Файл: Отчет о прохождении практики научноисследовательская работа (производственная практика).docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 473
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которая создавалась для детей дошкольного возраста или вошла в круг их чтения. Отдельная глава посвящена современной детской зарубежной литературе. Особое внимание уделено методике приобщения детей к чтению, воспитанию компетентных читателей.
В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Проведенный анализ научно-педагогической литературы свидетельствует о внимании многих исследователей к проблемам духовно-нравственного воспитания личности в современном мире. Ухудшение духовно-нравственной обстановки в российском обществе связано с отсутствием у подрастающего поколения четких положительных жизненных ориентиров. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме.
Разработка научно-педагогических источников дает основания свидетельствовать, что эта проблема активно разрабатывалась философами, педагогами прошлого. Закономерно, что и сегодня не теряют своей педагогической ценности рекомендации и методические аспекты по данной проблеме в трудах отечественных и зарубежных педагогов.
Как было отмечено выше, проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста всегда привлекала внимание ученых и рассматривалась классиками педагогической науки, в частности Я. Коменского, И. Песталоцци, К. Ушинского, М. Монтессори, С. Русовой, Е. Тихеевой, Е. Водовозовой, а также современными педагогами А. Богуш, Н. Гавриш, Н. Горбуновой, Н. Луцан, Т. Котик, А. Трифоновой и другими.
Стоит подчеркнуть, что анализ научных источников свидетельствует о том, что накоплен немалый опыт по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Цель работы – проанализировать истоки и основные элементы зарождения научных и педагогических идей (трудов) о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста на занятиях по развитию речи в детском саду.
Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, Квинтилиана, в которых не только подчеркивается необходимость развития духовно-нравственного воспитание детей дошкольного возраста на
занятиях по развитию речи с раннего возраста, но и предоставляются некоторые практические советы воспитателям и учителям.
Более подробный обзор научных и педагогических идей (трудов) с анализом как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества представлен в приложении 1.
Изучив теоретическую основу по проблеме духовно-нравственного развития дошкольников на занятиях по развитию речи, нами проводилась опытно-экспериментальная работа в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №54 города Белогорск». Эмпирическая работа включала 3 основных этапа:
- констатирующий этап – включал диагностику начального уровня духовно-нравственного воспитания;
- формирующий этап – включал опытно-экспериментальную проверку гипотезы нашего исследования;
- аналитико-результативный (контрольный) этап – включал проведение повторного диагностического среза, анализ результатов и формулирование выводов.
Целью первого констатирующего этапа эмпирической работы - выявить первоначальный уровень духовно-нравственной воспитанности дошкольников.
Для проведения эмпирической работы нами были выбран подготовительная группа №1 воспитатель А.Р. Геворкян. В группе 28 человек, из них 16 девочек и 12 мальчиков. Состав группы по возрасту: 16 человек – 2016 года рождения, 12 человек – 2017 года рождения.
В качестве контрольной группы была выбрана подготовительная группа №2. В группе 30 воспитанников, из них 17 девочек и 13 мальчиков. Состав класса по возрасту: 18 человек – 2016 года рождения, 12 человек – 2017 года рождения.
Обе группы обучаются по основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования и полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Главной целью программы является воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего его отстаивать. При организации работы по программе предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При этом подходе возникает естественная мотивация обучения, успешно развивается способность ребенок понимать смысл поставленной задачи,
планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность воспитанников. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности. Программа «От рождения до школы» призвана развить у ребёнка природосберегающее «чувство дома», воспитать любовь и уважение к природе во всех её проявлениях. Важнейшими составляющими программы являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность воспитанника, направленные на духовное и нравственное саморазвитие личности ребёнка. Программа «От рождения до школы» - самая востребованная на сегодняшний день в наших дошкольных образовательных учреждениях.
Диагностика начального уровня духовно-нравственной воспитанности дошкольников осуществлялась с использованием методик:
Высокий уровень: дошкольник хорошо знаком с базовыми нравственными понятиями, может дать определения, выделить их характеристики, проявляет интерес к нравственным понятиям. Ребёнок имеет глубокие и полные знания о духовно-нравственных ценностях, способен применять полученные знания для организации своей деятельности. Имеет устойчивую позицию по отношению к духовно-нравственным ценностям. Воспитанник способен оценить свое поведение и поведение окружающих с позиции следования нравственным нормам. Имеет устойчивую тенденцию поведения.
