Файл: Планкоспект Современная спортивная казахская журналистика задачи и тенденции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развитие отечественного радио и телевидения как части мировой системы вещания происходит сегодня в таком стремительном ритме, что требуются годы, чтобы освоить ранее неизвестные способы организации связи аудитории с ведущим той или иной программы. Стоит учитывать, что происходили революционные изменения, которые перевернули с ног на голову принципы использования аудиовизуального продукта.

Можно утверждать, что прежние подходы к распределению методов работы журналистов с исходным материалом в современной высокотехнологичной коммуникационной среде остались в том же количественном и качественном распределении. То есть журналист, работающий в электронном СМИ, сегодня может использовать и информационные, и аналитические, и художественно-публицистические жанры. Другое дело, что в том обширном сегменте электронного вещания, который мы определяем, как игровой или развлекательный, работа с исходным материалом практически бессмысленна, так как они находятся за пределами информационного поля. В данном случае мы имеем очевидный пример функционального дисбаланса в типах и формах АВП, где явно преобладают рекреационные и экономические функции СМИ. В конечном счёте, исходя из этой объективной тенденции, большую часть отечественного радио или телевизионного контента можно определить, как досуг. Такая позиция топ-менеджеров отечественного рынка не только настойчиво реализуется на практике, но и получает публичное аргументированное обоснование из их уст. Стоит обратить внимание на те титры, в которых брали интервью у руководителей каналов и наиболее значимых программ казахстанского телевидения. Большинство названий ясно указывают на то, что развлечения понимаются лидерами прежде всего, как полностью прибыльная и эффективная экономическая деятельность. Для них хороши все жанры, кроме скучных. Также можно заметить, что чаще всего в медиапрактике предпочитают использовать термины «формат» и «контент», считая понятие «жанр» несколько старомодным.

О том, насколько в условиях современной конвергенции форм и видов электронного вещания трудно определить внешнюю, структурирующую принадлежность того или иного аудиовизуального продукта по признакам, свидетельствует подход к определению жанров тележурналистики, закрепленный в соответствующей публикации. В типологии, разработанной Р. А. Борецким и В. Л. Цвиком, предлагается следующее разделение:


- Жанры телевизионной информации.

- Жанры аналитической публицистики.

- Жанры художественной журналистики.

В своей монографии В. Л. Цвик предлагает ещё одну трактовку традиционной жанровой триады, определяя её как совокупность жанров теле-медиа. Он сохранил трехчастное деление телевидения на информационный, аналитический и художественный жанры.

Группа исследователей, в числе которых Т. В. Васильева, В. Г. Осинский и Г. Н. Петров придерживаются аналогичной точки зрения. В своих работах учёные сохраняют привычное деление на информационно-аналитическое и художественно-публицистическое вещание.

Спортивная журналистика, при всей своей тематической специфике сохраняет фундаментальные моменты, характерные для всей профессиональной деятельности в целом. В том числе, и в аспекте жанровой структуры. Традиционные группы жанров, принятые в теории триады – информационный, аналитический и художественно-публицистический.

В целом, под контентом необходимо понимать структурированный объем совокупного вещательного продукта конкретного производителя программного обеспечения за определенную фиксированную единицу времени. Вид вещания определяется технологической основой распространения контента – либо в режиме прямого вещания, либо в режиме записи. Следовательно, вещание может быть прямым или осуществляться в версии, предварительно записанной программным обеспечением и жанровыми единицами. Большинство выпусков новостей, относящихся к группе информационных жанров имеют режим прямой трансляции, тогда как внутри «прямого» контента могут быть заранее записанные репортажи и сюжеты.

Спортивные события также тяготеют к прямым трансляциям. Другие единицы вещательного контента, основанные на информационно-аналитических и художественно-публицистических жанрах, чаще всего реализуются в виде заранее записанных программ и передач. Сохраняют свой статус эфирных продуктов в живом режиме и некоторые игровые форматы.

Единица вещательного контента (программное обеспечение, жанр) – это законченный продукт журналистского творчества, обладающий специфическими временными и пространственными характеристиками, основанный на какой-либо информации. Это понятие синонимично прежним профессиональным журналистским терминам «программа» и «передача», которые описывали и определяли в теории и на практике различные структурные элементы эфира, несущие определенную информацию и смысл. Под это определение попадают не только конкретно выполненные или записанные программы, но и прямые определения различных мероприятий (визиты, конгрессы, встречи, спортивные состязания и т. д.), рекламные блоки, размещаемые в межпрограммном пространстве и анонсы будущих программ и передач.



Формат единицы вещательного контента – это совокупность организационных приёмов и структурных элементов телевизионного продукта, среди которых драматургия в конкретных ситуациях, характерный состав ведущих и приглашенных участников, система отношений между ними, продолжительность эфирной единицы, степень и качество общественного участия и т.п. Проще говоря, формат определяет для программы (передачи) все те внешние атрибуты и качества, которые отличают её от других. В международном телевизионном бизнесе под форматом понимают также характеризующее описание конкретной программы, используемое при продаже лицензии на её воспроизведение в других регионах и странах.

Такой популярный формат, как реалити-шоу может характеризоваться не только имитацией прямой трансляции с места события, но и участием вполне конкретных личностей, как неизвестных, так и известных широкой аудитории. В формате ток-шоу моделируется не действие, а диалог, преимущественно в студийных условиях с формальным присутствием внешней публики.

