Файл: Лекция тема 8 бюджетноналоговая (фискальная) и денежнокредитная (монетарная) и политики государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако сам по себе бюджетный дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики страны, и бездефицитный бюджет еще не означает экономического благополучия. Поскольку макроэкономическое равновесие может достигаться при разном состоянии бюджета, то бюджетный дефицит (до определенных пределов) не опасен.

Сегодня большинство экономистов исходят из того, что в период спадов вполне правомерен весьма значительный бюджетный дефицит, а небольшой бюджетный дефицит может существовать и длительное время. Проблемой становится продолжительный и значительный бюджетный дефицит, следствием которого может стать инфляция. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 3–3,5% ВНП.

Бюджетная несбалансированность может быть полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства.

Характер бюджетного сальдо (дефицит или излишек) зависит от состояния экономики в целом. При данном объеме государственных расходов и данной ставке налогообложения бюджетное сальдо определяется уровнем объема производства (доходов). Чем больше объем производства и уровень доходов, тем выше налоговые поступления.

Правительственные расходы (G) не зависят от уровня ВНП, тогда как налоги (Т) пропорциональны ВНП. Таким образом, при низком ВНП будет наблюдаться дефицит, при высоком ВНП – бюджетный излишек (см. рис.1.).

Однако государственные расходы и налоги сами могут влиять на совокупный спрос и на объем ВНП.



Рис. 1. Дефицит и избыток (профицит) государственного бюджета

Рост государственных расходов повлечет за собой расширение совокупного спроса, объема производства, доходов, что увеличит поступление налогов, в результате чего бюджетный дефицит может сократиться. Аналогично, состояние бюджета может улучшиться и при снижении налогов, поскольку такое снижение вызовет рост совокупного спроса, объема производства, доходов, а, следовательно, и налоговых поступлений.

При данной величине бюджетного дефицита его воздействие на экономику зависит от методов финансирования. Государственные расходы, не имеющие под собой доходной базы, могут финансироваться за счет: эмиссии, увеличения количества денег в обращении
; займов в Центральном банке; займов в частном секторе, осуществляемых путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг.

Первые два способа финансирования бюджетного дефицита носят инфляционный характер, т.е. ведут к росту цен, третий способ считается безинфляционным, но он порождает "эффект вытеснения". Суть последнего состоит в том, что, увеличивая займы в частном секторе, правительство содействует повышению процентных ставок, что ведет к последующему снижению инвестиционного спроса. Таким образом, правительственные расходы, как правило, носящие непроизводительный характер, "вытесняют" частные инвестиции в производство, что отрицательно сказывается на темпах экономического роста.

Государственное заимствование осуществляется путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг (ГЦБ). ГЦБ выпускаются на определенный срок и предусматривают выплату дохода по ним (процента).

Государственный заем существенно отличается от частного кредита. Частный кредит используется, как правило, для целей производственного назначения, и выплата процентов по такому кредиту производится за счет прироста дохода. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, не связан в преобладающей своей части с производственной деятельностью. Государство погашает свою задолженность и выплачивает проценты по обязательствам за счет налогов. Устойчивый бюджетный дефицит, финансируемый за счет займов, приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг – это сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам; он представляет собой сумму бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков. Поскольку для большинства стран рыночной экономики типичен бюджетный дефицит, постольку и государственный долг существует практически во всех странах.

С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг – это долг государства резидентам страны. Государственный внешний долг – это общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний долг возникает при заимствовании денежных средств за рубежом. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные экономические организации (Мировой банк, МВФ и др.). Бремя внешнего долга отличается от бремени внутреннего долга.

Внутренний долг – это отношение между гражданами данной страны, при его возврате нет прямой потери товаров и услуг.



Внешний же долг погашается фактически путем передачи товаров другой стране. Для того чтобы рассчитаться по внешнему долгу, страна должна экспортировать товары и получаемую экспортную выручку направлять не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни.
3. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства
Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной или бюджетно-налоговой политикой. После Второй мировой войны фискальная политика, опирающаяся на использование государственного бюджета, стала основным средством регулирования экономики в целях обеспечения экономического роста, достижения полной занятости, сдерживания инфляции и др.

Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Изменение правительственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе и через него влияет на всю экономику.

Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства, доходов и занятости.

