Файл: Отчет о прохождении практики научноисследовательская работа (производственная практика).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 455

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Большое влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость с огромной долей нравственности. Совместный анализ с детьми сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.

Основой воспитания, определяющим нравственное развитие личности в дошкольном возрасте, является формирование гуманистического отношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость, что способствует формированию у ребенка непроизвольной нравственной мотивации.

Одну из главных ролей в нравственном воспитании ребенка играет эмпатия – способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных форм поведения. Для развития эмпатии важно учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам педагог был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь.

Через эмпатию возможно формирование непроизвольной нравственной мотивации. Если ребенок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все равно необходимо похвалить. Ребёнок увидит радость человека, которому он помог, то он получит от этого удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций произойдет сдвиг мотива: он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучия13.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому необходимы знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения этого качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. После данные чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося качества.

Поступки детей чаще всего носят подражательный характер или вызывается импульсивными возникающими внутренними побуждениями. Это необходимо учитывать в процессе воспитания. Весьма важноразвивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения.


Знание моральных норм это прямой путь к нравственному поведению, но одних знаний не достаточно. Критериями нравственного воспитания могут послужить только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только упражнениями в нравственных поступках.

Наибольшее влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку. Слово воспитателя служит инструментом воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовно-нравственное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают ребёнку глаза на самого себя. В зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в дошкольном возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Включаясь в педагогический процесс, дошкольники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер14.

Воспитание нравственности происходит в детском саду на всех занятиях, в этом отношении нет важных и незначимых образовательных областей. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, педагог, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на занятии, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам воспитанник превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность воспитанника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением15.

Для нравственного воспитания и развития необходимо организовать обучение как коллективную деятельность, которая пронизана нравственными отношениями. Влияние коллектива на личность логично тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе объективно своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это способствует развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит дошкольника перед необходимостью самовоспитания и самообразования, без которых невозможно развитие, в том числе и нравственно.


1 Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / С. С. Бычкова. – М.: АРКТИ, 2002. – 95 с


2 Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / С. С. Бычкова. – М.: АРКТИ, 2002. – 95 с

3 Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / С. С. Бычкова. – М.: АРКТИ, 2002. – 95 с

4 Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей детского сада./ изд. 5-е: Под ред. Ф.А. Сохина. – М. : Просвещение, 1981 – 159 с.

5 Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. - М.: Сфера, 2012. 198с.





6 Выготский, Л.С. Собрание сочинений: Т. 2. - М. Просвещение, 1982. 366с.

7 Леонтьев, А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. - М. Просвещение, 1974. 112с.


8 Гризик, Т.И. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2010. 198с.


9 Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т.- М. Просвещение, 1983. 233с.


10 Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб., 2006. 211с.


11 Алиева, Т.И., Антонова, Т.В., Арнаутова, Е.П. и др. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред.: Л. А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К В. Тарасова и др. - М.Академа, 1997. 223с.


12 Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, Т.К. Тарасова и др. - М., 1997. 232с.


13 Данилов М.А. Дидактика. Под общей ред. Б.П. Компова/ М.А. Данилов – М.: АПН РСФСР, 2007 – 518 с.

14 Выготский Л.С. Педагогическая психология, под редакцией Давыдова В.В / Л.С. Выготский – М.: Пед-Пресс, 1999 – 536 с.


15 Барулин В.С. Социально-философская антропология: общие начала философской антропологии / В.С. Барулин – М.: Онега, 1994. – 256 с.