Средний уровень: дошкольник знаком с базовыми нравственными и духовными понятиями, но в недостаточной степени, не может четко сформулировать и выделить их основные характеристики, проявляет незначительный интерес к нравственным понятиям. Воспитанник имеет не полные
, размытые знания о духовно-нравственных ценностях, не всегда способны применять полученные знания в своей деятельности. Имеет неустойчивую позицию по отношению к духовно-нравственным ценностям и поведению. Ребёнок не всегда способен или не всегда правильно способен оценить свое поведение и поведение окружающих с позиции следования нравственным нормам.
Низкий уровень: дошкольник почти не знаком или не знаком совсем с основными духовно-нравственными понятиями и не может дать им характеристику. Не проявляет интереса к нравственным понятиям. Воспитанник не имеет знаний о духовно-нравственных ценностях и не знает, как их применять. Не соблюдает в своем поведении духовно-нравственные нормы. Ребёнок не умеет оценивать своё поведение и поведение окружающих.
После проведения диагностики нами были получены результаты, которые представлены в таблице:
Таблица 1
Уровень духовно-нравственной воспитанности дошкольников в экспериментальной группе на констатирующем этапе
-
Обзор научных и педагогических идей и трудов
В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Проведенный анализ научно-педагогической литературы свидетельствует о внимании многих исследователей к проблемам духовно-нравственного воспитания личности в современном мире. Ухудшение духовно-нравственной обстановки в российском обществе связано с отсутствием у подрастающего поколения четких положительных жизненных ориентиров. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме.
Разработка научно-педагогических источников дает основания свидетельствовать, что эта проблема активно разрабатывалась философами, педагогами прошлого. Закономерно, что и сегодня не теряют своей педагогической ценности рекомендации и методические аспекты по данной проблеме в трудах отечественных и зарубежных педагогов.
Как было отмечено выше, проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста всегда привлекала внимание ученых и рассматривалась классиками педагогической науки, в частности Я. Коменского, И. Песталоцци, К. Ушинского, М. Монтессори, С. Русовой, Е. Тихеевой, Е. Водовозовой, а также современными педагогами А. Богуш, Н. Гавриш, Н. Горбуновой, Н. Луцан, Т. Котик, А. Трифоновой и другими.
Стоит подчеркнуть, что анализ научных источников свидетельствует о том, что накоплен немалый опыт по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Цель работы – проанализировать истоки и основные элементы зарождения научных и педагогических идей (трудов) о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста на занятиях по развитию речи в детском саду.
Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, Квинтилиана, в которых не только подчеркивается необходимость развития духовно-нравственного воспитание детей дошкольного возраста на
занятиях по развитию речи с раннего возраста, но и предоставляются некоторые практические советы воспитателям и учителям.
Более подробный обзор научных и педагогических идей (трудов) с анализом как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества представлен в приложении 1.
Изучив теоретическую основу по проблеме духовно-нравственного развития дошкольников на занятиях по развитию речи, нами проводилась опытно-экспериментальная работа в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №54 города Белогорск». Эмпирическая работа включала 3 основных этапа:
- констатирующий этап – включал диагностику начального уровня духовно-нравственного воспитания;
- формирующий этап – включал опытно-экспериментальную проверку гипотезы нашего исследования;
- аналитико-результативный (контрольный) этап – включал проведение повторного диагностического среза, анализ результатов и формулирование выводов.
Целью первого констатирующего этапа эмпирической работы - выявить первоначальный уровень духовно-нравственной воспитанности дошкольников.
Для проведения эмпирической работы нами были выбран подготовительная группа №1 воспитатель А.Р. Геворкян. В группе 28 человек, из них 16 девочек и 12 мальчиков. Состав группы по возрасту: 16 человек – 2016 года рождения, 12 человек – 2017 года рождения.
