ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 8. КАТИОНЫ ПЕРВОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ §8.1-8. 3
Глава 9. КАТИОНЫ ВТОРОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ §9.1-9. 3
Самостоятельная (внеаудиторная) работа№4
Лабораторно-практическое занятие №2
3. Глава 11. КАТИОНЫ ЧЕТВЁРТОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ § 11.1-11.3
Лабораторно-практическое занятие №3
2. Глава 12. КАТИОНЫ ПЯТОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ § 12.1-12.3
3. Глава 13. КАТИОНЫ ШЕСТОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ § 13.1-13.3
2. Глава 14. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ АНИОНОВ. АНИОНЫ ПЕРВОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ § 14.1-14.3
3. Глава 15. АНИОНЫ ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ АНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП § 15.1-15.3
Лабораторно-практическое занятие №6
2. Раздел III. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Глава 17. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ § 17.1-17.3
3. Глава 19. ХИМИЧЕСКИЕ ТИТРИМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА § 19.1-19.7
Лабораторно-практическое занятие №7
2. Решите упражнения и ситуационные задачи самостоятельно
1. Глава 20. КИСЛОТНО-ОСНОВНОЕ ТИТРОВАНИЕ §20.1-20.6
2. Оформление лабораторной работы .
Таблица растворимости кислот, солей, оснований
Критерии выставления оценок за лабораторно-практические занятия
3. Глава 11. КАТИОНЫ ЧЕТВЁРТОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ § 11.1-11.3
Самостоятельная (внеаудиторная) работа№5
Лабораторно-практическое занятие №3
Тема: Качественные реакции на катионы V и VI групп. Анализ смеси катионов V аналитической группы.
Цели: Изучение общих характеристик катионов пятой аналитической группы согласно кислотно-основной классификации, их частных реакций, знакомство со свойствами катионов шестой аналитической группы и их специфическими реакциями, проработка алгоритма анализа смеси катионов V аналитической группы.
Оборудование: штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовка, спички, дистиллированная вода, раздаточный материал, таблицы.
Реактивы: хлорид железа (II), хлорид железа (III), хлорид марганца, хлорид магния, гидроксид калия, раствор серной кислоты, азотной кислоты, роданид аммония.
Ход занятия:
-
Инструктаж по технике безопасности -
Краткое изложение учебного материала. -
Самостоятельная работа студентов
(порядок оформления работы см. в Приложении 1)
Действие группового реактива на катионы пятой аналитической группы: в четыре пробирки поместить по 5 капель раствора соответствующей соли катионов Fe2+; Fe3+; Mg2+; Mn2+. Добавить по 5 капель гидроксида калия КОН, перемешать стеклянной палочкой.
Опишите наблюдаемый эффект и дополните уравнения реакции:
FeCl2 + NaOH =
FeCl3 + NaOH =
MnCl2 + NaOH =
MgCl2 + NaOH =
Реакции катиона Fe2+
Перечислить все изученные частные реакции на катион Fe2+. Провести эксперимент: Окисление катиона железа Fe2+ до Fe3+.
Необходимо взять 3-4 капли раствора соли железа (II) и прибавить 3 капли 2н. раствора серной кислоты и 2-3 капли 32% раствора азотной кислоты, смесь нагреть. Что наблюдается при нагревании?
Реакции катиона Fe3+
Открытие катиона железа роданидом аммония NH4 SСN. Налить в пробирку 2-3 капли
раствора соли Fe3+, прибавить 4 капли воды и две капли насыщенного раствора роданида аммония. Опишите наблюдаемый эффект и уравнение реакции.
Лабораторная работа будет проводиться аудиторно
Закончить уравнение реакции:
MnSO4 + PbO2 + HNO3 →
Какие еще частные реакции на катион Mn2+Вы знаете?
Заполните таблицу:
Катион VI группы | Реагент | Уравнение реакции | Наблюдаемый эффект |
Сu2+ | Иодид калия | 2Сu2+ + 4 I- → 2СuI↓+ I2 | Суспензия бурого цвета |
| | | |
| | | |
Cd2+ | | | |
| | | |
Hg2+ | | | |
| | | |
Со2+ | | | |
| | | |
Ni2+ | | | |
4.Домашнее задание:
1. Письменно ответить на задания
2. Глава 12. КАТИОНЫ ПЯТОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ § 12.1-12.3
3. Глава 13. КАТИОНЫ ШЕСТОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ § 13.1-13.3
4. Самостоятельная (внеаудиторная) работа № 6
Лабораторно-практическое занятие №4
Тема: Анализ смеси анионов I – III аналитических групп.
Цели: Закрепление знаний, полученных при изучении общих характеристик анионов, составление алгоритма открытия анионов в анализируемой пробе.
Оборудование: раздаточный материал, таблицы.
Ход занятия:
-
Инструктаж по технике безопасности -
Краткое изложение учебного материала. -
Самостоятельная работа студентов
(порядок оформления работы см. в Приложении1)
В качестве вспомогательного материала используйте приложение 4.
Используя теоретический материал, приведенный выше составить блок-схему исследования раствора на присутствие анионов. По возможности проиллюстрировать уравнениями реакций (можно в ионной форме) и указать наблюдаемый эффект.
