Файл: Планкоспект Современная спортивная казахская журналистика задачи и тенденции.doc
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сегодня в электронных СМИ должность информационного редактора является одной из важнейших в практике спортивной журналистики, но, к сожалению, для многих начинающих сотрудников в практике амбиции не так заметны. Этот специалист никогда не появляется на телеэкране и очень редко выходит в эфир. Только в случае чрезвычайной ситуации редактор информации может взять на себя аналогичные функции. Его основная задача – создание программы и контроль за соблюдением четкого графика работы редакции по подготовке будущей программы независимо от жанра и периодичности. Понятно, что если необходимо подготовить ежедневный выпуск спортивных новостей, то эта должность становится просто решающей, так как человек, работающий на этом месте зависит от равномерного и адекватного распределения имеющихся в его распоряжении ресурсов: кадровых, технических, транспортных, организационных. Решение логистических задач, учитывающих пространство, время, статус отражаемого спортивного события, квалификацию корреспондента, направленного на мероприятие – все это приоритеты работы информационного редактора.
Ориентация в спортивной среде максимальная, вплоть до знания не только источников возможной информации, но и способов её поиска и обнаружения. Для человека, работающего в этой должности, также важно знать общую картину дня в городе, регионе и стране. Это применительно не только к спортивным мероприятиям разного уровня и масштаба, но и к общей событийной насыщенности окружающего информационного пространства. Эрудиция редактора спортивной информации должна быть максимальна для того, чтобы обеспечить быструю и оперативную реакцию на изменение исходных условий работы конкретного аудиовизуального продукта.
Директор спортивных программ сегодня – это профессионал, который объединяет создание аудиовизуального продукта в единый процесс создания творческих задач с необходимыми технологическими действиями и решениями. Этот специалист учитывает не только технику и её возможности, но и выразительные преимущества телевидения, его коммуникативные возможности, вплоть до выбора точки съемки или ракурса камеры по отношению к событию, объекту, человеку.
Присутствие этого специалиста при окончательной установке предстоящей аудиовизуального продукта обязательно. Кроме того, он должен знать и понимать стандарты вещания, принятые в средствах массовой информации, в которых он работает. Для спортивного директора знать правила соревнований не только желательно, но и необходимо. Хотя в практике спортивной журналистики нынешние режиссеры часто курируют сразу несколько видов спорта.
В практике современной спортивной журналистики, учитывая процессы универсализации профессии, журналист довольно часто сам берет на себя обязанности режиссера. Это можно назвать его необходимой профессиональной компетентностью.
Что касается директора, который отвечает за организацию и проведение прямых спортивных трансляций, то эту должность должен занимать самый опытный журналист редакции или СМИ, который досконально знаком не только с определенными видами спорта, но и имеет опыт работы в эфире на разных должностях, не говоря уже о профессиональном авторитете среди коллег.
Чаще всего должность оператора в спортивной журналистике занимают профессионалы, имеющие опыт как полевых съемок, так и работы в помещении либо павильоне. Работа со спортивными событиями с точки зрения конечного видеоотчета не отличается от работы оператора в другой тематике. Она также требует досконального знания технических возможностей оборудования, находящегося в руках специалиста, его характеристик, умения ориентироваться в ситуации как с точки зрения развития события, его драматургии, так и со стороны личных знаний.
Не лишним было бы, если бы оператор имел представление о том, какие планы, ракурсы, панорамы, объекты и лица требуются сопровождающему его корреспонденту для будущего аудиовизульного продукта. Такое понимание может быть приобретено либо в процессе совместной работы с журналистом (постоянство состава творческой группы - фактор, обеспечивающий успешное выполнение информационной задачи), либо в ходе краткого взаимного выяснения пристрастий друг друга.
О таких качествах, как острое целеустремленное, профессиональное зрение, мгновенная реакция на меняющиеся обстоятельства – съемки, общительность, психологическая устойчивость, наверное, и упоминать не стоит. Все они входят в психограмму тех специалистов, которые работают в области спортивной журналистики.
