Файл: Катионы i и ii аналитической группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ход занятия:

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ (АНАЛИТИКИ) Глава 1. ВВЕДЕНИЕ. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (АНАЛИТИКА) И ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ §1.1-1.5

РАЗДЕЛ II. КАЧЕСТВЕННЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Глава 7. ВВЕДЕНИЕ В КАЧЕСТВЕННЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ §7.1-7. 6

Глава 8. КАТИОНЫ ПЕРВОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ §8.1-8. 3

Глава 9. КАТИОНЫ ВТОРОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ §9.1-9. 3

Самостоятельная (внеаудиторная) работа№4

Лабораторно-практическое занятие №2

Ход занятия:

3. Глава 11. КАТИОНЫ ЧЕТВЁРТОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ § 11.1-11.3

Лабораторно-практическое занятие №3

Ход занятия:

2. Глава 12. КАТИОНЫ ПЯТОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ § 12.1-12.3

3. Глава 13. КАТИОНЫ ШЕСТОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ § 13.1-13.3

Ход занятия:

2. Глава 14. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ АНИОНОВ. АНИОНЫ ПЕРВОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ § 14.1-14.3

3. Глава 15. АНИОНЫ ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ АНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП § 15.1-15.3

Лабораторно-практическое занятие №6

Ход занятия:

2. Раздел III. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Глава 17. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ § 17.1-17.3

3. Глава 19. ХИМИЧЕСКИЕ ТИТРИМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА § 19.1-19.7

Лабораторно-практическое занятие №7

Ход занятия:

2. Решите упражнения и ситуационные задачи самостоятельно

1. Глава 20. КИСЛОТНО-ОСНОВНОЕ ТИТРОВАНИЕ §20.1-20.6

2. Оформление лабораторной работы .

Таблица растворимости кислот, солей, оснований

Мерная посуда

Критерии выставления оценок за лабораторно-практические занятия


Лабораторно-практическое занятие №1

Тема: Катионы I и II аналитической группы.

Цели: Изучение общих характеристик катионов первой аналитической группы согласно кислотно-основной классификации, их частных реакций, знакомство со свойствами катионов второй аналитической группы и их специфическими реакциями.

Оборудование: штатив с пробирками, пробиркодержатель, индикаторная бумага, фильтровальная бумага, дистиллированная вода, раздаточный материал, таблицы.

Реактивы: реактив Несслера, хлорид аммония, гексанитрокобальтат (III) натрия, хлорид калия, хлорид натрия, дигидроантимонат калия, нитрат серебра, иодид калия, бромид калия, нитрат свинца, дихромат калия.

Ход занятия:


  1. Инструктаж по технике безопасности

  2. Краткое изложение учебного материала.

  3. Самостоятельная работа студентов

(порядок оформления работы см. в Приложении1)


4 2 4
Определение катиона аммония NН4+ реактивом Несслера (смесь комплексной соли K2 [HgI4 ]+ KOH)

Дополните уравнение реакции в молекулярной и ионной форме:

NH4Cl + K2[HgI4] + KOH →

Проведите эксперимент: к 1 капле исследуемого раствора добавить 1-2 капли реактива Несслера. Что при этом происходит?

Опишите, какие еще способы обнаружения катиона аммония Вы знаете?

Удаление катионов аммония из пробы (Опишите, почему это необходимо делать?)

15-20 капель исследуемого раствора помещают в фарфоровую чашку и выпаривают досуха, а затем прокаливают до прекращения выделения «белого дыма». Какое уравнение химической реакции отражает этот процесс, напишите.

Охлаждают содержимое чашки и растворяют его в 8-10 каплях дистиллированной воды. После чего проверяют на полноту осаждения реактивом Несслера.
Определение катиона калия К+ (реакция с гексанитрокобальтатом (III) натрия Na3[Co(NO2)6]

Дополните уравнение реакции KCl + Na3[Co(NO2)6] →

Проведите эксперимент: в пробирку поместить 2-3 капли исследуемого раствора и столько же раствора Na3[Co(NO2)6]. Что наблюдаете?

Определение катиона натрия Na+ дигидроантимонатом калия KH2SbO4

Дополните уравнение реакции в молекулярной и ионной форме:

NaCl + KH2SbO4

Перечислите условия протекания данной реакции. Проведите эксперимент: к 5-6 каплям исследуемого раствора прибавить такой же объем раствора дигидроантимоната калия и потереть стенки пробирки стеклянной палочкой. Что наблюдаете?
Определение катиона Ag+ бромидом или йодидом калия (КВr или KI)

Допишите уравнения реакций:

AgNО3 + КВr→

AgNО3 + КI→

Проведите эксперимент: в две пробирки поместить по 2-3 капли раствора соли серебра, затем в одну пробирку добавить эквивалентное количество бромида калия, а в другую – иодида калия.

Опишите, что наблюдаем.

Определение катиона свинца Pb2+хроматом калия K2CrO4или дихроматом калия K2Cr2O7

Дополните уравнение реакции: Pb(NО3)2 + K2CrO4

Проведите эксперимент: в пробирку слить равные объемы реагентов. Что наблюдаете? Как еще можно доказать, что в исследуемом растворе именно катион свинца?


2 2 4
Определение катиона ртути Hg 2+хроматом калия K2CrO4

Дополните уравнение реакции Hg2(NO3)2 + K2CrO4

Напишите это уравнение в ионном виде. Опишите эксперимент. Что должны наблюдать? Какие тонкости существуют для данного определения?

По описанным опытам составить соответствующие уравнения реакций

  1. Домашнее задание:

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ (АНАЛИТИКИ) Глава 1. ВВЕДЕНИЕ. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (АНАЛИТИКА) И ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ §1.1-1.5

РАЗДЕЛ II. КАЧЕСТВЕННЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Глава 7. ВВЕДЕНИЕ В КАЧЕСТВЕННЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ §7.1-7. 6

Глава 8. КАТИОНЫ ПЕРВОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ §8.1-8. 3

Глава 9. КАТИОНЫ ВТОРОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ §9.1-9. 3

Самостоятельная (внеаудиторная) работа№4



Лабораторно-практическое занятие №2


Тема: Катионы III и IV аналитической группы. Анализ смеси катионов третьей аналитической группы.

Цели: Изучение общих характеристик катионов третьей аналитической группы согласно кислотно-основной классификации, их частных реакций, знакомство со свойствами катионов четвертой аналитической группы и их специфическими реакциями.

Оборудование: штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовка, спички, дистиллированная вода, реактивы, согласно методике проведения анализа, раздаточный материал, таблицы.

Ход занятия:


    1. Инструктаж по технике безопасности

    2. Краткое изложение учебного материала.

    3. Самостоятельная работа студентов

(порядок оформления работы см. в Приложении1)
Лабораторная работа будет проводиться аудиторно


2-
Перечислите особенности взаимодействия катионов III аналитической группы с групповым реагентом. Закончите реакции:


2-
Ва2++ SO42-

Са2++ SO42-

Sr2++ SO42--

Определение катиона аммония Ва2+ дихроматом калия

Дополните уравнение реакции в молекулярной и ионной форме: К2Cr2O7 + H2O

К2CrO4 + BaСl2

СН3СООNa + H+

Для чего необходимо добавлять ацетат натрия?


Проведите эксперимент: в пробирку 3 капли раствора соли бария, добавить 3 капли раствора дихромата калия и 5 капель раствора ацетата натрия, нагреть на водяной бане.

Что при этом происходит?

Опишите, какие еще способы обнаружения катиона бария Вы знаете?
Определение катиона кальция Са2+ оксалатом аммония

.Дополните уравнение реакции СаСl2 + (NH4)2C2O4

Напишите это уравнение в ионном виде.

Проведите эксперимент: налить 3 капли раствора соли кальция и добавить каплю раствора уксусной кислоты, затем прилить 3 капли раствора оксалата аммония и 1-2 капли раствора аммиака. Что наблюдаете? Перечислите, какие еще методы определения катиона кальция Вы знаете.
Определение катиона натрия Sr2+

Дополните уравнение реакции:

1) Sr(NO3)2 + СаSO4·2H2O →

Перечислите условия протекания данной реакции.

2) Sr(NO3)2 + (NH4)2C2O4

Перечислите условия протекания данной реакции.

По приведенным ниже данным определите:

  1. Какие соединения бария и кальция наименее растворимы?

  2. Из каких соединений наиболее полно удастся осадить данные катионы?

  3. Приведите последовательность изменения чувствительности реакций осаждения катионов бария и кальция.

ПР(BaSO4)=1,1·10-10 ПР(CaS O4) =2,5·10-5

ПР(BaCrO4)=1,2·10-10 ПР(CaCrO4) =2,3·10-2

ПР(BaCO3)=4·10-9 ПР(CaCO3) =3,8·10-9

ПР(BaC2O4) =1,1·10-7 ПР(CaC2O4) = 2,3·10-9

Опишите действие группового реактива на катионы четвертой аналитической группы. Дополните уравнения реакций:

AlCl3 + KOH →

Cr2(SO4)3 + KOH →

ZnCl2 + KOH

Перечислите способы определения катиона алюминия.
Дополните уравнения реакций, позволяющих определить катион хрома и кратко опишите эксперименты:

  1. CrСl3+ KОН →

KCrО2+ Н2О2+KОН→


  1. CrСl3+ КМnO4+ Н2О→

  2. CrCl3+ 3NH4OH→

  3. Cr(ОН)3+ NаОН→

Перечислите способы определения катиона цинка.
Закончите уравнение реакции и опишите эффект, который должны наблюдать при проведении эксперимента:

  1. ZnCl2 + 2NH4OH →

Zn(ОН)2 + 4NH4OH→

  1. 2ZnCl2 + 2Nа2СО3 2О→

  2. ZnCl2 + Н2S→



  1. Домашнее задание:

1. Письменно ответить на задания

2. Глава 10. КАТИОНЫ ТРЕТЬЕЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ § 10.1-10.3