Файл: Вопрос кп как отрасль российского права понятие, предмет и методы правового регулирования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 492

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- существует особый порядок принятия НПА, их отмены и признания утратившими силу

- источники влекут за собой определенные последствия, обеспечиваются силой гос. принуждения.

Нормативные правовые акты (НПА) - источники КП, многообразны и делятся на следующие виды:

1. НПА, действующие на всей территории РФ - особое место занимает Конституция РФ, являющаяся основным источником отрасли КП. Конституция характеризуется основополагающими нормами общего характера, широтой содержания своих норм, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ; федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы; федеральные конституционные законы; закон РФ о поправках к Конституции РФ (особый правовой акт); указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства; регламенты палат Федерального Собрания; договоры между органами РФ и ее субъектами, международные договоры, договоры с конкретными субъектами Федерации;

2. НПА, действующие только на территории конкретного субъекта РФ - конституции республик и уставы других субъектов РФ; законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые законодательными и исполнительными органами субъекта и содержащие конституционно-правовые нормы;

3. НПА, действующие только на территории муниципального образования.

Источниками отрасли КП являются также:

1. правовые акты представительных органов МСУ, содержащие конституционно-правовые нормы (уставы (положения));

2. особого рода источниками считаются постановления Конституционного Суда РФ - хотя Суд и не является органом, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в его решениях правовые позиции имеют юридическое значение. Так, на их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции. Аналогичный характер имеют и постановления конституционных и уставных судов субъектов РФ. На самом деле, акты суда (постановления) не должны быть источниками права, так как они не создают новой нормы права, а лишь толкуют уже действующую. Самое страшное, что постановления КС обжалованию не подлежат. Точно так же как комментарии к кодексам и законам не представляют собой НПА;

3. особое место занимают Декларации - Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года (I Съезд народных депутатов), Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 года (Верховный совет РСФСР), Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года (Верховный совет РСФСР) - формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства;


4. источники КП, действующие только на территории субъектов РФ - конституции республик и уставы других субъектов Федерации, носящие учредительный характер; содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов гос. власти; должны соответствовать и не противоречить Конституции РФ и федеральным законам;

5. договоры - Федеративные Договоры (3 штуки) от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти РФ и органами власти ее субъектов»

6. общепризнанные принципы и нормы международного права и международного договора (ч.4 ст.15 КРФ)

7. ФКЗ и ФЗ РФ

8. законы о поправках к Конституциям, о ратификации международных договорах

9. подзаконные акты (указы, распоряжения президента, постановления палат Фед.Собрания)

10. регламенты Гос.Думы.

Вопрос 6. Конституции республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов как источники конституционного права.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституция республик и устав субъектов должны соответствовать Конституции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти.

К источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы (Положения).

Незавершенность к настоящему времени процесса формирования на основе новой Конституции системы права России объясняет такуо особенность источников конституционного права, как включение в их число некоторых законов бывшего Союза ССР, действующих в той части, в которой они не противоречат Конституции России и другим ее законам.



Конституции республик могут приниматься двумя способами:

1) референдум субъекта (2003-Чечня)

2) законодательным органом гос. власти.

Уставы других субъектов только законодательным (представительным) органом гос. власти в субъекте.

Статья 65

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 66 

1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики. 

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. 

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. 

4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. 

5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Вопрос 7. Федеральные конституционные законы: понятие и особенности.

Помимо Конституции в РФ действует еще 2-е разновидности закона: конституционные и ординарные (обычные) федеральные законы. 

