Файл: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в пении и музыкальноритмических движениях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 318

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.

Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Если появляются затруднения, воспитателю следует вновь обратиться к музыке, ее выразительным средствам, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями). На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помогают детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.

На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).

У младших дошкольников наблюдается большая потребность в двигательной деятельности, но ребенок двух - трехлетнего возрас­та устает от длительного нахождения в одном положении или от однообразных движений. Детям трудно реагировать и на частую смену движений. Поэтому необходимо чередо­вать движение с отдыхом. Для детей этого возраста характерно так­же отсутствие выдержки, устойчивого внимания, свойственно непроизвольное поведение.

К детям средней группы в процессе занятий музыкально-рит­мическими движениями предъявляются гораздо большие требова­ния. Их учат точнее исполнять задания, самим исправлять ошибки, осознанно относиться к качеству движений. Развивают наблюда­тельность, инициативу и самостоятельность детей при выполнении заданий, будят воображение.

Усложнение программы в старшей и подготовительной груп­пах обусловлено уже приобретенным детьми жизненным и музы­кальным опытом, а также уровнем их физического и психического развития: окрепла нервная система, движения стали более скоор­динированными, развились ориентировка в пространстве и вооб­ражение, внимание стало более сконцентрированным. У детей в достаточной степени развиты музы­кальные способности - чувство ритма, музыкальный слух. В стар­шей и подготовительной группах воспитатель закрепляет все ранее приобретенные детьми навыки, знания и умения.


Рассмотрим пример методики проведения игры с детьми старшего дошкольного возраста.

Примерный образец последовательного разучивания игры.

Игра «Зайцы и медведь», музыка Н. Римского-Корсакова и В. Ребикова, автор движений Н. Ветлугина

Программное содержание. Учить детей двигаться в соответствии с му­зыкой различного характера, заканчивать движение в момент окончания зву­чания музыки, эмоционально выполнять легкие прыжки зайцев, тяжелую по­ступь медведя.

Задачи. Воспитывать слуховое внимание, выдержку; развивать творчес­кую активность.

Описание игры. Все дети - «зайцы». Один из детей - «медведь». «Зай­цы» сидят на стульях (в «норках») у стены, «медведь» находится в одном из углов комнаты (в «берлоге»). На музыку Н. Римского-Корсакова «зайчики» выбегают из «норок» и прыжками двигаются по комнате. Когда начинает звучать пьеса В. Ребикова «Медведь», из «берлоги» выходит «медведь». Он ходит тяжело, переваливаясь. «Зайцы» при появлении «медведя» убегают в свои «норки».

Для работы с детьми, мы использовали несколько критериев, по которым оценивали музыкально-ритмические способности каждого ребенка

(таблица 3).

Таблица 3

Критерии оценки уровня освоения музыкально-ритмических и навыков в старшей группе

Выявление умения ребенка самостоятельно менять движения на смену двух и трёх частной формой музыки.

3 балла (высокий)- ребёнок самостоятельно меняет характер движения со сменой частей музыки.

2 балла (средний) – не всегда движения выполняются довольно точно, иногда с незначительной помощью педагога.

1 балл (низкий) – выполняем только совместно с педагогом.

Выявление умение сформированности исполнительских навыков ребенка двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки.

3 балла (высокий) -  ребенок самостоятельно двигается в парах по кругу в танцах, все выполняет.

2 балла (средний) - ребенок двигается по кругу, или в паре, соблюдая дистанцию, согласуя свои движения с партнером, но не ритмично хлопает в ладоши.

1 балл (низкий) – ребёнок выполняет все только совместно с педагогом.


Выявление умения выполнения танцевальных движений: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах.

3 балла (высокий)– ребенок правильно выполняет все задания.

2 балла (средний)– ребёнок затрудняется выполнить 1 – 2 задания.

1 балл (низкий)– ребёнок не держит круг, не справляется с прямым галопом, наклоняется, выполняя «пружинку» не справляется с заданием.

Выявление умения ритмично двигаться в соответствие с характером музыки.

3 балла (высокий)– умеет передавать характер музыки, двигается ритмично (2 – 3 частное произведение)

2 балла (средний) – в движение выражает общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.

1 балл (низкий) – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом.




