Файл: Варганова Алина Вадимовна группа 209 пнк1122А1 Преподаватель Черненко Наталья Михайловна Практическое занятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Раскрыть функцию буквы Ю как показателя мягкости согласного.

Развивающие:

3. Формировать навык чтения слов с изученными буквами; читать и понимать тексты, быстро ориентироваться по тексту.

4. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха.

5. Расширить кругозор учащихся.

Воспитывающая:

6. Воспитывать интерес к чтению, к отечественной литературе, к культуре и традициям разных народов, к профессиям людей.

Оборудование учителя: схемы слогов, слов; магнитная азбука; таблицы с изображением изучаемой буквы; домики (синий и зеленый) для гласных букв; дом со словами и их схемами; портрет и книги С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; лента букв.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: словесный, наглядный, индуктивный, стимулирующий.

Меж-предметные связи: связь с уроком окружающего мира.

Форма опроса: индивидуальная, фронтальная.

ХОД УРОКА

I. Организация-начала урока. Сообщение темы и целей урока.

а) Знакомство.

К нам на урок обучения грамоте пришли сегодня гости: учителя нашей школы. Поздоровайтесь.

В природе есть солнце. Оно всем-светит, его теплые и ласковые лучи-согревают нас. Закройте глазки и представьте маленькую звездочку. Луч солнца коснулся её и она стала большой. Посылаю к вашей звезде лучик добра, радости, здоровья. Теперь эта звезда в вашем сердце. Откройте-глаза. Какое у вас настроение? (Хорошее).

Схорошим настроением мы начнем наш урок.

в) Сообщение-темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной «хитрой» буквой, узнаем, какие у неё звуки, научимся читать слоги и слова с новой буквой, поупражняемся в чтении слов с изученными буквами, будем развивать свою речь, память и внимание.

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

1. Работа по теме «Речь».

Какой бывает наша речь?

Что такое устная речь?

Что такое письменная речь?

Из чего состоит наша речь?

Что мы с вами произносим, когда разговариваем?

Какие бывают звуки?

Что мы знаем о гласных звуках?

Каким цветом их обозначаем на схемах?

Что мы знаем о согласных звуках?

Каким цветом их обозначаем на схемах?

2. Работа по «ленте букв». Игра «Найди свой домик».

- Внимательно посмотрите на «ленту букв». Сколько гласных мы с вами уже знаем? (8)

Была хорошая погода и гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо-потемнело, солнышко спряталось за тучи, полил-дождь. Буквы увидели домики и помчались к ним, но хозяин мог пустить в дом только свои буквы.


Как вы думаете, какие буквы спрячутся от дождя в синий дом, а какие в зеленый?

-(В синий- а, о, у, ы; в зеленый- е, ё, и, я)

- Какую работу выполняют гласные а, о, у, ы? -(Заставляют согласные звуки звучать мягко).

- Какую работу выполняют гласные е, ё, и, я? -(Заставляют согласные звуки звучать твердо).

Какие буквы мы называем «хитрыми»?-(е, ё, я)

Почему? -(Они обозначают 2 звука, когда стоят в начале слова или в середине слова после гласной.)

На какие две группы делятся согласные? -(Звонкие и глухие.)

Какие согласные буквы имеют один звук?- (ж, ш, ч, й)

Какие звуки у букв ж и ш? -(Всегда твердые.)

Какой звук у букв ч и й?- (Всегда мягкий.)

Что вы можете сказать о букве Ь? -(Не имеет звука.)

На что он всегда указывает? -(На мягкость предыдущего согласного звука.)

III. Новый материал.

1. Знакомство с новой буквой.

Отгадайте загадку: «Ребятам весело со мной:

На ножке я кружусь одной.

Пока верчусь, я не тужу

Кружу – жужжу, жужжу-кружу».

- Что это?- (Юла).

- Иногда эту игрушку называют по-другому – «волчок».- (Выставляю рисунок юлы.)

2. Слога-звуковой анализ слова «юла».

- Проведем слога-звуковой анализ слова «юла» и составим отгадку из букв.

- Произнесем слово «юла» и определим, сколько в слове слогов? (2)

- Назовите 1 слог? -(ю)

- Назовите 2 слог? -(ла)

- Какие звуки мы слышим в слоге ю? -([йʼу])

-Охарактеризуйте звук -[йʼ]. -(согласный, звонкий, всегда мягкий, на схеме раскрашиваем зеленым цветом)

- Второй звук? ([у] – гласный, на схеме раскрашиваем красным цветом)

- Ребята, если в начале слова рядом мы слышим звуки [йʼу], значит слово пишем с буквы «ю».- (Показываю букву «Ю»).

- Какие звуки вы слышите во 2 слоге?-( [л] и [а])

- Охарактеризуйте их. ([л] – согл., зв., тв., на схеме – синий; [а] – гл., на схеме- красный)

Много букв теперь я знаю.

И слова я прочитаю.

Складываю ю да ла

Получается ЮЛА.

3. На что похожа буква- «Ю».

- Найдите и покажите букву- «Ю».

- Сколько у нее звуков, если она находится в начале слова? (2)

- Какие это звуки?- ([йʼ] [у])

- На что похожа буква «Ю»? (Кусочек буквы Н +буква О)

Правильно. Буквы Н- (эн) и -О играли,

У Н- (эн) палочку сломали.

О к обломкам прикреплю,

Получилась буква -«Ю».

Чтобы -О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква -«Ю». (А. Шибаев)

4. Показ заглавной и строчной буквы- Ю, ю.

- Буква- Ю бывает большая, заглавная и строчная. Чтобы было легче её запомнить, напечатаем их в своих тетрадях.