ФКЗ – это законы, принятые Фед. Собранием по вопросам предусмотренных КРФ, в особом процессуальном порядке НПА, по наиболее важным вопросам общ. жизни, имеющих высшую юр. силу по отношению к другим НПА,


Особенности ФКЗ:

- принимаются по вопросам, предусмотренных КРФ (ч.1 ст.108)

- имеют более высшую юр. силу чем ФЗ

- предусмотрен более сложный порядок принятия (2/3 депутатов Гос.Думы и 3/4 членов Сов.Федерации)

- на ФКЗ не распространяется вето Президента (ст.108)

Конституционный закон в мировой практике знает 3 вида: 

1) Которые вводят конституцию в действие, такие законы были у нас, только с принятием новой конституции 1993 г. решили, что они не нужны, и этот закон был включен в раздел второй конституции. 

2) Которые изменяют и/или дополняют конституцию или конституционные поправки. Этот вид у нас тоже существует, имеет большую силу, чем конституционный закон и принимается в более сложном порядке. 

3) Которые развивают отдельные конституционные положения и о принятии которых прямо сказано в конституции государства. Но у нас некоторые такие положения не действуют, например, положение о государственной символике не уточнено в конституционном законе на самом деле не действует.  У нас сейчас действуют незаконная символика и при ее оскорблении, человек не может быть привлечен к ответственности именно по этой статье.

Федеральные ординарные законы – это законы, которые по юридической силе стоят после конституции и конституционных законов. Они регулируют иные наиболее важные вопросы государственной жизни, не урегулированные конституцией и конституционными законами. 

Федеральные законы принимаются государственной думой и одобряются советом федерации, подписываются и обнародуются президентом РФ. Президент может не подписывать закон, вернув его обратно государственной думе со своими замечаниями, а вот федеральный конституционный закон подписать обязан.

Федеральный закон и федеральный конституционный закон это те, которые приняты после принятия конституции 1993 г. Но до принятия конституции принимались и другие законы: законы РФ (что принято до конституции, применяется в той части, где не противоречит ныне действующей конституции), законы бывшего СССР (например, о правовом положении иностранных граждан) применяется в РФ в той части, где не противоречит конституции 1993 г. и в той мере, в которой данные отношения не урегулированы российскими федеральными законами.

Вопрос 8. Система конституционного права как отрасли права.

Система конституционного права – это совокупность КП норм и институтов, сгруппированных и расположенных в определенной последовательности в зависимости от содержания, характера регулируемых отношений и их значений.


Система конституционного права – из каких правовых норм и институтов состоит. Институт конституционного права – совокупность правовых норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в сфере конституционного права (всего 4 института).

1. Институт основ конституционного строя РФ (народовластие, гражданское общество, основы экономической и политической систем).

2. Институт основ правового положения человека и гражданина (гражданство, правовое положение иностранцев, гарантия прав и свобод).

3. Институт основ государственного устройства РФ (федерализм, правовой статус РФ, правовой статус субъектов РФ, административно-территориальное устройство).

4. Институт основ системы органов публичной власти (президент, федеральное собрание, правительство, иные органы власти, органы власти субъектов РФ, судебная и прокурорская система, органы местного самоуправления).

Система любой отрасли права имеет внутреннее строение:

1) отрасль права - это совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенную область общ. отношений, обладающих качественным своеобразием.

2) подотрасль права – совокупность родственных институтов одной и той же отрасли (избирательное право, парламентское права и др.)

3) правовой институт – совокупность норм или обособленная группа взаимосвязанных между собой норм (КП институт президентской власти).


Вопрос 9. Место конституционного права в системе российского права

Вершиной российского права является КП, имеющее публично-правовую природу и надотраслевой характер. КП включает установления материального и процессуального характера в их единстве.

В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль, и она обусловлена:

1) характером и значение общ. отношений, которые оно регулирует, т.е. самим его предметом и содержанием;

2) верховенством и высшей юр. силой Конституции в системе источником российского права;

3) конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права.

Текущее законодательство, судебная и иная правоприменительная практика не должны противоречить конституционным установлениям.

КП является ведущей отраслью права РФ. КП служит основой для других отраслей права:

1) административного, т.к. определяет систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию

2) гражданского и хозяйственного, т.к. закрепляет различные формы собственности, права собственников, принципы хозяйствования