обычай – они обязательно должны пройти под мостом и выйти на маленькую площадь на набережной с солнечными часами, которые и начнут отсчитывать время новой севастопольской семьи.

Автором проекта мостика стал архитектор А.М. Вейзен. Мост являлся составной частью ансамбля Приморского бульвара. Этот мостик ещё называется гербовым мостом. Посмотрите наверх. Фризы моста с двух сторон украшены барельефом из альминского камня. На них в центре изображён первый герб города Севастополя, который атакуют драконы. В центре герба – геральдический символ силы и мужества – грифон. Драконов же геральдика трактует как угрозу и опасность. Как и большинство памятников Севастополя, этот мост задумывался не как место поцелуев, а был посвящен одному из трудных периодов истории Крыма — Русско-Турецкой войне. Драконы на его фасаде символизируют врагов, пытающихся захватить Севастополь. Хоть война вошла в историю как Русско-Турецкая, но это было прикрытием или ширмой. Основными агрессорами этой войны были Англия и Франция, которые ставили перед собой цели не пустить Российский флот к проливам и ослабить военную мощь России в Черном море. Посмотрите, барельеф арки окаймлён с двух сторон венками, на которых написаны цифры «1854» и «1855» Это годы первой обороны Севастополя. Так архитектор А.М. Вейзен в символической форме изобразил на мостике осаду Севастополя во времена Крымской войны.



Мостик соединяет своей аркой Приморский бульвар, на котором мы находимся, и набережную Корнилова, героя Первой обороны Севастополя, командующего Черноморским флотом. Владимир Алексеевич Корнилов до последнего вздоха отстаивал наш город во время Первой обороны и свой флот. И с чувством глубокой горечи наблюдал, как тонут легендарные корабли его флота на рейде, который мы видим сейчас сквозь арку, преграждая путь неприятелю в бухту.

Давайте пройдём под аркой моста и окажемся в гуще тех событий.
Переход к памятнику Затопленным кораблям – 2 мин.
2 остановка «ПАМЯТНИК ЗАТОПЛЕННЫМ КОРАБЛЯМ» (15 мин)
С этого места открывается вид на рейд. Вон там вдалеке, между двумя мысами, видна узкая полоска входа в Севастопольскую бухту. За ней – открытое море. Можно сказать, что в этом месте пролегает морская граница города. Вот через неё-то на кораблях и намеревались англичане, французы, турки и сардинцы, воевавшие в союзе с Россией в Крымско-Турецкой войне, вплотную подобраться к городу, нацеливаясь на грандиозное морское сражение и в одночасье уничтожить Черноморский флот.

К сентябрю 1854 года войска союзников вплотную подошли к Севастополю. Их флот в несколько раз превосходил молодой Черноморский флот и по количеству судов, и по маневренности, и по оснащению. Оценив силы противника, главнокомандующий князь А.Д. Меньшиков пришел к выводу, что бороться на море с противником не предоставляется возможным. «Чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь…», Меньшиков приказал между Александровской батареей, что находилась слева, где сейчас вы видите постройки на мысе Хрустальном, и Константиновской батареей, которую мы видим справа, затопить 7 старых парусных судов для заграждения входа на рейд неприятельской эскадры.

В ночь на 11 сентября 1854 года с кораблей сошли матросы, сняли пушки, выстроили корабли в ряд и стали палить по ним из орудий. Получив пробоины ниже ватерлинии, корабли медленно стали уходить на дно, оставляя над водой лишь мачты, преграждая собой путь в бухту. Офицеры, матросы и простые люди смотрели на эту картину, не скрывая слёз

- И за что им судьба такая, смерть от своих принимать, - шептались люди.

Говорят, есть легенда, что один из приговоренных, линейный корабль «Три святителя» долго не хотел уходить на дно. Оказалось, что в спешке покидая корабль, команда оставила на борту образ Богородицы. Какой-то матрос, сбросив бескозырку, прыгнул в воду. Доплыв до «Трёх святителей», он поднялся на борт, забрал икону и пустился в обратный путь. Одной рукой он загребал воду, а другой высоко над водой держал спасённую святыню. Как только матрос ступил на берег, корабль медленно стал опускаться в воду. Было то, или не было, не нам судить, люди верили, что корабли имеют души. И потому так тяжело прощались с ними. Ведь корабль для моряка – это и дом, и семья, и вся жизнь.


Однако этот нелёгкий шаг был оправдан. Затопленные русские суда, обреченные в жертву, до конца обороны преграждали кораблям союзников вход в бухту.

В память об этом событии к 50-летию окончания Первой обороны города в 1905 году на этом месте был установлен памятник Затопленным кораблям. Не утонувшим, не утопленным, не погибшим, а именно кораблям, затопленным самими моряками по приказу главнокомандующего.