К наиболее популярным форматам современного телевещания можно отнести реалити-шоу, ток-шоу, интеллектуальные викторины, спортивные состязания и бои, соревнования в различных сферах человеческой деятельности (например, кулинарный поединок).

Жанр единицы эфирного содержания – это совокупность формальных профессиональных приемов в журналистском творчестве, которые используются при обработке информации с целью придания ей необходимой завершенной формы как единицы эфирного содержания, охватывающей её собственное специфическое содержание.

Что касается жанров современной спортивной тележурналистики, то они, безусловно, попадают под общую жанровую классификацию, в которой выделяют три основных типа: информационный, аналитический и художественно-публицистический. Однако эта теоретическая основа всегда была и остается объектом постоянных изменений. Поэтому многие жанры сегодня перестают существовать в чистом виде, превращаясь в новые разновидности, другие же сливаются друг с другом, образуя своеобразный жанровый симбиоз.

В современной сфере информационной деятельности, ориентированной на спорт, существует множество возможных точек приложения имеющихся профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков. Появление в эфире или на экране – это всего лишь конечный результат кропотливой работы целой команды журналистов, кинематографистов, технического персонала и редакторов. Каждая из них, в конце концов, предусматривает общую задачу: рассказать о конкретном спортивном событии, дать информацию зрителям о последних новостях из мира спорта или проанализировать наиболее интересные и значимые в спортивном информационном пространстве события, произошедшие за день или неделю, в одном или нескольких видах спорта.


Далее мы представим те профессиональные позиции в спортивной журналистике, которые отличаются оригинальностью работы в зависимости от решаемых творческих, организационных или технических задач. В сегодняшних реалиях электронного вещания без людей специальности продюсер не обойтись. Но нас больше интересуют те должности и та специализация журналиста, которые характерны для работы непосредственно со спортивной информацией. Отдельного обсуждения заслуживает позиция спортивного комментатора, которой мы посвятим отдельный абзац.

Изначально подавляющее число спортивных программ в отечественных радио и телепередачах шло в прямом эфире. Такая ситуация сохранялась до конца 60-х годов, пока повсеместно не началось внедрение магнитной записи. Однако журналистская специализация, связанная с этим способом доставки живого контента зрителям, продолжала существовать даже после того, как доля прямых спортивных трансляций сократилась.

До недавнего времени в эфире не было четкого разделения профессий. Г. В. Кузнецов пишет: «в шестидесятые годы любого журналиста, работающего в кадре, называли «комментатором». Со временем основная «роль», в которой журналист предстает перед телезрителями, была более точно определена. Например, прежде чем перейти к моменту выхода спортивных новостей, диктор, как правило, произносит: «А теперь – спортивные новости. Слово – нашему спортивному комментатору.»

В зависимости от формата программы журналистское присутствие в эфире отличалось и будет отличаться. Г. В. Кузнецов выделяет следующие профессии спортивного тележурналиста в эфире:
  •   1   2   3   4


Корреспондент – самая массовая профессия на современном телевидении. Именно корреспондент (или как его еще называют – репортёр) отвечает за получение в эфир чётких фактов. Репортёр в эфире отвечает за ощущение присутствия на сцене зрителя. Это одна из самых сложных и многогранных профессий в телевизионной журналистике, сочетающая в себе скорость передачи и информативность. «Прямой репортаж – это прямая трансляция передачи репортёром, с элементами авторской импровизации и комментирования на основе заранее подготовленных материалов, без предварительной установки визуального ряда».

  • Комментатор – в отличии от репортёра обладает большой свободой. Несмотря на то, что он тоже работает в режиме реального времени, комментатор имеет возможность не просто констатировать факты, но и поделиться собственным мнением, дать оценку событию, что совершенно неприемлемо для репортера. Об этом в 1921 году написал статью главный редактор британской газеты «Guardian» Чарльз Прествич Скотт. Его фраза сейчас известна во всем мире как кредо информационной журналистики: «комментарий свободен, но факты священны». Это утверждение не только укрепилось в журналистике, но и стало одним из её главных правил.

  • Ведущий ток-шоу – одна из самых популярных специальностей в современной тележурналистике. Ведущий ток-шоу в эфире часто совпадает со специальностью ведущего. Основной задачей является организация диалога между двумя и более сторонами.

  • Модератор (ведущий дискуссионной программы).

  • Интервьюер.

    Корреспондент работает не только в эфире. Например, в качестве сотрудника спортивной редакции телеканала «100ТВ» выступает Иван Лосев, сопровождавший прямые трансляции футбольного клуба «Зенит» из Санкт-Петербурга. Его функция – дополнять парный комментарий уточняющими сообщениями о том, что происходит за пределами «видимости» камеры или самих комментаторов.

    В традиционном журналистском понимании корреспондент является основным поставщиком информации и соответственно разработанных материалов для программ различных жанров – от новостей и обзоров до ток-шоу. В этом смысле его работа в качестве спортивного журналиста не отличается по требуемым компетенциям от работы журналиста в политике или экономике. Желательно иметь не только общие прагматические навыки работы с информацией, но и знание особенностей конкретного вида спорта, вплоть до регламента и правил соревнований. Для спортивного корреспондента не лишним будет иметь широкий круг знакомств в спортивной среде, в определенном смысле возможность «входить» в официальные организации и учреждения, в чьей компетенции находится та или иная сфера спорта. Не лишним будет для корреспондента и умение работать в команде, когда взаимопонимание и взаимозаменяемость помогут преодолеть возникшие проблемы и решить сложные ситуации, связанные с доступом к информации.