Файл: Отчет о прохождении практики научноисследовательская работа (производственная практика).docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 456
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
только на физическое развитие ребенка, чему в большой степени способствовали занятия по гимнастике, но и подчеркивал большое значение ее речевого развития, овладение умениями и навыками чтения и письма.
Итак, считаем необходимым подчеркнуть, что как Платон так и Аристотель придерживались мнения, что эстетическое и нравственное воспитание является свидетельством гармонии, способствует всестороннему развитию ребенка.
Но не все древнегреческие философы уделяли должное внимание речевому развитию ребенка. Так, Плутарх в сочинении «О спартанском воспитании» подчеркивал, что воспитание детей имеет одну главную цель: «безусловное послушание, выносливость и науку побеждать»2. По чтению и письму он замечал, что дети должны научиться только самого необходимого.
Римский педагог, ритор Марк Фабий Квинтилиан в своем сочинении «О воспитании оратора» отмечал, что каждого ребенка необходимо учить ораторского искусства. Он отмечал, что для этого дети должны овладеть определенными умениями и навыками и предлагал для этого несколько начальных упражнений. Так Квинтилиан рекомендовал учителям учить детей пересказывать «Эзоповы басни, которые должны прийти на смену сказкам нянек».
В дальнейшем, замечал он, необходимо учить детей «рассказывать» их в письменной форме в виде перевода. Также, Квинтилиан отмечал, что развитию духовно-нравственного воспитания способствует пересказ стихов в прозе. При этом он рекомендовал сначала выражать их измененными словами, постепенно предоставлять их в плане смелых оборотов, соответственно сокращая и украшая их, но всегда соблюдая содержание, которое вкладывает в них автор стихотворения.
Большое внимание уделял духовно-нравственному воспитанию в речи детей чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский, которого называют отцом научной педагогики. Он разработал первый в мире руководство по дошкольному воспитанию – «Материнская школа», или «О заботливом воспитание юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи, содержание и методику воспитания детей. Стоит отметить, что речевому развитию в этой работе посвящен целый раздел. Речевое развитие ребенка, по мнению Я. Коменского, должно начинаться с четкого и правильного названия предметов. Он отмечал, что детей, прежде всего, нужно научить самим вещам, а не словам, которые обозначают. Такие же требования положены в содержание его работ по обучению детей латинского языка: «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь языков».
Близкими трудам Я. Коменского по содержанию обучения языку являются работы швейцарского педагога И. Песталоцци. Большая заслуга И. Песталоцци заключается в том, что именно он раскрыл социальное, культурное и общепедагогическая значение родного языка. Педагогически ценным является утверждение педагога о том, что именно язык предоставляет ребенку в короткий миг все то, что человек получил от природы за тысячелетия. Именно язык является необъятным искусством, которым овладел человеческий род, подчеркивал И. Песталлоци.
При этом важно заметить, что И. Песталоцци заложил основу для развития и других отдельных методик начального образования. Определенные идеи с его педагогического наследия было использовано, рассмотрены и развиты другими педагогами. Анализируя работы И. Песталлоци и, безусловно, предоставляя положительную характеристику его достижениям, вместе с этим следует отметить, что педагог несколько переоценивал возможности детей в практической работе и его упражнения часто имели механический и формальный характер, что приводило к перегрузке детей.
Но несмотря на определенные недостатки в разработке отдельных вопросов методики обучение речи идеи как И. Песталоцци, так и Я. Коменского были прогрессивными и оказали большое влияние на мировую и отечественную педагогику.
Выдающийся социалист-утопист Роберт Оуэн, известный своей просветительской и педагогической деятельностью, отмечал прежде всего необходимость активного самостоятельного развития личности ребенка. Он считал, что главным для развития ребенка является наблюдение в природе и замечал, что непринужденные беседы и ознакомления с предметами и явлениями реальной жизни являются наиболее эффективными средствами развития детей.
