Файл: 1-14 вопросы Философия.doc

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 1149

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Место философии в системе культуры. Предмет философии.


В своем первоначальном понятии слово «культура» означает уровень организации какого-либо вида человеческой деятельности – от трудовой до интеллектуальной.

В социальных науках понятие культура имеет несколько иной смысл. Это то, что отличает человека от животного, определяет специфику человеческой жизнедеятельности.

Культура – совокупность навыков и умений, а также средств, в которых опредмечены эти навыки и умения, т.е. человеческая деятельность. Соответственно, носителем (субъектом) культуры является общество.

Материальная культура – вся совокупность предметов, созданных человеком для удовлетворения своих материальных потребностей.

Духовная культура – всё, что создано человеком стремлением к воплощению его духовных (нематериальных) идеалов.

Элементы культуры:

  1. Язык – средство передачи информации;

  2. Орудия труда – средства удовлетворения материальных потребностей;

  3. Наука – основа производительных сил общества и удовлетворение человека в его стремлении к логическому познанию мира;

  4. Искусство – удовлетворяет стремление человека к прекрасному;

  5. Мораль – исторически первый способ регулирования отношений между людьми;

  6. Религия – средство, регулирующее отношение людей к богу и друг к другу.

Осваивая культуру, человек становится человеком, обретает сознание и деятельные способности.

Одним из важнейших элементов культуры является философия. В буквальном переводе «философия» означает «любовь к мудрости». По преданию, первым это слово употребил Пифагор. Он различал слова «мудрость»и «любомудрие» (философия), настаивая на том, что «никто не мудр, кроме богов; а человек, стремящийся к образу жизни мудрого существа может быть подобающе назван любомудром (философом)».

Природа человека двойственна. С одной стороны, человек – существо биологическое, с другой стороны, он также является существом социальным. Человек, как существо биологическое изучается медициной, физиологией, антропологией, т.е. для этих наук он выступает как «природа». А вот духовность человека и его социальные характеристики являются предметом изучения этики, эстетики, теологии, философии и т.д. Так вот проблема соотношения духовного и природного в человеке – и есть основная проблема культуры, и именно она составляет главный интерес «любящего мудрость» философа.


Философия в первом приближении - изменение смыслов, переосмысление целей, ценностей, ориентиров человеческой жизни, что, в свою очередь требует изменения всей картины мира, мировоззрения. Философия дает не только знание о мире, сколько систему ориентиров, целей, вырабатывает определенное отношение к миру, к человеку, к жизни вообще.


  1. Функции философии.


  1. Мировоззренческая заключается в способности философии объединять все имеющиеся в наличии знания в единую систем, называемую «мировоззрением».


Мировоззрение – совокупность самых общих представлений о мире и о месте в нем человека. Оно определяет поведение человека в мире, его ценностные ориентации, отношение к самому себе и другим людям. Ответы на все те вопросы, которые ставит перед собой философия, и являются основой мировоззрения.

  1. Методологическая – выражает способность философии служить всеобщим методом познания и преобразования действительности.

Методология – учение о методе – область философского знания, разрабатывающая систему основных принципов, правил и способов познавательного и практического отношения к миру.

Любое мировоззрение уже содержит в себе методологию, а любая методология – мировоззрение.

Методы: мифологический (попытка объяснить мир путем создания мифов), диалектический Гераклита (идея изменения и развития всего существующего), метафизический Парменида (идея неподвижности, неизменности и вечности сущностной основы мира), теологический, системный и т.д.

  1. Гносеологическая выражает способность философии оценить возможности человека в познании окружающего мира и себя самого: выявить источник познания, изучить метолы и формы познавательной деятельности и ответить на вопрос «Что есть истина?»

Что я могу знать? Каким образом я могу знать?


  1. Этическая функция отражает тот факт, что мы относимся к миру не только рационально и нравственно, но и чувственно, проявляет к нему свое ценностное отношение и создаем вместе с тем свой собственный мир – мир красоты и гармонии.

