Файл: Отчет о прохождении практики научноисследовательская работа (производственная практика).docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 457
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наиболее подходящими, в плане возможностей духовно-нравственного развития дошкольников, выступают следующие программы:
-
Программа «Радуга» (Авт.: Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.) -
Программа «Детство» (Авт.: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович и др.); -
Программа «Истоки» (Авт.: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.)
Для того чтобы определить более подходящую программу по речевому развитию необходимо провести анализ данных программ.
Программа «Радуга» охватывает три возрастные ступени физического и психического развития детей: 2-4 года (1-я и 2-я младшие группы); 4-5 лет (средняя группа); 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Авторы назвали программу по аналогии с семицветной радугой, поскольку она включает семь важнейших видов деятельности и занятий детей: физическую культуру, игру, изобразительную деятельность, ручной труд и конструирование, занятия музыкальным и пластическим искусством, занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, математику.
Самостоятельная глава «Развитие речи» представлена в разделе «Совершенствование речи детей и приобщение к художественной литературе», а для подготовительной к школе группы – в разделе «Обучение чтению». Для каждого возраста в данной главе приводится описание особенностей речевого развития, определяются его задачи. Представлены примерные конспекты занятий, в приложении указывается список рекомендуемых для прочтения литературных произведений.
В программе формирование речевых умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития личности дошкольника. Такой подход соотносится с положениями Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, согласно которым становление и развитие личности непосредственно связано с овладением ребенком речью, когда внешние события, изменение взаимоотношений с окружающими, осознаваясь, изменяют внутреннее, психическое состояние и тем самым перестраивают сознание, внутреннее отношение к другим людям и к самому себе6.
Развитие речи в программе связано с ознакомлением с художественной литературой. Авторы обращают внимание педагогов на закономерности между уровнем сформированности речи и местом литературных произведений в обучении. Эти направления тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. По мнению Д.Б. Эльконина, связная речь формируется внутри диалога. Поэтому ее основы закладываются в младшей группе, когда дошкольники овладевают активными, инициативными диалогическими высказываниями. Дети учатся отвечать на вопросы и задавать их, приобретают опыт речевого общения со взрослыми в беседах, которые авторы программы предлагают сделать стандартными (интересные факты и события в жизни детей, личные проблемы, рассказы о близких людях, героях телепередач, животных). Для обогащения и активизации словаря ставятся задачи по усвоению названий предметов и явлений, их главных и второстепенных признаков, действий. В работе над грамматически правильным оформлением высказывания внимание уделяется освоению основных грамматических форм, конструированию простых нераспространенных предложений.
В подготовительной к школе группе, считает А.А. Леонтьев, развитию связной монологической речи отводится специальное направление. Дети обучаются составлению творческих рассказов и придумыванию сказок с наглядностью и без нее. В программе предусматривается формирование у дошкольников знаний об общей характеристике диалога и монолога, их значение в жизни людей. Эта работа подтверждает мысль А.А. Леонтьева о том, что осознанность речи служит показателем степени овладения построением речевых высказываний и в значительной мере определяется сформированностью ориентировки на их свойства7.
Анализ программы Т.И. Гризик показывает, что наряду с подробным описанием освоения дошкольниками операционных критериев связной монологической речи, в ней недостаточно четко определено усложнение на каждом возрастном этапе задач по овладению смысловым единством изложения, умению отражать различные виды связи между предложениями и частями высказывания (цельности и связности)8.
Программа «Детство» (Авт.: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович и др.) ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к себе и окружающему миру. Ее цель заключаются в обеспечении целостного развития дошкольника: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого и социально-личностного.
В программе выделяются три части в соответствии с тремя ступенями данного возраста: младший (3-4 года), средний (5 лет) и старший (6-7 лет).
Программа состоит из четырех блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Также в ней имеются специальные разделы («Развиваем речь детей» и «Ребенок и книга»), содержащие общепринятые задачи: развитие связной речи, освоение ее грамматической и звуковой культуры. Точное указание направлений работы и конкретность их описания позволяют выделить главное для каждого возрастного периода.
Старший возраст – работа над нарастанием контекстности и выразительности речи, развитие творческой речевой деятельности, индивидуальных способностей, воспитание интереса к речи как особому объекту познания.
На данном этапе на первый план выдвигается развитие связной монологической речи. Авторы программы акцентируют внимание педагогов на специфике работы по обучению составлению описательных и сюжетных рассказов, придумыванию сказок, пересказыванию литературных произведений. Отличительным признаком программы «Детство» можно назвать содержательное определение речевых умений в разных видах деятельности. Оно представлено отдельными пунктами: «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся», «Старший дошкольник в кругу взрослых и сверстников», «Ребенок в мире людей и предметов», «Ребенок открывает для себя мир природы», «Первые шаги в математику». Описание конкретных языковых средств применительно к разным видам деятельности согласуется с коммуникативно - деятельностным подходом к речи.
По А.А. Леонтьеву, речь является не самоцелью, а орудием и может использоваться по-разному. Авторы включают речь не только в коммуникативную, но и всегда в какую-либо другую деятельность (теоретическую, интеллектуальную, практическую). Поэтому особенно важным становится определение того, с помощью каких речевых умений и навыков возможно совершенствование мыслительной и практической деятельности ребенка, успешное овладение им сложноорганизованной формой речевого высказывания9.
