ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая программа по русскому языку
УМК для 8 класса:
-
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018г. -
Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.
Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко и другие.
Русский язык. Дидактические материалы. 8 класс
-
Тростенцова Л. А., Запорожец А. И. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: Пособие для учителей и методистов.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка в 8 классе согласно учебному плану
МОБУ «СОШ № 172» 2022-2023 учебный год выделяется 102 часа, в неделю – 3 часа, из них на развитие речи – 18 часов, контрольные диктанты - 5 часов.
Основные результаты образования
Результатом освоения программы являются предметные знания и умения, метапредметные и личностные универсальные учебные действия, которые представлены в обобщенном виде:
Предметные знания:
-
Иметь представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о роли родного языка в жизни человека и общества; -
Понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; -
Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; -
Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; -
Овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; -
Распознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; -
Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использование выразительных средств языка; -
Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; -
Осознание эстетической функции родного языка.
Предметные умения:
-
Уметь опознавать и анализировать основные единиц языка, грамматические категории языка, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; -
Уметь употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения; -
Уметь выполнять различные виды анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры; -
Уметь использовать нормы речевого этикета в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; -
Уметь проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности; -
Уметь использовать выразительные средства языка; -
Уметь оценивать эстетическую эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Метапредметные УУД:
-
Познавательные:
-
владение всеми видами речевой деятельности -
понимание информации, владение разными видами чтения; -
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; -
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; -
адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; -
способность извлекать информацию из различных источников; -
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -
овладение приемами отбора и систематизации материала; -
пользоваться словарями, справочниками; -
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
-
Коммуникативные:
-
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности; -
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; -
высказывать и обосновывать свою точку зрения; -
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; -
умение создавать устные и письменные тексты разных типов; -
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; -
способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; -
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; -
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; -
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -
взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения; -
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
-
Регулятивные:
-
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; -
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; -
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; -
принимать решение в проблемной ситуации.
Личностные УУД:
-
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; -
Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; -
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Содержание курса
| | |
Раздел | Модуль воспитательной программы Школьный урок | |
Функции русского языка в современном мире. | День Знаний | 1 |
Повторение изученного. Фонетика и графика. Орфография. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. | Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. олимпиады | 5+2 |
Синтаксис, пунктуация, культура речи. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании. | Всемирный день приветствий. Урок – общения. Проект | 7+1 |
Простое предложение . Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.. | Урок – сочинение «День ручного письма». | 2+1 |
Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее.Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым | День Российской науки. | 6+2 |
Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство. Основные виды обстоятельства. | Лингвистическая игра «Русский язык без границ» | 6+2 |
Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений. Предложения с главным членом - сказуемым: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные. Предложения с главным членом - подлежащим. Назывные предложения. | Урок «Воссоединения России и Крыма». | 9+2 |
Простое осложненное предложение Понятие об осложненном предложении. | Уроки здоровья и пропаганды ЗОЖ. | 1 |
Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | Урок исследование «Космос — это мы». Экологический урок «За страницами учебников». | 12+2 |
Предложения с обособленными членами. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. | Урок Мужества «День Защитника Отечества». | 18+2 |
Слова грамматически не связанные с членами предложения. Обращение Обращение и знаки препинания при нём. | - Конкурс чтецов «Художественное слово» - Урок проектной деятельности. - Международный день книгодарения. Библиографический урок | 4 |
Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. | День славянской письменности и культуры. | 5+2 |
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них. | День ручного письма. | 6+1 |
Повторение изученного в 8 классе. | Игра-викторина «Этимологическая археология» | 5+1 |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1. | Функции русского языка в современном мире. | 1 | | |
| Повторение изученного в 7 классе. | 5+2 | | |
2. | Пунктуация. Орфография. | 1 | | |
3. | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | | |
4. | Буквы н и нн в суффиксах | 1 | | |
5. | Буквы Н и НН в суффиксах | 1 | | |
6 | Слитное и раздельно написание не с различными частями речи | 1 | | |
7 | Р.р. Изложение «Проза жизни» | 1 | | |
