ВУЗ: Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина
Категория: Шпаргалка
Дисциплина: Философия
Добавлен: 15.02.2019
Просмотров: 1152
Скачиваний: 8
В истории философии отражались требования эпохи и рождение новой культуры.
-
Проблема субстанции в натурфилософии Древней Греции.
Первой философской школой античности, была Милетская.
Центральная проблема: откуда всё возникает и во что превращается?
1. Фалес (конец VII - первая половина VI до н.э.) - сын купца, неутомимый путешественник, предсказал солнечное затмение.
Он отходил от мифологического мышления и был на пути естественного объяснения мира. Первым выдвинул идею субстанции - первоосновы всего. Всё существующие возникает из воды (влажного первовещества) и в нее же обращается. Он изучал устройство Земли и пришел к выводу : "всё питается влагой, даже теплота происходит от влажности и само существо всех вещей влажно. Если вода сгустится, то она сделается землёй". Вода - носитель всех изменений.
2. Анаксимандр (610-540 гг. до н.э.) - младший современник Фалеса. Изобрел солнечные часы, соорудил глобус, занимался математикой, изучением природы, увлекался астрономией. Считается первым, кто осознал значение противоположностей для процесса развития.
Единый и постоянный источник всех вещей - первовещество "апейрон" вечное ("не знающее старости") неопределенное и бесконечное материальное начало, из которого выделяются две пары противоположностей: теплое - холодного и сухое-влажное, дающие начало четырем стихиям: огню, воздуху, воде и земле.
Живое зародилось под воздействием небесного огня из ила - на границе моря и суши. Первые живые существа были в воде, позже некоторые вышли на сушу. Человек произошел от рыбы.
3. Анаксимен (585-525 гг. до н.э.) - ученик Анаксимандра. Занимался физикой, астрономией, метеорологией. Также был стихийным идеалистом.
Первооснова всего - воздух - самая бесконечная и неопределенная из 4х стихий. В своем обычном состоянии воздух незаметен. Заметным же он становится под влиянием тепла, холода, влажности и движения. Именно движение воздуха есть источник всех происходящих перемен, главным при этом являются его сгущение и разрежение. При разрежении образуется огонь, при сгущении - ветер, вода, земля, камни. Земля и все небесные тела - плоские и парят в воздухе. Земля неподвижна, а светила движутся воздушными вихрями.
4. Гераклит (544-483 гг. до н.э.) - аристократ из Эфеса, противник демократии.
Развивал диалектический взгляд на мир (диалектика - учение о развитии). Т.е. Основная характеристика бытия - подвижность, а огонь - наиболее изменчивое и подвижное явление природы, поэтому первовещество - огонь. Огонь является материальным, вечным и живым, он разумен, ему присущ Логос.
Идея перехода противоположностей друг в друга. Считал, что мир - это процесс, и все вещи изменчивы, не не как угодно, а превращение в противоположность. Пример: холодное <=> горячее, мокрое <=> сухое. Обнаружение в борьбе противоположностей их тождества. Их борьба - "отец всего". Диалектика Гераклита - одно из ценнейших приобретения античной философии.
-
Философия Сократа
Биографические сведения
Сократ (470-399 гг. до н.э.) - первый крупный философ рода из Афин. Отец - каменотес, мать - повивальная бабка. Сократ также был скульптором-каменотесом. Жена Сократа вошла в историю как образец вздорности и сварливости. В 70-летнем возрасте был обвинен в нечестии за то, что "выдумывает новых богов, ниспровергая старых" и казнен.
Философские воззрения
Учился у софистов, но позднее резко критиковал софистику за релятивизм и субъективизм. Ничего не писал, т.к. считал, что только живая речь может правильно выразить мысль.
Девиз его жизни: "Познай самого себя". Сократ полагал, что нет смысла познавать то, что на земле и в небе, если мы не знаем, что такое человек. Потому основная задача философии - познание человека, а не природы.