Все вышеперечисленные специальности, связанные с реализацией темы спорта в эфире электронных СМИ, так или иначе обеспечивают успешное создание АВП с заранее заданными форматными и жанровыми параметрами. Но они часто остаются за рамками, хотя роль каждого из них значительна. И в этой номенклатуре специализации спортивной журналистики особое место принадлежит ведущему спортивной программы.
Журналист, занимающий должность ведущего, должен четко понимать рамки отведенного ему как профессионалу формата конкретной единицы контента, в которой он становится «лицом программы». Вариантов в современной практике спортивного электронного вещания очень много: ведущий выпуска новостей, ведущий обзора, ведущий индивидуальной программы, ведущий индивидуального проекта, ведущий спортивной передачи, ведущий ток-шоу и т. д. Все зависит от формата, жанра, темы, периодичности, сроков и других внешних и внутренних характеристик той или иной АВП.
Кроме того, следует учитывать тенденцию развлекательного электронного вещания в последние годы. Это выражается в том, что появилась некоторая мода на спаривание ток-шоу. Такое формальное обстоятельство не является подавляющей монологической версией, но даже в тех случаях, когда речь идёт о монологе, драма телезрителя подразумевает создание полилога. Типичный пример-ток-шоу «Удар головой». Ведущий в этой ситуации, скорее, выступает в роли модератора, чем ведущего в традиционном журналистском смысле.
Совокупность профессиональных требований к личности журналиста, выступающего в эфире на столь ответственной должности, вряд ли будет сильно отличатся с точки зрения набора компетенций, навыков и характеристик, которые учитываются при отборе кандидатов на должность ведущего. Если не принимать во внимание внесудебные и непрофессиональные обстоятельства (личные связи, требования рекламодателей, интерес инвесторов), то, прежде всего, кандидат должен обладать следующими качествами:
-
эрудиция в спортивной тематике; -
умение последовательно вести диалог, полилог; -
психологическая устойчивость; -
мгновенная реакция на изменение как общей ситуации, так и ситуации общения; -
телевизионная внешность; -
правильная, четкая и грамотная речь; -
определенный тип личностного темперамента (скорее, сангвинический, и совершенно определенно – экстравертный тип личности).
Как видим, здесь важно как сочетание личностных, персонифицированных характеристик, так и наличие специфических профессиональных навыков.
И здесь я хотел бы обратить внимание начинающих сотрудников информационно-спортивного фронта на одно существенное обстоятельство их возможной работы в том или ином СМИ. Современный уровень технического обеспечения журналистской деятельности достаточно высок с точки зрения использования новых технологий (интернет, радиосвязь, страхование во время прямых трансляций с помощью текстового суфлера и др.). Однако если вы хотите стать лидером какой-либо спортивной программы, то вам придется полагаться в основном на собственные знания (желательно без какой-либо страховки в виде использования планшетов с предварительными записями или фиксированным сценарием). Ситуация с подглядыванием за ними, конечно, допустима и не является ошибкой, но с точки зрения доверия аудитории это выглядит не совсем правильно, так как ведущий должен производить впечатление уверенного и компетентного человека.
Спортивная журналистика охватывает многие аспекты человеческого спортивного соревнования и является неотъемлемой частью большинства журналистских продуктов, включая газеты, журналы, радио и телевизионные новостные передачи. Хотя некоторые критики не считают спортивную журналистику настоящей журналистикой, известность спорта в культуре оправдала внимание журналистов не только к соревновательным событиям спорта, но и к спортсменам и спортивному бизнесу.
Спортивная журналистика в Казахстане традиционно написана свободным, творческим и более уверенным тоном, чем традиционное журналистское письмо. Акцент на точности и лежащей в основе справедливости все ещё является частью спортивной журналистики. Точное описание статистических показателей спортсменов также является важной частью спортивной журналистики.