При этом Роберт Оуэн отрицательно относился к раннему чтению детям книг в детских учреждениях. Важно отметить и то, что учебные книги того времени имели в основном религиозное направление, а основа воспитания в учебных заведениях Роберта Оуэна была безрелигиозной.
Французский философ-просветитель Жан-Жак Руссо также уделял значительное внимание духовно-нравственному воспитанию. Так, в своем педагогическом романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» Жан-Жак Руссо отмечал большую роль кормилицы в воспитании ребенка. При этом он не возражал против того, чтобы кормилица «забавляла ребенка песнями и очень веселыми и разнообразными звуками»3.
Философ подчеркивал, что ребенок чувствует звуки речи с самого рождения, поэтому первые членораздельная звуки, которые ребенок воспринимает, обязаны были редкими, легкими, четкими, имеют часто повторяться. Он отмечал, что при обучении ребенка первых слов надо опираться на те предметы, которые соответствуют его возрастным особенностям.
При этом Жан-Жак Руссо отмечал, что не следует окружать ребенка непрерывным потоком слов, ведь готовность ребенка воспринимать слова, которых она не понимает, начинается гораздо раньше, чем она может понять то, о чем ей рассказывают.
Важно отметить, что Жан-Жак Руссо отмечал, что ребенка следует воспитывать с самого раннего возраста. При этом он отводил большую роль, как кормилицы так и, безусловно, учителям. Он категорически выступал против их непрофессионализме. "Большую же пользу предоставит ученику обучение, если воспитывать его так, чтобы он ничего в нем не понял", – критически замечал Жан-Жак Руссо.
Вопросами духовно-нравственного воспитания ребенка занимался и немецкий педагог, основатель дошкольного образования Ф.Фребель. Он, как и вышеуказанные педагоги, считал, что духовно-нравственному воспитанию ребенка следует уделять большое внимание с раннего детства. При этом он подчеркивал, что важной предпосылкой развития малыша вообще, и в частности, духовно-нравственного – есть богатство его внутренней жизни. Поэтому, выдвигая задачу к воспитателям, главным из них Ф.Фребель считал обогащения содержания жизни ребенка.
Учитывая указанное можно утверждать, что теоретические идеи, практические и методические разработки зарубежных педагогов стали основой для решения разных вопросов, которые касаются духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в педагогической мысли конца XIX – первой половины ХХ века.
Занятия по развитию речи оказывает существенное влияние на развитие восприятия в это время – то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, атрибутов, состояний различных предметов и взаимоотношений между ними. Называя определенные свойства объектов и явлений, он тем самым идентифицирует эти свойства для себя; называя объекты, он отделяет их от других, определяя их состояния, отношения или действия с ними – он видит и понимает реальные отношения между ними.
Духовно-нравственное воспитание активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием различных видов деятельности ребенка: лепка, рисование, конструирование, чтение книг, просмотр фильмов, спорт, музыка, ходьба. Восприятие ребенка тесно связано с игрой, о которой мы говорили выше.
Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта деятельность не организована надлежащим образом и не предназначена специально для развития восприятия, то этот процесс будет формироваться спонтанно и ближе к концу в дошкольном периоде это может быть не организовано в систему, пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств объектов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других когнитивных процессов.
Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает содержание картинки, если взрослые дают соответствующие объяснения, помогают рассмотреть детали в определенной последовательности или выбирают картинку со специальной композицией, облегчающей ее восприятие.
Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, поскольку оно создает основу для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать руководящие должности, особенно логическое мышление, а восприятие будет служить в качестве службы. Хорошо развитое восприятие может проявляться в форме наблюдения за ребенком, его способности замечать особенности предметов и явлений, детали, особенности, которые взрослый не замечает. В процессе обучения улучшается восприятие и отлаживается работа с мышлением, воображением и речью.
Дошкольный возраст характеризуется увеличением количества вопросов к взрослым: «Что это?», «Почему?», «Зачем?». Ребенок активно познает мир. Формируется способность полно и логично передавать содержание своих мыслей, прочитанного, услышанного и тому подобное. Дети дошкольного возраста могут сравнивать объекты по функциональным признакам.