Эстетика (от греч. чувственный)

Что такое прекрасное? Что такое возвышенное? Что такое трагическое? Почему мир прекрасен?

«-Потому, - отвечает Платон, - что существует идея Прекрасного в Вечном Мире идей, и философ, достигший истинного знания, увидит, что прекрасное существует вечно и что красота чувственного мира есть отражение этой вечной идеи Прекрасного».

А вот Лукреций убежден в том, что природа прекрасна сама по себе, а люди, подражая природе, могут создавать прекрасное в своей жизни.

Гегель считал источником красоты в мире дух, причем «прекрасное в природе является лишь отражением красоты, принадлежащей духу».

  1. Идеологическая наиболее полно характеризует ее социальный, классовый характер, ее небезразличие, а точнее ее причастность м ответственность за все процессы, совершающиеся в обществе.

Идеология – это учение об идее, которая является главной, определяющей жизнедеятельность всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Это прежде всего жесткая система мировоззренческого и методологического характера. Это совокупность категорических предписаний – политических, экономических, этических, эстетических, религиозных – тех, которые определяют взаимодействие людей внутри общества, их отношение к обществам других людей, ко всему миру и ко всей Вселенной. Это образ жизни и даже образ мысли, навязанный людям извне.


Идеология всегда носит классовый характер.

Великие идеологии: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая.

В любом обществе существуют несколько идеологий, но только одна из них является господствующей.

  1. Педагогическая функция

Педагогика – целостная теория воспитания человека, научная дисциплина идеологического характера, предметом которой является специально организованная, целенаправленная и систематическая деятельность по формированию человека. Главные проблемы педагогики связаны с содержанием, формами и методами воспитания, образования и обучения.

Воспитание – деятельность, направленная на формирование определенного социального типа личности. Конфуций еще в 5 веке до н.э. создал такой идеал личности, который доминирует в Китае и поныне.

  1. Утешительная функция связана с самыми глубокими переживаниями человеческой души и надобность в ней возникает только тогда, когда, устав от внешней суеты и житейских забот, мы обращаемся к Философии. Главный вопрос: «Зачем я живу?». В литературе есть традиция изображать Философию в облике прекрасной, строгой и мудрой Женщины, несущей в себе спокойствие, просвещение и утешение. Вот именно такой она и явилась к Боэцию (480-524) в самые трагические минуты его жизни. Просвещает и утешает Философия не жалостью или наставлениями, а уча мудро, логически рассуждать. О презрении к смерти, о преодолении боли, об утешении в горе, о дружбе, о любви, о добродетели. Знания – единственное средство, которое она предлагает.

«Наука об исцелении души, - писал Цицерон, - есть философия, но помощь ее приходит не извне, - нет, мы сами должны пустить в дело все силы и средства, чтобы исцелить себя сами».


  1. Исторические типы мировоззрения: миф и религия.


Первой попыткой осмысления окружающей действительности, исторически первым типом мировоззрения, является миф. Советские и зарубежные исследователи Платона, С. С. Аверинцев, А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи и др. показали, что в контексте греческого философа «миф» может означать чудесный рассказ о богах, о героях, о давних временах, но может значить и «слово» – священное слово, мнение, вообще речь.

Мировоззрение - это обобщенная система, взглядов, убеждений, мыслей, чувств, стремлений человека на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В структуре мировоззрения выделяют 2 уровня: чувственный и рациональный.

Миф – попытка образно-эмоционального освоения мира, объясняющая все явления путем аналогии с деятельностью человека или других живых существ. При этом серьезные изменения мира, грозные явления природы приписываются богам, героям, фантастическим существам.

Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Они по-своему объясняли мир, природу, общество, человека. Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества.


Постепенно утверждается мысль, что любая культура основывается на мифологемах, которые лежат в основе всего мира высших ценностей, недостижимых идеалов, утопических идеологий. Примеры современных мифов - светлое коммунистическое будущее, национальная исключительность или особая историческая миссия какого-то народа, прогресс, демократия как народовластие и пр.