1.2 Этапы становления и векторы развития спортивной журналистики республики
Спорт – это один из инструментов, который может улучшить имидж любого государства, занимающего место на политической и географической карте мира. Тот факт, что гимн страны прозвучал во время победы спортсмена свидетельствует о высоком уровне его подготовки. Например, некоторые экономически и социально неблагополучные континенты стали известны всему миру своей культурой, традициями и историей благодаря чемпионату Мира по футболу 2010 года. Такие спортивные соревнования транслируются по всему миру через средства массовой информации. Российский исследователь Д. А. Тюленкова описывает спортивную журналистику как, «социально значимую деятельность по сбору обработке и оценке информации для её распространения через СМИ». Информация в журналистике везде и во все времена имеет одно и то же значение.
В настоящее время спорт приравнивается к бизнес-индустрии. Сегодня он имеет собственный механизм работы и путь к успеху, отвечающий требованиям рынка.
Спортивная журналистика – это своего рода исследовательская среда, взгляды, теории и опыт которой разнообразны.
Журналистика сейчас стала главным инструментом для коммуникации в современном мире. Пресса стремится объективно оповещать аудиторию о том, что происходит в обществе, стране и мире. Чтобы привлечь внимание к некоторым событиям, даются также редакционные комментарии к новостям. Газеты также играют очень важную роль в устранении нежелательных условий, существующих в обществе. Иногда газеты проводят кампании различных гражданских проектов и таким образом служат обществу.
Цель и функции журналистики. Существует около 8 важных функций журналистики – информировать, интерпретировать и обучать, направлять, развлекать. Подробная информация о каждом из них приведена ниже:
- Информация. Эта функция включает в себя все отчёты, новости и события, касающиеся повседневной жизни. Она не содержит никакой информации, связанной или касающейся с проведением досуга. Но эта фунция освещает все новости, касающиеся политики правительства, иностранных дел, погоды, чрезвычайных ситуации, коммерции, труда и образования. Материалы, выпускаемые в новостях, передаваемые по телевидению и радио, выпускаемые в колонках газет и журналов относятся к информационной функции.
- Интерпретация новостей. Необходимость в интерпретации и объяснении всех новостей в наше время важна. Современная журналистика следит за тем, чтобы наряду с объявлением факта, события или теории читатель или слушатель также получали объяснение, интерпретацию исходного материала. Все они направлены на то чтобы помочь человеку лучше понять то, что он читает или слышит.
- Развлечения. Наряду с более серьезными ролями в качестве поставщика информации, интерпретатора и создателя мнений, журналистика все больше подчеркивает свою развлекательную функцию. Туда могут быть включены все виды художественной литературы, такие как рассказы, журналы, комиксы, забавные аспекты повседневной жизни и т. д. Развлекательная функция также включает в себя фактический материал спортивных новостей, театральных обзоров и газетных колонок, которые касаются досуга. Данная функция прессы очень важна. Развлечение не только конкурирует за пространство и время с любой из функций, но и может оказывать косвенное влияние и передавать информацию попутно.
- Реклама. Эту функцию в прессе очень легко распознать, потому что она коммерчески ориентирована. Часто реклама несёт в себе определенный посыл, в них затрагиваются социальные проблемы, такие как планирование семьи, безопасное вождение на дорогах, здравоохранение и многое другое. Коммерчески ориентированная реклама стремится способствовать продаже своего товара.
Как правило, люди вынуждены полагаться на прессу в том, что касается основной доли их общей новостной информации, потому что даже телевизионные выпуски новостей не могут нести большую часть информации, и телезрители не смогли бы её усвоить, если бы они это сделали. Конечно, информация может быть написана и отредактирована таким наклонным образом, что она оказывает большее влияние, чем печатная редакция. Развлечение – это важнейшая функция журналистики, потому что она подобна магниту, который притягивает и удерживает большую аудиторию. Она играет жизненно важную роль в миллионных продажах газет и журналов. Спортивные страницы, комиксы, астрологические колонки, советы влюбленным и кроссворды – все это необходимо для выживания среднестатистической газеты как средства массовой информации.