- В старинных летописях летописцы вот так изображали букву- «Ю». (Показ старинного начертания буквы ю на отдельном листе).

5. Игра- «Доскажи словечко»

1. Любят хрюшки букву -Ю:

Без неё не скажешь … (хрю)

2. Я вертелась под ногами,

Очень я мешала маме.

И за это братик мой

Называл меня … (юлой)

- Кого называют юлой в этом стихотворении?- (девочку-непоседу)

- А у нас в классе есть такие девочки?

6. Разгадывание ребуса.

На доске предметные картинки с изображением: юрты, ландыша, яблока. -(Рисунки перевернуты.)

- Что изображено на первой картинке? -(юрта)

- Что такое юрта? -(круглый дом)

Юрта – традиционное жилище казахов. Деревянный каркас юрты покрыт войлочными кошмами из чистой шерсти. В центре юрты – место очага, почитаемое казахами как святое место своего жилища. За очагом, напротив входа – самое почетное место. Застилается самыми лучшими коврами. Сзади его хранятся сундуки с одеждой, поверх которых «горкой» раскладываются ковры, одеяла, подушки. Справа от входа – хранятся продукты, посуда, чуть дальше находилось место отдыха хозяев, слева - висела конская сбруя и другие орудия труда, а чуть дальше – место для сна младших членов семьи. Сейчас юрта используется казахами как летнее жилище.

- Какие звуки мы слышим в начале этого слова? ([йʼ], [у])

- Что мы узнали о звуках [йʼ], [у] в начале слова? (если слышим [йʼу], то пишем с буквы Ю)

(Выставляю под картинкой букву Ю)

- Отгадайте загадку:

Ночью серенький зайчишка

Не пропустит свой домишко:

Путь дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят.- (Ландыш.)

- Тогда еще одна загадка об этом предмете.

Белые горошки на зеленой ножке.- (Ландыш.)

- Какой первый звук? -([л])

- Какой буквой его обозначаем? -(буквой «Л»)

Еще одна загадка. Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.- (Яблоко.)

- Какие звуки мы слышим в начале слова? -([йʼа])

- Какой буквой их обозначим? -(Я)

Получилось слово: «Юля»- (Вставляю картинку)

- Что вы можете сказать об этом слове? -(имя)

- С какой буквы пишем имена людей? - (с заглавной) (Выставляю заглавную букву Ю)

7. Физкультминутка.

Мы читали и устали,

А теперь все вместе встали.

Ручками похлопали: «Раз, два, три!»

Ножками потопали: «Раз, два, три!»

Дружно вытянули шеи,

И, как гуси, зашипели: «Ш-ш-ш».

Пошипели, помолчали,

И, как зайки, поскакали.


Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

Посидели, помолчали

И опять за парты встали.

8. Чтение слогов с буквой- «Ю».

Девочка Юля так завертела свою юлу, что та помчалась по проселочной дороге. А навстречу ей встречаются согласные буквы. Вспомним их имена. ( Р, Д, Т, Л, С, Н).

Подбегает буква- «ю» к согласным – получается слог.

Читаем слоги: РЮ ЛЮ, ДЮ СЮ, ТЮ НЮ

- Какова роль буквы –«Ю» в этих слогах? (смягчает предыдущий согласный звук)

- Пришло время поселить букву –«Ю» в свою квартиру в доме букв (выставляю букву на ленту).

9. Чтение слов с буквой Ю.

Крутилась, вертелась юла и попала в большой город. В городе стоит необычный дом. В нем живут слова. Они спрятались за ставнями. Откроем их и прочитаем слова: рисую – рисуют, пою – поют, играю - играют

- Сколько звуков мы слышим после гласных звуков [а], [о], [у]? (2)

- Какие? ([йʼу])

- Какой буквой обозначены эти два звука? (ю)

- Чего в этих словах больше: звуков или букв? (звуков)

- Почему?

- Обратите внимание на место буквы Ю в этих словах. Где она находится? (в середине слова и на конце слова после гласной).

Вывод: Буква Ю обозначает 2 звука, если она стоит в начале слова или в середине слова после гласной буквы.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Рассматривание рисунок в букваре.

- Кого вы видите на рисунке?

- Чем занят ежик?

- Назовите слова по рисунку с буквой Ю. (брюки, утюг)

2. Чтение текста.

- Прочитаем текст внизу.

- Что шьет еж?

- Кого он одевает?

-Прочитаем текст еще раз.

- В каких словах встретилась буква Ю?

- А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей? (модельер или дизайнер)

- Дизайнеры одежды, опираясь на историю костюма, традиции разных стран, следят за появлением новых тканей, материалов, из которых создают потом модную одежду и аксессуары к ней (сумочки, брошки).

3. Рассматривание рисунок.

- Какой момент изображен на рисунке

- Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)

- Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).

- Послушайте отрывок из колыбельной песни

- Ребята, может быть кто-нибудь знает, к какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке»).

- Кто автор этой сказки? (С.Я. Маршак) (Выставляю портрет С.Я. Маршака)

- Почему на картинке изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)

- Хотите послушать отрывок из этой сказки?

4. Инсценировка отрывка сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».


- Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?

- Что случилось в конце этой сказки с мышонком?

- Если вам захочется узнать дальнейшую судьбу мышонка, то прочитайте «Сказку об умном мышонке» С. Я. Маршака.

Итог урока.

- О какой букве узнали на уроке?

- Чем она вам запомнилась?

Домашнее задание:

Читать слова из текста, колыбельную песенку выучить наизусть.

Самуил МАРШАК СКАЗКА О Глупом мышонке