4.Домашнее задание:
1. Письменно ответить на задания
2. Глава 14. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ АНИОНОВ. АНИОНЫ ПЕРВОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ § 14.1-14.3
3. Глава 15. АНИОНЫ ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ АНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП § 15.1-15.3
Лабораторно-практическое занятие №6
Тема: Работа с мерной посудой, аналитическими весами. Упражнения в расчетах по титриметрическому методу.
Цели: Ознакомить студентов с основными видами химического оборудования и посуды, используемыми в количественном анализе, освоить их область использования, принцип и технику работы, отработать умения производить расчеты в титриметрическом методе анализа.
Оборудование:
раздаточный материал, таблицы.
Ход занятия:
-
Инструктаж по технике безопасности -
Краткое изложение учебного материала. -
Самостоятельная работа студентов:
1. Ознакомьтесь с примерами задач и расчетов в объемном анализе
-
Какова масса двухводного кристаллогидрата щавелевой кислоты, необходимая для приготовления 200 мл раствора с молярной концентрацией эквивалента 0,1500 моль/л? Каков титр этого раствора?
Решение:
1) М (Н2С2О4 · 2Н2О) = 126,07 г/моль
2) Z = 2, 1/z = ½ = 0,5
3) m(Н2С2О4 · 2Н2О) = C(½Н2С2О4 · 2Н2О) · M(½Н2С2О4 · 2Н2О) ·V(Н2С2О4)
m (Н2С2О4 · 2Н2О) = 0,1500 моль/л · ½ · 126 г/моль · 0,2 л = 1,8900 г.
4) Т(Н2С2О4 · 2Н2О) = m (Н2С2О4 · 2Н2О) / V (Н2С2О4)
Т (Н2С2О4 · 2Н2О) = 1,8900 г/200 мл = 0,009450г/мл
Ответ: m (Н2С2О4 · 2Н2О) = 1,8900 г,
Т (Н2С2О4 · 2Н2О) = 0,009450 г/мл.
-
Каковы титр и нормальная концентрация раствора серной кислоты, если на титрование 15,0 мл его затрачено 13,7 мл титрованного раствора гидроксида калия с молярной концентрацией 0,1304 моль/л?
Решение:
1) H2SO4 + 2KOH → K2SO4 + 2H2O
Z (H2SO4) = 2, 1/z = ½ = 0,5
Z (KOH) = 1
По закону эквивалентов:
V (H2SO4) / V (KOH) = C(KOH) / C (½H2SO4)
C (½H2SO4) = 0, 1304 моль/л · 13, 7 мл / 15, 0 мл = 0, 1191 моль/л
2) Т (H2SO4) = С (½H2SO4) · М (½H2SO4) / 1000,
М (½H2SO4) = ½ · 98,078 = 49,039 г/моль
Т(H2SO4) = 0,1191 моль / л · 49,03 г/моль/1000 мл = 0,005836 г/мл
Ответ: C (½H2SO4) = 0,1191 моль/л,
Т(H2SO4 )= 0,005836 г/мл
-
Из навески 0,6172гиодидакалияприготовили 100 мл раствора. На титрование 15,0 мл этого раствора затрачено 25,0 мл раствора нитрата серебра, молярная концентрация которого равна 0,0204 моль/л. Вычислите массовую долю иода в иодиде калия по результатам титрования и теоретическую (для сравнения).
Решение:
KI + AgNO3 → AgI + KNO3
1) T(AgNO3/I-) = C(AgNO3) · M(I-)/1000
T(AgNO3/I-) = 0,0204 моль/л · 127 г/моль /1000 мл = 0,002591 г/мл
2) m(I-) = T(AgNO3/I-) · V(AgNO3) · V1 (KI)/V2 (KI)
m(I-) = 0,002591 г/мл · 25 мл · 100 мл / 15 мл = 0,4318 г.
3) W(I-) = m(I-) / m (KI)
по результатам титрования:
W(I-)прак. = 0,4318 г / 0,6172 г = 0,6996 или 69,96 %
W(I-)теор. = М (I-) / М (KI)
W(I-)теор. = 127 г/моль / 166 г/моль = 0,7651 или 76,51 %
Ответ: W(I-)прак. = 0,6996 или 69,96%, W(I-)теор. = 0,7651 или 76,51%
2. Решите задачи самостоятельно:
А. Какова молярная концентрация раствора хлорида натрия, если для приготовления 500 мл раствора была взята на аналитических весах навеска 0,5850 г NaCl х.ч.? Каков титр этого раствора? Какова нормальная концентрация этого раствора?
Б. Какова масса сульфата меди в 2,5 л раствора с молярной концентрацией эквивалента 0,25 моль/л? Вычислите для безводной соли и пятиводного кристаллогидрата.
В. Каковы титр и молярная концентрация эквивалента раствора нитрита натрия, если при титровании его в кислой среде на 10,0 мл раствора нитрита натрия затрачено 12,5 мл раствора перманганата калия, молярная концентрация эквивалента которого равна 0,0800 моль/л? При титровании протекает реакция:
5NO2- + 2MnO4- + 6H+ → 5NO3- + 2Mn2+ + 3H2O
4.Домашнее задание:
1. Письменно решить задачи