По мнению Е.И. Тихеевой содержанием воспитания на занятиях по развитию речи являются размышления дошкольников над случаями из жизни людей, их взаимоотношениями друг с другом, с природой, животными, как частью природы, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными жизненными вопросами4.
Основная цель воспитывающего занятия в том, чтобы старшие дошкольники глубже проникали в содержание произведений искусства, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах. Результат нравственного воспитания
, по мнению Е.И. Тихеевой, – «подлинное человеческое отношение к людям, к труду, к культуре, …к тому, чем живет Родина, ее люди».
Такую работу на занятиях по развитию речи должен организовать воспитатель. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые им читают на занятиях и дома.
По мнению Е.И. Тихеевой педагогу необходимо таким образом организовать работу, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним сначала в детском саду, в группе, а потом и в жизни. Для того что бы ребёнок воспринял эстетические и нравственные ценности, перевел на свой язык то, что было чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на занятии дети:
– думали над прочитанным им;
– сопереживали героям;
– оценивали их поступки;
– осмысливали их проблемы;
– соотносили их жизнь со своей жизнью;
– старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Слушая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.
В настоящее время разработано много программ речевого развития, которые направлены на развитие личности ребенка, формирование коммуникативных умений, позволяющих организовать творческую деятельность в детском коллективе.
В исследованиях З.А. Гриценко мы находим, что вариативные программы развивающего характера, на которых строится весь образовательный процесс в разных видах дошкольных учреждений, имеют в своей основе идеи гуманной, личностно-ориентированной педагогики и психологии5. Между тем иногда динамику личностного и речевого развития рассматривают обособленно. Изучение речи вне личности ограничивает возможности поиска методических путей становления коммуникативных черт характера дошкольника Развитие языковой личности ребенка определяется совокупностью личностных, речевых и лингвистических характеристик: системностью качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении.
Общим для вариативных программ является то, что в них специально выделены вопросы, посвященные совершенствованию связной речи детей, созданию благоприятной речевой среды, целенаправленному формированию речевых умений.
Итак, считаем необходимым подчеркнуть, что как Платон так и Аристотель придерживались мнения, что эстетическое и нравственное воспитание является свидетельством гармонии, способствует всестороннему развитию ребенка.
Но не все древнегреческие философы уделяли должное внимание речевому развитию ребенка. Так, Плутарх в сочинении «О спартанском воспитании» подчеркивал, что воспитание детей имеет одну главную цель: «безусловное послушание, выносливость и науку побеждать»2. По чтению и письму он замечал, что дети должны научиться только самого необходимого.
Римский педагог, ритор Марк Фабий Квинтилиан в своем сочинении «О воспитании оратора» отмечал, что каждого ребенка необходимо учить ораторского искусства. Он отмечал, что для этого дети должны овладеть определенными умениями и навыками и предлагал для этого несколько начальных упражнений. Так Квинтилиан рекомендовал учителям учить детей пересказывать «Эзоповы басни, которые должны прийти на смену сказкам нянек».
В дальнейшем, замечал он, необходимо учить детей «рассказывать» их в письменной форме в виде перевода. Также, Квинтилиан отмечал, что развитию духовно-нравственного воспитания способствует пересказ стихов в прозе. При этом он рекомендовал сначала выражать их измененными словами, постепенно предоставлять их в плане смелых оборотов, соответственно сокращая и украшая их, но всегда соблюдая содержание, которое вкладывает в них автор стихотворения.
Большое внимание уделял духовно-нравственному воспитанию в речи детей чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский, которого называют отцом научной педагогики. Он разработал первый в мире руководство по дошкольному воспитанию – «Материнская школа», или «О заботливом воспитание юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи, содержание и методику воспитания детей. Стоит отметить, что речевому развитию в этой работе посвящен целый раздел. Речевое развитие ребенка, по мнению Я. Коменского, должно начинаться с четкого и правильного названия предметов. Он отмечал, что детей, прежде всего, нужно научить самим вещам, а не словам, которые обозначают. Такие же требования положены в содержание его работ по обучению детей латинского языка: «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь языков».