Рост правительственных расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, доходы увеличиваются, безработица сокращается. При этом государственные закупки, непосредственно присоединяясь к потребительским и инвестиционным расходам, оказывают и по величине, и по направленности такое же влияние на экономику, что и инвестиции. Что касается трансфертных платежей, то они, участвуя в формировании личных доходов, отражаются на потребительских расходах.

Что касается налогов, то направленность их воздействия на величину национального производства и дохода прямо противоположна воздействию государственных расходов.

Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление, являющееся элементом совокупного спроса. Расширение совокупного спроса в результате увеличения потребления стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы. Со временем, однако, когда безработица достигает своего естественного уровня, рост совокупного спроса в результате снижения налогов приведет к повышению цен.

Рост налогов оказывает обратное действие: сокращение располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса и соответственно уменьшение ВНП, доходов и рост безработицы .


Изменения в налогах и государственных расходах, следовательно и состояние бюджета, могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений) на основе изменения экономической ситуации в стране, либо в результате целенаправленных мероприятийзаконодательной или исполнительной власти.

В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающийхарактер.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада.Она предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции и предполагает увеличение налогов и сокращение правительственных расходов. Следствием проведения сдерживающей фискальной политики становится появление бюджетного излишка. Бюджетный излишек, как правило, направляется на погашение государственного долга или/и создания резервных фондов.

В заключение, оценивая действенность, эффективность фискальной политики, необходимо отметить ограниченность ее возможностей, обусловленную следующими обстоятельствами:

  1. изменение (рост или сокращение) государственных расходов, необходимое для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, может приходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств, например, такими как укрепление обороноспособности страны, охрана окружающей среды, финансирование научных исследований и т.п.;

  2. положительные результаты фискальной политики дает в краткосрочном периоде, в долгосрочном плане фискальная политика может приводить к отрицательным результатам;

  3. фискальной политике характерен так называемый эффект запаздывания. Требуется определенное время, прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику. К тому моменту, когда налогово-бюджетные меры начнут оказывать воздействие на экономику, экономическая ситуация может измениться и меры по расширению экономики начнут давать эффект в период подъема, а сдерживающие меры придутся на период спада. В таком случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно-кредитной политики.
4.Современная денежно-кредитная система

Рыночная экономика – это денежная экономика, все рыночные сделки опосредуются деньгами. Движение товарных потоков сопровождается встречным денежным потоком. При этом деньги – это не просто техническое средство обмена, а активный элемент рыночной экономики, оказывающий влияние на все экономические процессы. От налаженности денежного обо-

рота, количества денег в обращении зависит состояние экономики страны.

Совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах и выполняющих функции средства обращения и накопления, образует денежную массу.

Представление о количестве денег в РФ дают данные таблицы 1. (М2- это

совокупность наличных и безналичных денег в обращении; М0 – масса наличных денег в обращении)

Таблица 1

Динамика денежных агрегатов в России 2004–2019 гг.
(на начало года; млрд. руб.)



Денежные

агрегаты

2004г.

2005г.

2007г.

2009г.

2011г.

2015г.

01.08.

2019г.

М2

в том числе:

М0

3212,7
1147,0

4363,3
1534,8

8996,0
2788,0

13493,0
3795,0

20012,0
5063,0

32110
8848

47351
9254

Как видно из приведенных данных, за почти 19 лет масса денег в России возросла более чем в 14 раз. Доля наличных денег в общей массе денег – сократилась с 35,7 до 19,6%. Отметим, что соотношение безналичных и наличных денег в экономически развитых странах 9 к 1.

Денежные агрегаты позволяют определить количество денег, находящихся в обращении. Но от чего оно зависит? Сколько денег должно быть в экономике?

Ответ на этот вопрос дает формула количества денег в обращении

М = (Р Q) : V,

где М – количество денег (или денежная масса) в обращении;

V – скорость обращения денег (среднегодовое количество раз, которое денежная единица расходуется на приобретение товаров и услуг);

Р – уровень цен (индекс средневзвешенных цен товаров и услуг);

Q – реальный объем национального производства.

Из этой формулы ясно, что чем больше созданный в стране национальный продукт, тем больше денег должно находиться в обращении и что уровень цен и количество денег в обращении находятся в прямой зависимости: рост цен вызывает необходимость увеличения денежной массы и, наоборот, увеличение денежной массы приводит к росту цен. Однако роста цен не будет, если одновременно с ростом денежной массы будет происходить расширение объема выпуска товаров и услуг в той же или большей степени.