Вечный вопрос: что есть нечто? (справедливость, мужество, прекрасное, истина).
В методе Сократа заложена возможность идеализма, которая была реализована его учеником Платоном.
Сократ стал образцом мудреца и гражданина. Видел свое призвание в том, чтобы помогать другим осознавать собственное незнание, учил самоанализу, заставляел собеседника осознать мотивы своих поступков. "Я не считаю себя мудрым, - говорил Сократ. - Я знаю, что ничего не знаю".
Философия при Сократе становится мудростью, которая указывает как жить, какие цели в жизни - наиболее достойные, что есть высшее благо. Сократ совершил переворот в традиционной системе ценностей. Разработал учение о добродетели, согласно которому людей делает добродетельным знание того, что есть добро и зло:
Истинные ценности - не те, которые обычно ценят - богатство, слава 0, здоровье, красота. Истинная ценность- разум, знание, без которых все во вред.
-
Храбрость - знание того, как преодолевать свой страх;
-
Справедливость - знание того, как выполнять законы божественные и человеческие;
-
Умеренность - знание того, как обуздывать свои страсти
Быть разумным значит быть умеренным и справедливым. Разум - знание меры. Мера - это закон, определяющий способ существования любой вещи. Соблюдение меры дает порядок. Именно справедливости, по мнению Сократа, должна учишься душа. Несправедливый человек безумен.
В целом учение Сократа имеет этическую направленность.
-
Философия Платона. (Мир идей. Душа. Государство.)
Биографические сведения
Платон (427-347 гг. до н.э.) – величайший древнегреческий философ. Родом из афинской аристократической семьи. Подлинное имя – Аристокл. Платон – прозвище, означающее «широкоплечий». Учитель – Сократ. После долгих странствий возвратился в Афины, где основал философскую школу – Академию.
Основные труды: «Протагор», «Пир», «Менон», «Государство», «Законы».
Платон – основоположник объективного идеализма.
Учение об идеях
Вещи не рассматриваются Платоном только в их кажущемся столь привычным эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая, как выясняется, для любой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем. Есть множество лошадей, карликовых и нормальных, пегих и вороных, но у всех у них есть один и тот же смысл — лошадность. Соответственно можно вести речь о благом вообще, прекрасном вообще, зеленом вообще, доме вообще. Идея — это то самое единое, которое составляет суть многообразия. Итак, проблему единого и многого Платон разрешает следующим образом: единое это идея, а ее проявления это многое. Идея соотносится как с материальными, так и с душевными явлениями. Универсальность идей показывает, что они представляют собой мощнейшее философское средство! Но что же такое идея? Сложный вопрос. Если бы речь шла просто об отдельной материальной вещи, то можно было бы указать на нее пальцем: «Вот, смотри, объяснять нечего, сам все видишь». В случае с идеей пальцем показать не на что. Придется поразмыслить. Рассмотрим пример самого Платона. Известно много прекрасных вещей. Но каждая вещь прекрасна по-своему, поэтому нельзя прекрасное связывать с одной вещью, ибо в таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее — прекрасное как таковое, это их общая Идея, или Эйдос, или Сущность. Все три термина — идея, эйдос, сущность — обозначают одно и то же, единое. Прекрасное как идея присуще вещам в разной степени, поэтому есть более и менее прекрасные вещи. Прекрасное не есть что-то физическое, его нельзя взвесить, потрогать руками, подвергнуть рентгену, оно есть нечто зафизическое, по-гречески метафизическое. Его нельзя увидеть глазами, но только умом, оно умозрительно. Каким образом можно «увидеть» умом идею? Платон разъясняет. Если вы хотите уразуметь прекрасное, то обратите свое внимание на те вещи и явления, которые признаются прекрасными. Идея прекрасного как раз и сообщает всем вещам прекрасное. Иначе говоря, она есть образец, модель, или, как часто выражались греки, парадигма.