В 25 м от берега с моря поднимается 9-метровая гранитная искусственная скала. Из неё как бы врастает шестигранный пьедестал, увенчанный стройной колонной. На капители двуглавый орёл, увенчанный большой императорской короной, возложенной на Андреевскую ленту, расправив могучие крылья, держит в клювах венок с якорем, символ того, что корабли навсегда обрели здесь своё пристанище. Висящий на цепи морской якорь прикован к верхней части сложного венка из лавровых и дубовых листьев, символ мужества и славы. На груди орла — щит с рельефным изображением Святого Георгия Победоносца. Его взгляд обращён в ту сторону, где до сих пор глубоко на дне покоятся останки затопленных кораблей. Именно со стороны моря открывается вся символика этой оригинальной скульптурной композиции. Ведь памятник посвящен кораблям, затопленным на входе в бухту, и, следовательно, обращен к ним соей лицевой стороной. Это подчеркивают и даты обороны, 1854-1855, которые читаются слева направо, т.е. со стороны моря. А нам увидеть это всё можно только с моря, проплывая мимо памятника на пароме или прогулочном катере.

Со стороны набережной нам видно, что верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу — подпись автора: «А. Адамсонъ Скульп. 1904». Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: «Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 г.г. для загражденія входа на рейдъ». На вершине скалы, с противоположных сторон, встроены два гранитных барельефа. На левом — изображено число «1854», на правом — «1855».

На подпорной стене набережной, напротив монумента, установлены два якоря, поднятые с затопленных кораблей.

Между ними видите мемориальную табличку. Она не имеет никакого отношения к Первой обороне города. Дело в том, что здесь на этом месте у этой стены после уничтожения восставшего крейсера «Очаков» в 1905 году среди цветов и зелени добивали революционных моряков. На этом месте 28 ноября 1905 года были расстреляны матросы крейсера «Очаков».

Эта стена является остатками нижнего ряда Николаевской батареи. Современный Приморский бульвар, с которого мы начали нашу экскурсию, находится на
месте одной из пяти севастопольских батарей, возведенных М.П.Лазаревым накануне Крымской войны – самой большой из них, Николаевской батареи. Её строительство было начато в 1837 году. Общая длина этого фортификационного монстра была 460 метров. Это было самое большое на то время приморское укрепление в России. Левый двухъярусный фас батареи обстреливал вход на Севастопольский рейд, а правый трёхъярусный держал под прицелом фарватер рейда и вход в Южную бухту. Батарея получила в народе название Колизей, и вполне заслуженно. Даже союзники были поражены её размерам. Один английский офицер писал в своих воспоминаниях: «Возможно, я смогу дать читателю лучшее представление о нём, если скажу, что форт выглядит подобно части Колизея, видимой изнутри». В ходе первой бомбардировки города 5 октября 1854 года батарея была разрушена. Но героически отбивая атаку за атакой, она сумела продержаться всю войну. Её казематы использовались под лазареты, склады, служебные помещения. Здесь находились штаб командования обороной города, церковь, аптека, госпиталь на 600 мест, жильё для офицеров и даже трактир. 27 августа 1855 года при оставлении Южной стороны города батарея была взорвана. Но сначала через рейд от Николаевского мыса, где брала своё начало Николаевская батарея, навели плавучий мост для эвакуации людей. К этому месту мы сейчас и отправимся.

Переход к началу плавучего моста – 2 мин.
3 остановка «НАЧАЛО ПЛАВУЧЕГО МОСТА» (5 мин)
В 1905 году это место было отмечено мемориальным обозначением в виде каменной пристани с лестничным маршем, по которому мы только что спустились, чугунными ядрами и рымами для крепления канатов. Ещё летом 1855 года здесь начались работы по возведению плавучего моста через рейд. Он состоял из 86 плотов. Его ширина была 11 метров. Общая длина 960 метров. Мост устанавливали 100 плотников и 100 матросов. Они буксировали огромные плоты и ставили их на якоря. В ночь на 28 августа 1855 года противник овладел ключевой позицией — Малаховым курганом, что предрешило исход Севастопольской обороны. Дальнейшая оборона города не имела смысла. Князь Горчаков за одну ночь перевёл свои войска на северную сторону по возведённому здесь через фарватер плавучему мосту. «Какую ужасную ночь мы провели, — вспоминала героиня Первой обороны Севастополя сестра милосердия Екатерина Михайловна Бакунина, — Никогда не забуду этой картины. Как ужасно горел весь Севастополь. Мы уходили, а в бухте затапливали все наши оставшиеся корабли». Войска переходили по мосту под оглушительный «салют», почти одновременно последние защитники бастионов взорвали 35 пороховых погребов. Город был оставлен, но не достался союзникам. Город подожжён, пороховые погреба — взорваны, военные суда, стоявшие в бухте, — затоплены.