8. | Р.р. Сочинение в форме письма | 1 | | |
| Синтаксис и пунктуация. Культура речи | 7+1 | | |
9. | Основные единицы синтаксиса. | 1 | | |
10. | Текст как единица синтаксиса | 1 | | |
11. | Предложение как единица синтаксиса. | 1 | ||
12. | Р.р. Сжатое изложение «Страна за Онегой» | 1 | | |
13. | Словосочетание как единица синтаксиса | 1 | | |
14. | Виды словосочетаний | 1 | | |
15. | Связь слов в словосочетании | 1 | | |
16. | Синтаксический разбор словосочетаний | 1 | | |
| Предложение. Простое предложение. | 2+1 | | |
17. | Грамматическая основа предложения | 1 | | |
18. | Порядок слов в предложении. Логическое ударение. | 1 | | |
19. | Р.р. Описание памятника культуры. | 1 | | |
| Двусоставные предложения. Главные члены предложения | 6+2 | | |
20. | Подлежащее. Способы выражения подлежащего. | 1 | | |
21 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 1 | | |
22. | Рр Сочинение «Чудный собор» | 1 | | |
23. | Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое. | 1 | | |
24. | Составное именное сказуемое. | 1 | | |
25. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | | |
26. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
27 | Рр Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | | |
| Второстепенные члены предложения. | 6+2 | | |
28. | Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. | 1 | | |
29. | Определение. Согласованное и несогласованное определение. | 1 | | |
30. | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | 1 | | |
31. | Р.р. Изложение | 1 | | |
32. | Обстоятельство. | 1 | | |
33. | Основные виды обстоятельств | 1 | | |
34. | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 | | |
35. | Р.р. Характеристика человека | 1 | | |
| Односоставные предложения. | 9+2 | | |
36. | Главный член односоставного предложения. | 1 | | |
37. | Назывные предложения | 1 | | |
38. | Односоставные предложения с главным членом – сказуемым. Определенно-личные предложения. | 1 | | |
39. | Неопределенно-личные предложения. | 1 | | |
40. | Безличные предложения | 1 | | |
41. | Рр Сочинение –рассуждение «Слово делом крепи» | 1 | | |
42. | Систематизация и обобщение знаний по теме «Односоставные предложения». | 1 | | |
43. | Рр Изложение с творческим заданием «Мещерский край» | 1 | .. | |
44 | Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях. | 1 | | |
45. | Контрольный диктант с грамматическими заданиями. | 1 | | |
46 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | | |
| Простое осложненное предложение | 1 | | |
47. | Понятие об осложненном предложении | 1 | | |
| Однородные члены предложения. | 12+2 | | |
48. | Понятие об однородных членах предложения. | 1 | | |
49. | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них. | 1 | | |
50. | Рр Изложение, основанное на сравнительной характеристике. | 1 | | |
51. | Однородные и неоднородные определения | 1 | | |
52. | Сочинительные союзы при однородных членах. | 1 | | |
53. | Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Соединительные союзы при однородных членах. | 1 | | |
54. | Пунктуация при однородных членах, связанных противительными союзами. | 1 | | |
55. | Пунктуация при однородных членах, связанных разделительными, повторяющимися и двойными союзами. | 1 | | |
56. | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | | |
57. | Синтаксический и пунктуационный разбор | 1 | | |
58 | Р.р. Сочинение, основанное на сравнительной характеристике – описании. | 1 | | |
59 | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» | 1 | | |
60. | Контрольный диктант с грамматическими заданиями | 1 | | |
61. | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | | |
| Предложения с обособленными членами. | 18+2 | | |
62. | Понятие об обособленности. | 1 | | |
63. | Обособление согласованных определений и приложений, стоящих после определяемого слова. | 1 | | |
64. | Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению. | 1 | | |
65. | Обособление согласованных определений и приложений, имеющих добавочное обстоятельственное значение. | 1 | | |
66. | Обособление одиночных приложений, стоящих после определяемого слова- имени собственного. | 1 | | |
67. | Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему | 1 | | |
68. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения». | 1 | | |
69. | Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. | 1 | | |
70. | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | 1 | | |
71. | Обобщение по теме «Обособленные обстоятельства». | 1 | | |
72. | Р.р. Изложение с элементами сочинения | 1 | | |
73. | Обособление уточняющих обстоятельств места и времени. | 1 | | |
74. | Обособление уточняющих членов, присоединяемых при помощи союзов и других слов. | 1 | | |
75-76. | Обособление уточняющих дополнений с производными предлогами | 2 | | |
77. | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | 1 | | |
78 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 1 | | |
79. | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | | |
80. | Контрольный диктант с грамматическими заданиями. | 1 | | |
81. | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | | |
| Слова, грамматически е связанные с членами предложения | | | |
| Обращение. | 4 | | |
82. | Назначение обращения | 1 | | |
83. | Распространенные обращения | 1 | | |
84. | Знаки препинания при обращении | 1 | | |
85. | Употребление обращений | 1 | | |
| Вводные слова и вставные конструкции. | 5+2 | | |
86. | Понятие о вводных словах, их группы по значению. | 1 | | |
87. | Вводные слова в предложении. Знаки препинания при них. | 1 | | |
88. | Роль вводных слов в построении текста. Вводные предложения. | 1 | | |
89. | Рр Составление текста с вводными словами и вводными предложениями | 1 | | |
90. | Вставные слова, сочетания м предложения | 1 | | |
91- | Междометия и слова – предложения «да» и «нет». | 1 | | |
92. | Рр Моделирование публичного выступления с использованием вставных конструкций | 1 | | |
| Чужая речь | 6+1 | | |
93. | Прямая и косвенная речь. | 1 | | |
94. | Знаки препинания в предложениях с прямой речью до и после слов автора. | 1 | | |
95. | Диалог. | 1 | | |
96. | Предложения с косвенной речью. | 1 | | |
97. | Р.р. Сжатое изложение по упр.418 | 1 | | |
98. | Цитаты и знаки препинания при них. | 1 | | |
99. | Обобщающий урок по теме «Чужая речь» | 1 | | |
| Повторение и систематизация изученного в 8 классе | 5+1 | | |
100. | Рр Изложение «Ростов Великий» | 1 | | |
101. | Синтаксис и орфография | 1 | | |
102 | Синтаксис и орфография. | 1 | | |