Файл: Вопрос кп как отрасль российского права понятие, предмет и методы правового регулирования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 495
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
з) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом Краснодарского края и законами края.
2. Правовыми актами главы администрации (губернатора) края являются постановления и распоряжения.
Руководители органов исполнительной власти края в пределах своей компетенции издают приказы.
Статья 43.
1. Глава администрации (губернатор) края может быть отстранен от выполнения своих обязанностей только в порядке и в соответствии с процедурой, предусмотренными федеральным законом.
2. Полномочия главы администрации (губернатора) прекращаются досрочно в случаях:
а) его смерти;
б) его отставки по собственному желанию;
в) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием Краснодарского края;
г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
ж) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
и) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
3. В случае досрочного прекращения полномочий главы администрации (губернатора) Краснодарского края предложение о кандидатуре главы администрации (губернатора) Краснодарского края вносится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
4. В случаях, когда глава администрации (губернатор) Краснодарского края временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет один из заместителей главы администрации (губернатора) Краснодарского края в соответствии с правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Вопрос 80 КП основы местного самоуправления в РФ: понятия, система, полномочия
Раздел V. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 76.
1. Местное самоуправление в Краснодарском крае - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами края, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
2. Местное самоуправление осуществляется в границах муниципальных образований.
3. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Статья 77. Полномочия органов государственной власти края в области местного самоуправления осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 78. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
Статья 79. Органы государственной власти края в пределах своей компетенции обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.
1. Понятие местного самоуправления.
Местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление наряду с непосредственной демократией и государственной властью является выражением власти народа и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
2. Муниципальное право - право местного самоуправления.
Предмет регулирования муниципального права - отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Муниципальное право является подотраслью конституционного права. Законодательную основу местного самоуправления составляют Конституция РФ (статья 12, глава 8), Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (1995), другие федеральные законы, конституции, уставы, законы субъектов РФ.
3. Теоретические основы местного самоуправления.
Местное самоуправление - одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление - децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине 19 века французским государственным деятелем и историком Токвилем, немецкими учёными-юристами Гнейстом, Штейном и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление - одна из форм организации местного государственного управления.
4. Историческая справка.
Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь. После октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единство системы советов как органов государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране. Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства" (1990), Закон РСФСР "О местном самоуправлении" (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. В 1995 году принят Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
5. Функции, предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции РФ). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132 Конституции РФ). В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, перечень которых определён статьёй 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в частности принятие и изменение уставов муниципальных образований, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местные финансы (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов), содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений, комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования, здравоохранения, охрана общественного порядка, регулирование планировки и застройки территорий, организация, содержание и развитие муниципальных энерго- ,газо-, тепло- и водоснабжения и т.д. Решения органов местного самоуправления по вопросам своего ведения обязательны для исполнения на территории муниципального образования и могут быть отменены только в судебном порядке в случае несоответствия законам. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом или законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями (например, государственная регистрация актов гражданского состояния, осуществление функций органов опёки и попечительства) с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Функции местного самоуправления можно вывести из перечня вопросов местного значения:
-
Обеспечение участия населения в вопросах местного значения. -
Управление муниципальной собственностью. -
Обеспечение развития территории. -
Охрана общественного порядка. -
Защита интересов и прав местного самоуправления. -
Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.
6. Принципы местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления - основополагающие идеи, начала, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления. К ним относятся:
-
Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения. -
Организационное обособление местного самоуправления в системе управления (органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с законами). -
Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. -
Соответствие полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.
7. Основы деятельности местного самоуправления.
Территориальная основа местного самоуправления - городские, сельские поселения и другие территории (города, посёлки, сёла, станицы, районы, округа и т.п.), территории муниципальных образований устанавливаются с учётом исторических и иных местных традиций и могут быть изменены только с учётом мнения населения соответствующих территорий, при этом население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования, финансовой основой местного самоуправления является местный бюджет.
Правовой основой местного самоуправления являются законодательство о местном самоуправлении (см. п.2) и уставы муниципальных образований, которые принимаются представительными органами местного самоуправления или населением непосредственно и подлежат государственной регистрации.
8. Формы осуществления местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путём местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления (собрания (сходы) граждан, обращения граждан, народная правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление, другие формы), через выборные и другие органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления наделяются компетенцией по решению вопросов местного значения. Наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным.