ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 8. КАТИОНЫ ПЕРВОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ §8.1-8. 3
Глава 9. КАТИОНЫ ВТОРОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ §9.1-9. 3
Самостоятельная (внеаудиторная) работа№4
Лабораторно-практическое занятие №2
3. Глава 11. КАТИОНЫ ЧЕТВЁРТОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ § 11.1-11.3
Лабораторно-практическое занятие №3
2. Глава 12. КАТИОНЫ ПЯТОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ § 12.1-12.3
3. Глава 13. КАТИОНЫ ШЕСТОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ § 13.1-13.3
2. Глава 14. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ АНИОНОВ. АНИОНЫ ПЕРВОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ § 14.1-14.3
3. Глава 15. АНИОНЫ ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ АНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП § 15.1-15.3
Лабораторно-практическое занятие №6
2. Раздел III. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Глава 17. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ § 17.1-17.3
3. Глава 19. ХИМИЧЕСКИЕ ТИТРИМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА § 19.1-19.7
Лабораторно-практическое занятие №7
2. Решите упражнения и ситуационные задачи самостоятельно
1. Глава 20. КИСЛОТНО-ОСНОВНОЕ ТИТРОВАНИЕ §20.1-20.6
2. Оформление лабораторной работы .
Таблица растворимости кислот, солей, оснований
Критерии выставления оценок за лабораторно-практические занятия
Лабораторно-практическое занятие №1
Тема: Катионы I и II аналитической группы.
Цели: Изучение общих характеристик катионов первой аналитической группы согласно кислотно-основной классификации, их частных реакций, знакомство со свойствами катионов второй аналитической группы и их специфическими реакциями.
Оборудование: штатив с пробирками, пробиркодержатель, индикаторная бумага, фильтровальная бумага, дистиллированная вода, раздаточный материал, таблицы.
Реактивы: реактив Несслера, хлорид аммония, гексанитрокобальтат (III) натрия, хлорид калия, хлорид натрия, дигидроантимонат калия, нитрат серебра, иодид калия, бромид калия, нитрат свинца, дихромат калия.
Ход занятия:
-
Инструктаж по технике безопасности -
Краткое изложение учебного материала. -
Самостоятельная работа студентов
(порядок оформления работы см. в Приложении1)
4 2 4
Определение катиона аммония NН4+ реактивом Несслера (смесь комплексной соли K2 [HgI4 ]+ KOH)
Дополните уравнение реакции в молекулярной и ионной форме:
NH4Cl + K2[HgI4] + KOH →
Проведите эксперимент: к 1 капле исследуемого раствора добавить 1-2 капли реактива Несслера. Что при этом происходит?
Опишите, какие еще способы обнаружения катиона аммония Вы знаете?
Удаление катионов аммония из пробы (Опишите, почему это необходимо делать?)
15-20 капель исследуемого раствора помещают в фарфоровую чашку и выпаривают досуха, а затем прокаливают до прекращения выделения «белого дыма». Какое уравнение химической реакции отражает этот процесс, напишите.
Охлаждают содержимое чашки и растворяют его в 8-10 каплях дистиллированной воды. После чего проверяют на полноту осаждения реактивом Несслера.
Определение катиона калия К+ (реакция с гексанитрокобальтатом (III) натрия Na3[Co(NO2)6]
Дополните уравнение реакции KCl + Na3[Co(NO2)6] →
Проведите эксперимент: в пробирку поместить 2-3 капли исследуемого раствора и столько же раствора Na3[Co(NO2)6]. Что наблюдаете?
Определение катиона натрия Na+ дигидроантимонатом калия KH2SbO4
Дополните уравнение реакции в молекулярной и ионной форме:
NaCl + KH2SbO4→
Перечислите условия протекания данной реакции. Проведите эксперимент: к 5-6 каплям исследуемого раствора прибавить такой же объем раствора дигидроантимоната калия и потереть стенки пробирки стеклянной палочкой. Что наблюдаете?
Определение катиона Ag+ бромидом или йодидом калия (КВr или KI)
Допишите уравнения реакций:
AgNО3 + КВr→
AgNО3 + КI→
Проведите эксперимент: в две пробирки поместить по 2-3 капли раствора соли серебра, затем в одну пробирку добавить эквивалентное количество бромида калия, а в другую – иодида калия.
Опишите, что наблюдаем.
Определение катиона свинца Pb2+хроматом калия K2CrO4или дихроматом калия K2Cr2O7
Дополните уравнение реакции: Pb(NО3)2 + K2CrO4 →
Проведите эксперимент: в пробирку слить равные объемы реагентов. Что наблюдаете? Как еще можно доказать, что в исследуемом растворе именно катион свинца?
2 2 4
Определение катиона ртути Hg 2+хроматом калия K2CrO4
Дополните уравнение реакции Hg2(NO3)2 + K2CrO4→
Напишите это уравнение в ионном виде. Опишите эксперимент. Что должны наблюдать? Какие тонкости существуют для данного определения?
По описанным опытам составить соответствующие уравнения реакций
-
Домашнее задание:
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ (АНАЛИТИКИ) Глава 1. ВВЕДЕНИЕ. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (АНАЛИТИКА) И ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ §1.1-1.5
РАЗДЕЛ II. КАЧЕСТВЕННЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Глава 7. ВВЕДЕНИЕ В КАЧЕСТВЕННЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ §7.1-7. 6
Глава 8. КАТИОНЫ ПЕРВОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ §8.1-8. 3
Глава 9. КАТИОНЫ ВТОРОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ §9.1-9. 3
Самостоятельная (внеаудиторная) работа№4
Лабораторно-практическое занятие №2
Тема: Катионы III и IV аналитической группы. Анализ смеси катионов третьей аналитической группы.
Цели: Изучение общих характеристик катионов третьей аналитической группы согласно кислотно-основной классификации, их частных реакций, знакомство со свойствами катионов четвертой аналитической группы и их специфическими реакциями.
Оборудование: штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовка, спички, дистиллированная вода, реактивы, согласно методике проведения анализа, раздаточный материал, таблицы.
Ход занятия:
-
Инструктаж по технике безопасности -
Краткое изложение учебного материала. -
Самостоятельная работа студентов
(порядок оформления работы см. в Приложении1)
Лабораторная работа будет проводиться аудиторно
2-
Перечислите особенности взаимодействия катионов III аналитической группы с групповым реагентом. Закончите реакции:
2-
Ва2++ SO42-→
Са2++ SO42- →
Sr2++ SO42--→
Определение катиона аммония Ва2+ дихроматом калия
Дополните уравнение реакции в молекулярной и ионной форме: К2Cr2O7 + H2O →
К2CrO4 + BaСl2 →
СН3СООNa + H+→
Для чего необходимо добавлять ацетат натрия?
Проведите эксперимент: в пробирку 3 капли раствора соли бария, добавить 3 капли раствора дихромата калия и 5 капель раствора ацетата натрия, нагреть на водяной бане.
Что при этом происходит?
Опишите, какие еще способы обнаружения катиона бария Вы знаете?
Определение катиона кальция Са2+ оксалатом аммония
.Дополните уравнение реакции СаСl2 + (NH4)2C2O4→
Напишите это уравнение в ионном виде.
Проведите эксперимент: налить 3 капли раствора соли кальция и добавить каплю раствора уксусной кислоты, затем прилить 3 капли раствора оксалата аммония и 1-2 капли раствора аммиака. Что наблюдаете? Перечислите, какие еще методы определения катиона кальция Вы знаете.
Определение катиона натрия Sr2+
Дополните уравнение реакции:
1) Sr(NO3)2 + СаSO4·2H2O →
Перечислите условия протекания данной реакции.
2) Sr(NO3)2 + (NH4)2C2O4→
Перечислите условия протекания данной реакции.
По приведенным ниже данным определите:
-
Какие соединения бария и кальция наименее растворимы? -
Из каких соединений наиболее полно удастся осадить данные катионы? -
Приведите последовательность изменения чувствительности реакций осаждения катионов бария и кальция.
ПР(BaSO4)=1,1·10-10 ПР(CaS O4) =2,5·10-5
ПР(BaCrO4)=1,2·10-10 ПР(CaCrO4) =2,3·10-2
ПР(BaCO3)=4·10-9 ПР(CaCO3) =3,8·10-9
ПР(BaC2O4) =1,1·10-7 ПР(CaC2O4) = 2,3·10-9
Опишите действие группового реактива на катионы четвертой аналитической группы. Дополните уравнения реакций:
AlCl3 + KOH →
Cr2(SO4)3 + KOH →
ZnCl2 + KOH →
Перечислите способы определения катиона алюминия.
Дополните уравнения реакций, позволяющих определить катион хрома и кратко опишите эксперименты:
-
CrСl3+ KОН →
KCrО2+ Н2О2+KОН→
-
CrСl3+ КМnO4+ Н2О→ -
CrCl3+ 3NH4OH→ -
Cr(ОН)3+ NаОН→
Перечислите способы определения катиона цинка.
Закончите уравнение реакции и опишите эффект, который должны наблюдать при проведении эксперимента:
-
ZnCl2 + 2NH4OH →
Zn(ОН)2 + 4NH4OH→
-
2ZnCl2 + 2Nа2СО3 +Н2О→ -
ZnCl2 + Н2S→
-
Домашнее задание:
1. Письменно ответить на задания
2. Глава 10. КАТИОНЫ ТРЕТЬЕЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ § 10.1-10.3