Где расположены идеи? По поводу месторасположения идей возможны три главных ответа.
-
Идеи находятся в физических вещах.
-
Идеи — это творение ума человека, следовательно, они находятся в уме человека.
-
Идеи находятся не в материальных вещах и не в уме человека, а в некоем третьем мире, который Платон называл Гиперуранцей (дословно: по ту сторону неба).
Платон придерживался третьей точки зрения, она представляется нам парадоксальной.
Какая идея наиважнейшая? Платон не считал все идеи равнозначными. Вслед за Сократом он превыше всего ставил идею блага. Для него благо было причиной всего прекрасного как в мире так и в жизни людей. Так, мир познаваем благодаря благу. Благо, по Платону, это — мировой принцип.
Три главных случая использования Платоном концепции идей. Платон отлично сознавал, что созданная им концепция идей является мощным инструментарием в деле понимания, интерпретации самых различных явлений. Обладая таким инструментарием, можно найти ответы на самые сложные вопросы, например такие: Как устроен космос? Что такое человек? Каким должно быть общество? Рассмотрим в этой связи учение о космосе (космологию), о человеке (антропологию), об обществе (социологию).
Космология Платона.
Бог (Ум-демиург) соединил идеи с материей, получился Космос. Космос – живое существо, наделенное душой и умом. Он конечен и имеет форму шара. В центре мира находится Земной шар, вокруг него – небесная сфера, где по разным окружностям вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. Небесные тела – это боги, обладающие телом и душой, движение производится душами.
В рассуждениях Платона заметна непоследовательность: идеи превыше всего, вместе с тем ими распоряжается бог-демиург. Материя в своем исходном состоянии мыслится независимо от идей, лишь в результате усилий демиурга она как бы оживляется идеями. Как бы то ни было, почти 2000 лет многие поколения людей в понимании космоса руководствовались, и довольно успешно, космологией Платона.
Учение о душе.
Душа — главная часть человека, благодаря ей он познает идеи, в этом состоит добродетель. Душа реализует себя в добродетелях умеренности, мужества и, наконец, мудрости. Тот, кто понимает это, будет лепить себя по образцу идеи блага.
Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится в небо (в царство идей) и пребывает там. Затем опять падает на Землю и вселяется в тело новорожденного.
Согласно Платону, основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом, Душа, по Платону, - бессмертная сущность.
Учение о государстве.
Причина возникновения государства – общественное разделение труда между людьми. Лучше работает тот, кто занимается одним делом.
Главная идея общественного благоустройства — это идея справедливости. В идеальном государстве существует 3 основные группы граждан:
-
Правители-философы – достигшие в своем духовном развитии мудрости;
-
Стражи (воины) - те, в которых преобладает волевая, мужественная душа;
-
Крестьяне, ремесленники, продавцы - те, в ком преобладает вожделеющая душа, т.е. достигшие стадии умеренности, но не мужества и тем более мудрости.
В совершенном государстве между тремя описанными выше классами общества должна быть установлена гармония. Каждый должен делать то, на что он вправе претендовать по состоянию своей души. Стражи и правители не обладают никакой частной собственностью, они живут все вместе в общественных помещениях, вместе питаются и не получают никакого вознаграждения. У них также нет семей, т.к. жены и дети общие. Новорожденные дети сразу поступают к воспитателям, так что родители даже не знают своих детей.
Платон желал построить идеальное государство. Он предлагал свои рецепты политикам, те их отвергли как несоответствующие сложным жизненным реалиям. С высот сегодняшнего дня идеи Платона действительно кажутся несколько утопичными, скользящими по поверхности моря жизненных страстей.
Четыре значения мифа о пещере
-
Онтологическая градация бытия: чувственное и сверхчувственное, где тени на стенах — простая видимость вещей; статуи — вещи которые чувственно воспринимаются; каменная стена — линия, разделяющая два рода бытия; предметы и люди вне пещеры — это истинное бытие, ведущее к идеям; солнце — Идея Блага.
