Файл: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в пении и музыкальноритмических движениях.docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 311
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «КИНЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
(ГБПОУ «КГТ»)
Специальность 44.02.01Дошкольное образование
КУРСОВАЯ РАБОТА
по ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей
на тему:
«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в пении и музыкально-ритмических движениях»
Выполнила: Джалгоспаева Альфия Алиевна студентка 34-с группы _______________ подпись Руководитель : Гурташева Елена Михайловна _______________ подпись |
Оценка ______/________________/
____________________________
(подпись руководителя)
Дата защиты__ ________
г.Кинель,2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
-
Значение певческих навыков…….………………………………………6 -
Значение музыкально- ритмических движений в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….7 -
Возрастные особенности формирования певческих навыков…….……………………………………………………………………..8 -
Возрастные особенности формирования музыкально-ритмических навыков………………………...…………………………………………………10
Выводы по главе 1…….………………………………………..……………….11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методические подходы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...12
2.2 Методические приёмы, используемые при обучении детей музыкально- ритмическим движениям детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..14
2.3Педагогические условия обучения музыкально- ритмическим движениям детей дошкольного возраста…………………………………………………...17
Вывод по главе 2…………….…………………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….……………………........21
ПРИЛОЖЕНИЕ……..…………………………………………………………...22
ВВЕДЕНИЕ
«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,
что есть в жизни – это пение и свободное движение
под музыку и научить этому можно каждого ребенка»
А. И. Буренина
Исследователи музыкального воспитания Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов отмечают, что вокальное и музыкально-ритмическое развитие необходимо начинать в дошкольном детстве. В этом возрасте наиболее доступным для детей является пение и танец. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
В процессе пения и танца дети имеют возможность выражать свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредством голоса и движений. Проблема формирования певческих и музыкально-ритмических навыков дошкольника - одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. Актуальность исследования состоит то что, процесс формирования певческих и музыкально-ритмических навыков развивает у детей выразительность и эмоциональность, вырабатывает красивую осанку и элегантную походку. Певческие и музыкально-ритмические навыки обогащают детей яркими образами, создают условия эмоциональной разрядки, развивают фантазию и воображение.
Причины неудовлетворительного вокального и музыкально-ритмического развития с детьми в детском саду кроются, в некоторых неверных установках программы по пению и танцу для дошкольников, в издержках сложившейся практики музыкальных занятий. В результате беспрерывной подготовки к бесконечным праздничным датам от музыкальных руководителей требуют разучивания с детьми нового репертуара песенного, театрального, танцевального, и это становится самоцелью. В этих условиях почти невозможно находить время и силы для очень тонкого трудного процесса формирования певческих и музыкально-ритмических навыков.
Объект исследования – музыкальная деятельность детей в детском саду.
Предмет исследования – пение и музыкально-ритмические движения детей дошкольного возраста.
Цель работы: рассмотреть пути формирования певческих и музыкально-ритмических навыков в дошкольном возрасте.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
-
рассмотреть теоретические основы формирования певческих и музыкально-ритмических навыков у дошкольников; -
проанализировать процесс формирования певческих и музыкально-ритмических навыков в дошкольном возрасте.
Методологические основы исследования: научно-теоретические и методические работы по формированию певческих и музыкально-ритмических навыков на различных этапах детского возрастного развития (Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Н.А. Ветлугина, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов, О.П. Радынова и др.)
Методы исследования:
-
анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы; -
анализ работы дошкольного учреждения по вопросам музыкально-эстетического воспитания дошкольников и организации музыкальных занятий; -
наблюдение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Значение певческих навыков.
Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Многие передовые общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. Чернышевский Н.Г. относил пение к "высшему, совершеннейшему виду искусства" и подчёркивал: "Пение первоначально и существенно, подобно разговору". По сути, песня - это синтез слова и музыки. Знаменитый венгерский педагог и композитор Золтан Кодай, считал пение необходимым видом деятельности, поскольку разучивание мелодий «путём их вокального воспроизведения развивает способность слухового музыкального восприятия».
Певческие навыки - это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Развитие певческого голоса детей может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки. Успешность выполнения действия зависит от ориентировочной части, так называемого регулировочного образа. Поэтому его формированию придается первостепенное значение при обучении навыку. В пении регулировочным образом является звуковой образ. Чтобы спеть что-либо, необходимо четко представить звук, который будет воспроизведен. Отсюда самым первым этапом формирования певческого навыка является создание вокально-музыкального образа. Он будет выполнять ориентирующую и программирующую функции по отношению к голосовой моторике [10 c.49].
Следовательно, основной задачей начального этапа формирования певческих навыков является применение такой методики, которая позволила бы как можно скорее создать у ребенка вокально-музыкальный образ. Самым простым способом тут является показ звучания самим педагогом или при помощи записи. Такой метод весьма эффективен. В начале обучения применяется и показ движений, необходимых для правильного голосообразования: движение дыхательных мышц, нижней челюсти, губ, форма открытия рта, зевок. Все это обязательно должно сочетаться с объяснением. В объяснении должны быть четко охарактеризованы основные качества профессионального звучания (округленность, звонкость, высокая позиционность, правильное резонирование), индивидуальные особенности тембровой окраски, а также указаны приемы достижения правильного звучания.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память.
Резонаторные и мышечные ощущения, так же, как и слуховые, во время пения выполняют роль обратной связи, при помощи которой контролируется и корректируется процесс голосообразования, формируются певческие навыки. Поэтому в процессе обучения следует специально фиксировать внимание учащегося на этих ощущениях, а при достижении правильного звучания помогать ему хорошо их осознать и запомнить [8 c/ 98].
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости - поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
1.2 Значение музыкально-ритмических движений в дошкольном возрасте.
Ведущее место среди ученых, которые работали над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания принадлежит Н.Г. Александровой, а также ее ученикам и последователям - Е.В. Коноровой, II.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е. Кизевальтер, М.А. Румер.
В детских садах используются различные методики, например: программа Е.В.Горшкова «От жеста к танцу», О.П.Радынова программа «Музыкальные шедевры», А.И. Буренина программа «Ритмическая мозаика», и многие другие.
В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение-средством ее усвоения.
В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.).
Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.
Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкальность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине. Занятия музыкально-ритмическими движениями способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.
1.3 Возрастные особенности формирования певческих навыков.
Певческие возможности дошкольников (певческие диапазоны, особенности певческого дыхания, артикуляционного аппарата) в каждой возрастной группе различны. Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребенка.
Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос (Таблица 1).
Таблица 1
Таблица диапазонов
Возраст детей | Диапазоны |
2 - 3 года | ми - ля (e-a) |
3 - 4 года | ре - ля (d-a) |
4 - 5 лет | ре - си (d-h) |
5 - 6 лет | ре - си (до) (d-c2) |
6 - 7 лет | (до) - ре - до) (c1-c2) |