В качестве контрольной группы была выбрана подготовительная группа №2. В группе 30 воспитанников, из них 17 девочек и 13 мальчиков. Состав класса по возрасту: 18 человек – 2016 года рождения, 12 человек – 2017 года рождения.
Обе группы обучаются по основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования и полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Главной целью программы является воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего его отстаивать. При организации работы по программе предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При этом подходе возникает естественная мотивация обучения, успешно развивается способность ребенок понимать смысл поставленной задачи,
планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность воспитанников. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности. Программа «От рождения до школы» призвана развить у ребёнка природосберегающее «чувство дома», воспитать любовь и уважение к природе во всех её проявлениях. Важнейшими составляющими программы являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность воспитанника, направленные на духовное и нравственное саморазвитие личности ребёнка. Программа «От рождения до школы» - самая востребованная на сегодняшний день в наших дошкольных образовательных учреждениях.
Диагностика начального уровня духовно-нравственной воспитанности дошкольников осуществлялась с использованием методик:
-
анкета «Нравственные понятия» Н.Александровой и Н. Курносовой (Приложение 1); -
методика И. Б. Дерманова «Закончи предложение» (Приложение 2); -
методика «Ситуации» (Приложение 3).
Высокий уровень: дошкольник хорошо знаком с базовыми нравственными понятиями, может дать определения, выделить их характеристики, проявляет интерес к нравственным понятиям. Ребёнок имеет глубокие и полные знания о духовно-нравственных ценностях, способен применять полученные знания для организации своей деятельности. Имеет устойчивую позицию по отношению к духовно-нравственным ценностям. Воспитанник способен оценить свое поведение и поведение окружающих с позиции следования нравственным нормам. Имеет устойчивую тенденцию поведения.
Средний уровень: дошкольник знаком с базовыми нравственными и духовными понятиями, но в недостаточной степени, не может четко сформулировать и выделить их основные характеристики, проявляет незначительный интерес к нравственным понятиям. Воспитанник имеет не полные
, размытые знания о духовно-нравственных ценностях, не всегда способны применять полученные знания в своей деятельности. Имеет неустойчивую позицию по отношению к духовно-нравственным ценностям и поведению. Ребёнок не всегда способен или не всегда правильно способен оценить свое поведение и поведение окружающих с позиции следования нравственным нормам.
Низкий уровень: дошкольник почти не знаком или не знаком совсем с основными духовно-нравственными понятиями и не может дать им характеристику. Не проявляет интереса к нравственным понятиям. Воспитанник не имеет знаний о духовно-нравственных ценностях и не знает, как их применять. Не соблюдает в своем поведении духовно-нравственные нормы. Ребёнок не умеет оценивать своё поведение и поведение окружающих.
После проведения диагностики нами были получены результаты, которые представлены в таблице:
Таблица 1
Уровень духовно-нравственной воспитанности дошкольников в экспериментальной группе на констатирующем этапе
Ф.И. | Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | Общий уровень духовно – нравственного воспитания |
Матвей А. | С | С | Н | С |
Настя Б. | Н | С | С | С |
Влад Б. | В | В | В | В |
Слава Б. | С | С | С | С |
Яна Б. | В | С | С | С |
Али Г. | Н | Н | С | Н |
Данил Г. | С | С | С | С |
Виолета Г. | В | С | С | С |
Лидия И. | В | В | В | В |
Ангелина И. | С | С | С | С |
Варя И. | С | С | С | С |
Лера К. | С | С | С | С |
Вова К. | Н | Н | Н | Н |
Ярик К. | С | С | С | С |
Захар К. | В | В | В | В |
София К. | Н | С | С | С |
Матвей К. | С | С | С | С |
Аня К. | С | С | С | С |
Камила К. | Н | Н | Н | Н |
Софья К. | В | В | В | В |
Глеб М. | С | С | С | С |
Женя М. | С | С | С | С |
Ева Н. | В | В | В | В |
Никита П. | С | Н | Н | Н |
Алина С. | В | В | В | В |
Виолета С. | С | В | В | В |
Алина У. | В | С | В | В |
Саша Ш. | С | С | В | С |