Серьезное внимание в программе уделяется контролю динамики речевого развития дошкольников. В конце разделов отмечены уровни овладения речью, которые позволяют строить учебно-воспитательный процесс на диагностической основе и таким образом осуществлять поиск наиболее эффективной образовательной технологии. Подобный подход повышает требования к профессиональной подготовке специалистов, способных к педагогической рефлексии и аналитической деятельности, а также владеющих методами обследования речевого развития дошкольников.
Одним из достоинств программы, на наш взгляд, является то, что, наряду с описанием способов реализации воспитателем приоритетных направлений речевого развития, авторы дают уточнения речевых умений, которыми должны овладеть дети на каждом возрастном этапе.
В программе подробно раскрываются умения построения смысловой структуры, соответствующей каждому из предложенных типов высказывания (придумывание описательных и сюжетных рассказов, сказочных историй), лексико-грамматического оформления изложения, выделяется творческий аспект в освоении связной речи (реконструкция содержания литературного образца, выражение своего отношения к информации при помощи собственных лексических средств, синтаксических конструкций). Вместе с тем неполно освещены задачи формирования представлений о типах связи на каждом возрастном этапе (лучевой, формально-сочинительной, местоименной, синонимической, лексического повтора)10.
Программа «Истоки» (Авт.: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.) ориентирована на достижение образовательного стандарта. Он представляет собой систему требований к содержанию образования, уровню развития детей каждого психологического возраста, достижению физических, умственных, духовных способностей в полном объеме. Основополагающей в создании программы стала теория амплификации (обогащения) детского развития, разработанная А.В. Запорожцем. Согласно ей, педагогическое вмешательство в процесс психического развития ребенка должно способствовать максимальной реализации его потенциальных возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности
11. Таким образом, основным итогом работы по программе должно стать разностороннее развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям, обеспечение для всех детей равного старта развития.
Содержание разделов программы, посвященных каждому психологическому возрасту, строится с учетом положения Л.С. Выготского о развивающем обучении, которое должно ориентироваться не на уже созревшие, а на созревающие функции, на «зону ближайшего развития».
Старший дошкольный возраст – содействие налаживанию диалогического общения, становление умений дифференцированно пользоваться разнообразными средствами общения с учетом конкретной ситуации, совершенствование образности речи, освоение трудных случаев словоизменения, понимание структуры используемых предложений, развитие фонематического восприятия, интонационной стороны речи. Отличительной особенностью данной программы можно назвать установление связи формирования речи с эстетическим развитием дошкольников. Авторы программы предлагают проводить педагогическую работу в двух взаимозависимых направлениях: организация восприятия литературного произведения как целостного завершенного эстетического объекта и создание условий для творческой речевой активности в преобразовании художественных образов и их синтеза. Подчеркивается роль словотворчества, сюжетно-ролевых игр, синтеза вербальной и невербальной выразительности в игре-драматизации.
Авторы программы считают, что только проигрывание противоречивых ситуаций, способствует их «проживанию», делает возможным понимание художественного образа и авторского замысла. В младенческом возрасте акцент делается на повторении отдельных слов и выражений из стихов и сказок, разыгрывании вместе со взрослыми потешек и прибауток, передачу словом, действием, жестом содержания произведения.
Авторы ориентируются на развитие базисных характеристик личности ребенка (компетентность, креативность, инициативность, самостоятельность, произвольность, самосознание). Создание комфортных условий, способствующих их своевременному становлению, является одной из главных задач педагога, реализующего на практике программу «Истоки».
Несмотря на все достоинства данной программы, в ней не конкретизированы задачи по овладению способами внутренней смысловой связи между предложениями и частями высказывания, особенностями структурного построения разных типов высказываний (описания, рассуждения, пересказа и самостоятельного составления рассказа)
12.
Исходя из поставленных обществом и государством приоритетов духовно-нравственного воспитания, о которых говорилось ранее, необходимо показать и уделить особенное внимание к проблеме развития духовно-нравственных ценностей дошкольников. Важную роль необходимо отдать педагогическим методам, способствующим развитию духовно-нравственных ценностей у ребенка. Н.М. Борытко под педагогическими методами понимает внешние факторы и обстоятельств, оказывающие значительное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной степени, сознательно созданные педагогом, предполагающие, но не гарантирующие определенный результат этого процесса.
Важно начать работу по формированию нравственных ценностей у дошкольников, так как от того, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его отношения к миру. Благодаря изучению нравственных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, гордятся своей историей, своим народом, осознают себя его частью, учатся любить и беречь свою землю, а в дальнейшем и защищать.
В соответствии с гипотезой нашего исследования, процесс духовно-нравственного воспитания на занятиях по развитию речи будет осуществляться более успешно при следующих педагогических методах:
-
расширение осознанных знаний о нравственных качествах человека при анализе образа литературных героев; -
актуализации духовно-нравственных чувств воспитанников; -
обогащение опыта нравственного поведения.
В старшем дошкольном возрасте, когда ребёнок очень податлив к эмоциональным воздействиям, воспитателю необходимо раскрывать перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, расширять знания о нравственных качествах, овладевая которыми младшие школьники постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.
Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль занятий по развитию речи. Часто говорят что «книга - это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественный текст воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слова могут окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Развитию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует знакомство детей с моральными качествами человека.