-
Ступени познания: созерцание теней — воображение (eikasia), видение статуй — (pistis), т.е. верования, от которых мы переходим к пониманию предметов как таковых и к образу солнца, сначала опосредованно, потом непосредственно, — это фазы диалектики с различными ступенями, последняя из которых — чистое созерцание, интуитивное умопостижение.
-
Качество жизни человека: аскетическое, мистическое и теологическое. Человек, который руководствуется только чувствами — живет исключительно в пещере, жить в духе — руководствоваться чистым светом правды. Движение от чувственного мира к миру идеального через философию это "освобождение от оков", т.е. преображение. И, наконец, Солнце-Благо есть высшая ступень познания и означает созерцание божественного.
-
Политический аспект: для тех кто познал Солнце-Баго возможно возвращении в пещеру, чтобы освободить и вывести к свету истины тех, с которыми он провел долгие годы рабства.
-
Аристотель как систематизатор наук.
Биографические сведения
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – величайший древнегреческий философ. Родился во Фракии. Отец – придворный врач императора. В 367 году отправился в Афины, где поступил в Академию Платона, и пробыл там 20 лет до смерти своего учителя. После отправился в Македонию, был учителем Александра Македонского. После его воцарения возвратился в Афины и открыл свою философскую школу – Лицей.
Философские воззрения
Аристотеля заслуженно называют энциклопедистом Древней Греции. Его работы охватывают почти все известные тогда области знания. Он первым предложил систем классификации наук.
Наука |
Предмет науки |
Теоретическая философия |
|
Метафизика |
Вечные сверхчувственные формы – нематериальные начала и причины всего существующего |
Физика |
Природа, т.е. материальные сущности |
Практическая философия |
|
Этика |
Человеческое поведение и его нормы |
Политика |
Социально-политическая деятельность |
Экономика |
Экономическая деятельность |
Творческая философия |
|
Эстетика |
Искусство |
Риторика |
Красноречие |
Основные работы: «Метафизика», «О философии», «Эвдем» и по всем предметам.
Отношение к Платону: «Платон мне друг, но истина дороже». Критикует учение Платона за неясность и и запутанность вопроса об отношениях между идеями и конкретными вещами чувственного мира.
Логика
Три закона правильного мышления:
-
Закон тождества: А есть А
-
Закон исключенного третьего: отрицание и утверждение не могут быть оба ложными.
-
Закон недопущения противоречия: невозможно, чтобы противоречащие утверждения были истинными по отношению к одному и тому же предмету.
Учение о силлогизме. Силлогизм содержит три суждения:
-
Если все люди смертны, (общее правило)
-
И все греки – люди, (особенное правило)
-
То все греки – люди. (вывод)
Метафизика
Аристотель являлся дуалистом: признавал существование двух самостоятельных первоначал – материи и формы. Но отличал от них первоматерию и первоформу.
Первоматерия – бесформенное неопределенное вещество, непознаваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех вещах. Сама по себе первоматерия пассивна и безжизненна, является вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя есть лишь чистая возможность возникновения вещей. Любая возникшая вещь обретает существование в результате соединения материи и формы., привнесения формы в материю. Форма – это некая идеальная сущность вещи – видовая или родовая, но не индивидуальная. Форма – общая сущность для множества предметов одного типа.
Форма по отношению к вещи является:
-
ее сущностью;
-
источником движения;
-
причиной;
-
целью
Первоформа – высшая сущность всего бытия, также некий Мировой ум, мыслящий сам себя.
Гносеология
Стадии познания |
Предмет познания |
|
Конкретные единичные вещи |
|
Множество конкретных единичных вещей |
|
То общее, что имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. формы |
|
Высшие формы, первопричины и высшие цели всего сущего |