Черты мифологического сознания: мышление носит чувственный характер, оборотничество, антропосоциоморфизм (неразделенность божественного и человеческого мира. Богам присуще человеческие пороки и действия), синкретизм (неразделенность мира и человека, природы и общества, отсутствие противоречий между ними), отсутствие случайностей – на все ест причина, связь с магией, космогония- мир возник из хаоса, неоднородность пространства и времени.

Религия как мировоззрение

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Религиозное мировоззрение формируется на базе мифологического, выводя вопросы о происхождении и сущности мира на более высокий абстрактный уровень.

В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение дуалистично: оно предполагает существование особого надприродного мира, где обитает Бог. Исходя из такой картины мира, религия пронизана дуализмом мирского, светского, и божественного, сакрального. Еще одна специфичная ее черта – вера в существование Бога (или богов). Бог находится вне пространства и времени. Он создает мир из ничего и является гарантом его существования. Религиозное мировоззрение объясняет все особенности природного и социального волей Бога, которая принципиально непознаваема для человека. Бог – предельно абстрактная сущность, не имеющая внешнего облика и непознаваемая. Любая религия предполагает постоянную связь верующего с Богом при помощи молитвы и ритуала. Религия, кроме того, предлагает верующему возможность продолжения жизни после физической смерти, что является сильной ее стороной, смиряющей страх смерти. Религия, как правило, содержит нравственные нормы высокого порядка, выполняющие регулятивную функцию, и долгое время является единственной хранительницей этих норм. Следует отметить, что религия как особый тип мировоззрения предполагает сложившуюся, оформившуюся религию, прежде всего, монотеизм. Первобытные верования находятся в рамках мифологического мировоззрения.

Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер, и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви), с определенной структурой ,правилами жизни последователей, моралью, культом.

Структура религии:


Религиозное сознание

Религиозная деятельность

Религиозные отношения

Религиозные организации

Виды религий

Политеизм – многобожие

Монотеизм – единобожие

Пантеизм – Бог растворен в природе

Вера в абстрактный идеал.(джайнизм)

Мировые религии

Христианство – возникло в 1 в н.э в Палестине.

Ислам – возник в 7 в н.э на Аравийском полуострове.

Буддизм – возник около 6 в до н.э в Древней Индии.


  1. Исторические типы мировоззрения: философия и наука.


Философию и науку объединяет то, что

  • Философия и наука – способы познания мира

  • Философия и наука – формы логического бытия знаний

  • Философия и наука – это системы знаний о мире

  • Философия и наука – это система знания, оперирующая категориями и законами

А различие в том, что:

  • Наука изучает объекты, где человек может не присутствовать, а предмет изучения философии – человек

  • В науке понятия – форма отражения действительности, в философии – форма ее существования

  • Наука неидеологична, а философия идеологична

  • Наука опирается на опытную проверку, философия не ставит опытов и экспериментов

  • Содержание науки задано объектом исследования, понятия философии имеют собственное содержание

  • Наука – это знание частное, а философия – всеобщее

  • Наука выносит за скобки личностное, эмоциональное, ценностное отношение ученого в отличие от философии

  • Наука нуждается в строгой организованности, а кредо философии: «подвергай все сомнению»

  • Наука – сфера необходимости, а философия – свободы

  • Наука стремится к накоплению знаний прошлого, философия – это стремление к переформулировке, она обратима и личностна

Наука - это форма человеческой деятельности, результатом которой являются факты, гипотезы, законы и методы исследований. Характерной чертой научного знания является его проверяемость и доказуемость. Все науки подразделяются на знание: эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое знание человек получает с помощью чувств (опыт, наблюдение). Это знание о внешних сторонах объекта. Теоретическое знание - знание о глубинах - существенных сторонах явлениях окружающей действительности. Эти знания человек получает с помощью разума и имеющихся у человека способностей к логическим абстрактным обсуждениям - рассуждениям.

Возникает вопрос: чем философское знание как теоретическое отличается от других видов теоретического знания?

Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем - философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». Принято считать, что первым данный термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем.