Файл: Отчет о прохождении практики научноисследовательская работа (производственная практика).docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 454
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
Научно-исследовательская работа (производственная практика)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
3 курс
«Педагог дошкольного образования»
ОБХП-3912МОдш
Парубенко Ольга Леонидовна
Кустова Анна Валерьевна
г. Москва
2023 г.
Содержание
Введение | 3 |
Основная часть | 4 |
1. Выбор актуальной темы для научного исследования по проблемам «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на занятиях по развитию речи в детском саду» | 4 |
2. Актуальность работы | 5 |
3. Изучение актуальной учебной, научной и методической литературы | 7 |
4. Обзор научных и педагогических идей и трудов | 10 |
Заключение | 35 |
Список использованной литературы | 36 |
Приложение | 41 |
Доклад «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях по развитию речи» | 41 |
Обзор научных трудов (идей) | 48 |
Введение
Я, Парубенко Ольга Леонидовна проходила производственную практику с 13 февраля 2023 по 26 марта 2023 в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №54 города Белогорск» (МАДОУ ДС №54) по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» по профилю «Педагог дошкольного образования».
Учебная практика является необходимой частью подготовки бакалавров направления «Психолого-педагогическое образование».
Учебная практика студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», проводится с целью ознакомление с обязанностями и содержанием деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с поставленной целью, решаются следующие задачи:
-
получение представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; -
развитие навыков использования современных методов и технологий организации развивающей и образовательной работы с детьми дошкольного возраста; -
выстраивание взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: воспитателями, администрацией образовательной организации, а самое главное – с детьми, их родителями (законными представителями).
Основная часть
-
Выбор актуальной темы для научного исследования по проблемам «Дошкольного образования»
В России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет. Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
В настоящее время задача стоит не просто рационализировать процесс образования детей старшего дошкольного возраста, а за счет формирования преемственности программ дошкольного и начального школьного образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования повысить в целом эффективность образования.
В связи с вышеизложенным, я выбрала для исследования тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях о развитию речи в детском саду».
-
Актуальность работы
Актуальность работы обусловлена тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Проведенный анализ научно-педагогической литературы свидетельствует о внимании многих исследователей к проблемам духовно-нравственного воспитания личности в современном мире. Ухудшение духовно-нравственной обстановки в российском обществе связано с отсутствием у подрастающего поколения четких положительных жизненных ориентиров. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». «Если гражданин лишен духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то законы исполняться не будут».
В современном обществе множество факторов, которые негативно отражаются на духовно-нравственном воспитании ребёнка, такие как:
-
отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения; -
постоянное ухудшение морально-нравственной среды; -
уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми; -
ухудшение физического развития молодого поколения; -
отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах); -
наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.).
Перед педагогом стоит огромная задача – воспитать духовно-нравственные личности, не смотря на негативные факторы воздействия со стороны.
Анализ научной литературы показал, что психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания человека отражены в трудах Е. И. Изотовой, И. В. Дубровиной и других.
Проблема духовно-нравственного воспитания в педагогике прослеживается в работах Н. А. Виноградовой, Г. А.Айдашевой, Ю. П. Сокольникова, Л. И. Новикова и В. А. Караковского, Е. В. Бондаревской, Н. Е. Щуркова, Ю. С. Мануйлова, С. Я. Батышева, В. А. Полякова, А. Я. Журкина. В данных работах выявляется сущность основных понятий теории духовно-нравственного воспитания. Исходя из анализа литературы по данной проблеме, можно сделать вывод, что методическое обеспечение достижения дошкольниками предметных результатов подготовлено в достаточной степени,
однако недостаточно разработаны пути, методы духовно-нравственного развития дошкольников на занятиях по развитию речи.
-
Изучение актуальной учебной, научной и методической литературы
Анохина, Е. Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие : [16+] / Е. Ю. Анохина. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 210 с.
В учебно-методическом пособии рассматриваются теоретические и практические аспекты проблемы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Систематизированы подходы к определению содержания понятия «духовность»; представлены как авторская модель духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, так и примерные программы других авторов.
Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. Липецк, 27 мая 2021 года / отв. ред. И. В. Тигрова. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – 274 с.
В сборнике представлены результаты научно-исследовательской деятельности обучающихся ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского и ЕГУ имени И.А. Бунина по актуальным проблемам дошкольного образования и коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Власова, Т. И. Педагогика духовности: содержание и технологии духовно-нравственного воспитания : учебное пособие : [12+] / Т. И. Власова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 108 с. : табл., ил.
Учебное пособие описывает инновационную для современной отечественной педагогики парадигму воспитания, которая базируется на экзистенциальной философии и онтологическом подходе к образованию. Содержание и технологии воспитания ориентируют преподавателей (воспитателей, руководителей) на необходимость создания условий для овладения смыслом жизни посредством интеграции светского и религиозного мировоззрения как основы интенции к Абсолютным ценностям/Богу. Таким образом, духовно-нравственная культура становится результатом воспитания духовности человека. Содержание учебного пособия является результатом авторских исследований более двух десятилетий, составлено с использованием научных источников по теме учебной дисциплины, которые указаны в списке литературы, включает методические рекомендации по выполнению самостоятельного задания, матрицу контрольной работы.
Емельянова, И. Н. Теории воспитания : учебное пособие : [16+] / И. Н. Емельянова ; Тюменский государственный университет. – Тюмень : Тюменский государственный университет, 2016. – 144 с.
В учебном пособии раскрывается содержание теорий и концепций воспитания (классических и современных), дается характеристика традиционных и новых моделей воспитания. Весь учебный материал выдержан в контексте компетентностного подхода к образованию.
Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / С. С. Бычкова. – М.: АРКТИ, 2002. – 95 с
Методические рекомендации адресованы воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом формирования умений межличностного общения со сверстниками у детей 6-го года жизни и осуществлять работу с родителями в этом направлении. Для методистов дошкольных учреждений рекомендации помогут определить формы работы с воспитателями по совершенствованию методов и приемов педагогического общения. Рекомендации раскрывают технологию процесса формирования умений общения со сверстниками у старших дошкольников, экспериментально проверенную в ДОУ № 123, 135 г. Липецка.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей детского сада./ изд. 5-е: Под ред. Ф.А. Сохина. – М. : Просвещение, 1981 – 159 с.
В книге представлены основы методики развития речи детей, разработанные Е. И. Тихеевой. Она внесла большой вклад в организацию обучения родному языку в детском саду: принимала участие в разработке первой Программы обучения и воспитания детей в детском саду (1934 г.), включив в нее занятия по развитию речи с книгой и картинкой, занятия по чтению и письму; определила условия развития речи дошкольников; исследовала возрастные особенности речевого развития детей разных возрастных групп. Основа обучения речи и языку — план-программа, которая позволит педагогу последовательно и систематично проводить работу с детьми в каждой возрастной группе.
Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. - М.: Сфера, 2012. 198с.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль "дошкольное образование", квалификация "бакалавр"). В учебнике рассматривается история той части русского фольклора и литературы