Файл: 1-14 вопросы Философия.doc

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 954

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Знать, по Аристотелю, - значит знать общее (формы), а также причины сущего. Но это постигается только умом, а не чувствами.


Физика

Природа – единый живой организм, где «одно возникает ради другого».


Космология

Космос является сферичным и конечным, но вне его нет ничего, кроме перводвигателя; космос существует вечно. В центре мира находится Земля, вокруг нее вращаются Луна, Солнце, планеты и звезды. Мир делится на две части – подлунный и надлунный. Подлунный – место постоянных изменений; он состоит из 4х стихий, способных превращаться друг в дрга. Надлунный – из пятого – Эфира, который является неизменным.

Психология

Душа связана с одной стороны с материей, с другой – с Богом. Все живое и только оно обладает душой. Различаются три вида душ:

  1. Растительная, осуществляющая функции питания, роста и умирания;

  2. Животная – осуществляющая функции ощущения;

  3. Разумная – осуществляющая интеллектуальные функции рассуждения и размышления.


Политика

Государство является естественным образованием, человек – политическое животное. Главная задача государства – воспитание добродетельных граждан. Лучша форма правления – «полития», где нет резкой поляризации бедных и богатых, худшие – тирания и крайняя демократия. Физический труд – удел рабов, рабство существует «от природы», и рабами должны быть варвары (не греки). Дело свободного гражданина – интеллектуальная, политическая и эстетическая деятельность.


  1. Философские идеи Средневековья  (Аврелий Августин, Фома Аквинский и др.)

Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма (V-XV вв.). Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога.

Особенностью средневековой философии является сплав теологии и античной философской мысли. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего,  а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия и религия здесь настолько переплетены, что философию Фома Аквинский характеризовал не иначе, как «служанку богословия».

Основными принципами средневековой философии  были: 

Креационизм – Идея сотворения мира Богом из ничего. Если творит бог, то, пусть в меньшей степени, должен творить человек.

Идея креационизма возвышает Бога над природой. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.


Из идеи креационизма следует так называемый монистический принцип: есть только одно абсолютное начало - Бог, а все остальное - его творение. Аврелий Августин (354-430) утверждает, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая форма, высшее благо.

  • провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека; 

  • теодицея – как оправдание Бога в связи с наличие в мире зла;

  • символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета; 

  • откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.

Патристика (падре – отец) – представляет собой учение «отцов церкви», т. е. духовных наставников, которые характеризуются святостью жизни, высоким авторитетом. Августин Блаженный, Тертуллиан и др.; Особенности патристики: единство принципов; корпоративная истина; опора на традицию и согласие отцов; авторитет Писания. Представители патристики обсуждали проблемы сущности Бога, движения истории к определенной конечной цели, соотношение свободы воли и спасения души, затрагивали вопросы о соотношении веры и разума

Схоластика (греч. школа) – средневековая форма философии и ее преподавания, когда философия выступала «служанкой» богословия в католических университетах. Фома Аквинский разделял идею творения мира из ничего, а также идею бессмертия души, которая представляет собой «чистую форму» и не может быть разрушена. Однако она не существует до земной жизни, а создается Богом. Следовательно, сущность и существование нераздельны, слиты только в Боге. Душа приобретает знания благодаря чувственному восприятию и интеллекту. Фома Аквинский полагал, что разум является высшей из человеческих способностей. Разум выше воли. Как и Аристотель, он видел в воле практический разум, т. е. разум, направленный на руководство человеческими поступками. Однако он делает оговорку, что в повседневной жизни лю­бовь к Богу важнее, чем познание Бога.


  1. Основные философские идеи эпохи Возрождения (антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, соц. утопизм).

Важнейшей отличительной чертой философии эпохи Возрождения оказывается его ориентация на человека. Если в центре внимания древних философов был животворящий Космос, в средние века — Бог, те в эпоху Возрождения — человек.

Идеи:

Антропоцентризм— философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм предписывает противопоставлять феномен человека всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. Лежит в основе потребительского отношения к природе, оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни. 


Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) — это признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Человек у гуманистов ставится в центр вселенной и выступает как творец самого себя. Это не просто природное существо, но гос­подин природы. Соответственно меняются и морально-этические представления. Главным становится принцип равенства всех людей, а доблесть человека оказывается важнее происхождения. Утвержда­ются антиаскетические ценности и проповедуется необходимость чувственности и наслаждения

В пантеизме Бог и мир отождествлялись. Одним из первых к пантеизму подошел Николай Кузанский. Рассматривая Бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как ограниченному максимуму, он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Пантеизм лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоящих религиозному учению о сотворении мира Богом из ничего. В учении пантеистов Бог, оставаясь бесконечным и незримым Абсолютом, все более сливался с природой. У Дж. Бруно есть тезис: « . природа . есть не что иное, как Бог в вещах».

Утопическо-социалистические (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.