Близкими трудам Я. Коменского по содержанию обучения языку являются работы швейцарского педагога И. Песталоцци. Большая заслуга И. Песталоцци заключается в том, что именно он раскрыл социальное, культурное и общепедагогическая значение родного языка. Педагогически ценным является утверждение педагога о том, что именно язык предоставляет ребенку в короткий миг все то, что человек получил от природы за тысячелетия. Именно язык является необъятным искусством, которым овладел человеческий род, подчеркивал И. Песталлоци.
При этом важно заметить, что И. Песталоцци заложил основу для развития и других отдельных методик начального образования. Определенные идеи с его педагогического наследия было использовано, рассмотрены и развиты другими педагогами. Анализируя работы И. Песталлоци и, безусловно, предоставляя положительную характеристику его достижениям, вместе с этим следует отметить, что педагог несколько переоценивал возможности детей в практической работе и его упражнения часто имели механический и формальный характер, что приводило к перегрузке детей.
Но несмотря на определенные недостатки в разработке отдельных вопросов методики обучение речи идеи как И. Песталоцци, так и Я. Коменского были прогрессивными и оказали большое влияние на мировую и отечественную педагогику.
Выдающийся социалист-утопист Роберт Оуэн, известный своей просветительской и педагогической деятельностью, отмечал прежде всего необходимость активного самостоятельного развития личности ребенка. Он считал, что главным для развития ребенка является наблюдение в природе и замечал, что непринужденные беседы и ознакомления с предметами и явлениями реальной жизни являются наиболее эффективными средствами развития детей.
При этом Роберт Оуэн отрицательно относился к раннему чтению детям книг в детских учреждениях. Важно отметить и то, что учебные книги того времени имели в основном религиозное направление, а основа воспитания в учебных заведениях Роберта Оуэна была безрелигиозной.
Французский философ-просветитель Жан-Жак Руссо также уделял значительное внимание духовно-нравственному воспитанию. Так, в своем педагогическом романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» Жан-Жак Руссо отмечал большую роль кормилицы в воспитании ребенка. При этом он не возражал против того, чтобы кормилица «забавляла ребенка песнями и очень веселыми и разнообразными звуками»3.
Философ подчеркивал, что ребенок чувствует звуки речи с самого рождения, поэтому первые членораздельная звуки, которые ребенок воспринимает, обязаны были редкими, легкими, четкими, имеют часто повторяться. Он отмечал, что при обучении ребенка первых слов надо опираться на те предметы, которые соответствуют его возрастным особенностям.
При этом Жан-Жак Руссо отмечал, что не следует окружать ребенка непрерывным потоком слов, ведь готовность ребенка воспринимать слова, которых она не понимает, начинается гораздо раньше, чем она может понять то, о чем ей рассказывают.
Важно отметить, что Жан-Жак Руссо отмечал, что ребенка следует воспитывать с самого раннего возраста. При этом он отводил большую роль, как кормилицы так и, безусловно, учителям. Он категорически выступал против их непрофессионализме. "Большую же пользу предоставит ученику обучение, если воспитывать его так, чтобы он ничего в нем не понял", – критически замечал Жан-Жак Руссо.
Вопросами духовно-нравственного воспитания ребенка занимался и немецкий педагог, основатель дошкольного образования Ф.Фребель. Он, как и вышеуказанные педагоги, считал, что духовно-нравственному воспитанию ребенка следует уделять большое внимание с раннего детства. При этом он подчеркивал, что важной предпосылкой развития малыша вообще, и в частности, духовно-нравственного – есть богатство его внутренней жизни. Поэтому, выдвигая задачу к воспитателям, главным из них Ф.Фребель считал обогащения содержания жизни ребенка.
Учитывая указанное можно утверждать, что теоретические идеи, практические и методические разработки зарубежных педагогов стали основой для решения разных вопросов, которые касаются духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в педагогической мысли конца XIX – первой половины ХХ века.
Занятия по развитию речи оказывает существенное влияние на развитие восприятия в это время – то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, атрибутов, состояний различных предметов и взаимоотношений между ними. Называя определенные свойства объектов и явлений, он тем самым идентифицирует эти свойства для себя; называя объекты, он отделяет их от других, определяя их состояния, отношения или действия с ними – он видит и понимает реальные отношения между ними.
Духовно-нравственное воспитание активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием различных видов деятельности ребенка: лепка, рисование, конструирование, чтение книг, просмотр фильмов, спорт, музыка, ходьба. Восприятие ребенка тесно связано с игрой, о которой мы говорили выше.
Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта деятельность не организована надлежащим образом и не предназначена специально для развития восприятия, то этот процесс будет формироваться спонтанно и ближе к концу в дошкольном периоде это может быть не организовано в систему, пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств объектов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других когнитивных процессов.
Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает содержание картинки, если взрослые дают соответствующие объяснения, помогают рассмотреть детали в определенной последовательности или выбирают картинку со специальной композицией, облегчающей ее восприятие.
Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, поскольку оно создает основу для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать руководящие должности, особенно логическое мышление, а восприятие будет служить в качестве службы. Хорошо развитое восприятие может проявляться в форме наблюдения за ребенком, его способности замечать особенности предметов и явлений, детали, особенности, которые взрослый не замечает. В процессе обучения улучшается восприятие и отлаживается работа с мышлением, воображением и речью.
Дошкольный возраст характеризуется увеличением количества вопросов к взрослым: «Что это?», «Почему?», «Зачем?». Ребенок активно познает мир. Формируется способность полно и логично передавать содержание своих мыслей, прочитанного, услышанного и тому подобное. Дети дошкольного возраста могут сравнивать объекты по функциональным признакам.
По мнению Е.И. Тихеевой содержанием воспитания на занятиях по развитию речи являются размышления дошкольников над случаями из жизни людей, их взаимоотношениями друг с другом, с природой, животными, как частью природы, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными жизненными вопросами4.
Основная цель воспитывающего занятия в том, чтобы старшие дошкольники глубже проникали в содержание произведений искусства, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах. Результат нравственного воспитания
, по мнению Е.И. Тихеевой, – «подлинное человеческое отношение к людям, к труду, к культуре, …к тому, чем живет Родина, ее люди».
Такую работу на занятиях по развитию речи должен организовать воспитатель. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые им читают на занятиях и дома.
По мнению Е.И. Тихеевой педагогу необходимо таким образом организовать работу, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним сначала в детском саду, в группе, а потом и в жизни. Для того что бы ребёнок воспринял эстетические и нравственные ценности, перевел на свой язык то, что было чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на занятии дети:
– думали над прочитанным им;
– сопереживали героям;
– оценивали их поступки;
– осмысливали их проблемы;
– соотносили их жизнь со своей жизнью;
– старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Слушая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.
В настоящее время разработано много программ речевого развития, которые направлены на развитие личности ребенка, формирование коммуникативных умений, позволяющих организовать творческую деятельность в детском коллективе.
В исследованиях З.А. Гриценко мы находим, что вариативные программы развивающего характера, на которых строится весь образовательный процесс в разных видах дошкольных учреждений, имеют в своей основе идеи гуманной, личностно-ориентированной педагогики и психологии5. Между тем иногда динамику личностного и речевого развития рассматривают обособленно. Изучение речи вне личности ограничивает возможности поиска методических путей становления коммуникативных черт характера дошкольника Развитие языковой личности ребенка определяется совокупностью личностных, речевых и лингвистических характеристик: системностью качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении.
Общим для вариативных программ является то, что в них специально выделены вопросы, посвященные совершенствованию связной речи детей, созданию благоприятной речевой среды, целенаправленному формированию речевых умений.