Для выявления уровня развития музыкально-ритмических способностей была разработана диагностика (приложение 6), позволяющая отслеживать динамику развития навыков у дошкольников.

В процессе диагностики детей в этой группе было выявлено, что 10% (1 ребенок) имеет высокий уровень, 55% (5 детей) средний уровень, 35% (4 ребенка) имеют низкий уровень развития музыкально-ритмических навыков.

Для решения поставленных задач в работе с детьми была использована методика выявления уровня развития чувства ритма (разработана на основе методик А.Н. Зиминой и  А.И. Бурениной) (приложение 7).

После проведенной работы, мы провели повторную диагностику для выявления динамики развития музыкально-ритмических навыков (приложение 8). На завершающем этапе исследования были получены следующие данные о развитии показателей музыкально-ритмических навыков детей: высокий уровень - 25% (3 ребёнка), средний уровень- 63% (6 детей); низкий уровень - 12% (1 ребёнок).

Таким образом, на основании результатов проведённого исследования, нами была выявлена положительная динамика развития навыков у каждого ребёнка в группе.


    1. Педагогические условия обучения музыкально-ритмическим движениям детей дошкольного возраста.

В методике обучения дошкольников ритмическим движениям и пению много общего.

Во-первых, применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце, пояснения и ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т.д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).

Во-вторых, в пении и ритмике применяется последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Существует много способов первоначального ознакомления с игрой. Мы считаем наиболее целесообразным следующий: сначала исполняется вся музыка, затем дается краткое изложение игры и в заключение повторно звучит музыкальное произведение. Чаще всего этот способ используется в достаточно простых несюжетных или сопровождаемых песней играх. Например, в русской народной песне "Как на тоненький ледок" повествуется о том, как Ваня ехал на коне, упал, а девочки-подружки помогли ему. Исполнение песни создает целостное впечатление о тех музыкально-игровых образах, которые детям предстоит воспроизвести.


Занятие 1. Слушание музыки. Внимание детей привлечено к легкому, изящному характеру музыки и различному изложению первого и второго предложений. Дети воспринимают музыку в целом, ощущая ее меняющийся характер.

Занятие 2. Ребята отмечают изменения в характере звучания движением рук. Первое предложение - руки "показались" (первая доля такта), руки "спрятались" (вторая доля такта). Второе предложение - руки "танцуют" (повороты кистями). Таким образом усваивается построение музыкального произведения.

Занятие 3. Играющие прячутся за стулья, поставленные по кругу. Первое предложение - быстро выглядывают или прячутся. Второе предложение - бегут по кругу, с окончанием музыки занимают стулья. Развивается ритмичность и четкость движений.

Занятие 4. Построение игры, как на предыдущем занятии, но в центре круга за спинкой стула становится водящий. Когда дети прячутся, он их "ищет" (выглядывает из-за стула), и наоборот. Педагог работает над выразительно-образным характером движения.

Занятие 5. Повторяются движения предыдущего занятия, но, когда ребята бегут по кругу, воспитатель незаметно убирает один стул и оставшийся без места становится водящим. В игре появляется "спортивный" интерес.

Таким образом, последовательность занятий и умелое использование приемов помогают детям хорошо усвоить игру, овладеть программными навыками музыкального восприятия и выразительного движения.

Подготовка педагога к обучению детей музыкально - ритмическим движениям

Для того, чтобы правильно организовать процесс разучивания с детьми игр, плясок и упражнений, педагог должен соответствую­щим образом подготовиться:

  • проанализировать его с точки зрения общего характера и му­зыкальной формы;

  • тщательно разучивать музыкальное произведение;

  • исполнить самому движения данной игры, пляски, упражне­ния, стремиться к их выразительности, точности, образности на основе анализа произведения и указаний авторов;

  • запланировать программные требования к детям по основ­ным музыкально-ритмическим навыкам;

  • разработать методику обучения.

  • Программные требования планируются по следующим аспектам:

характеру музыкального произведения (бодрый, спокойный, торжественный);

  • темпу (быстрый, медленный, умеренный и т. д.);

  • динамике (громко, тихо, не очень громко и т. д.);

  • метроритму (размер, акцентировка, ритмический рисунок);

  • форме музыкального произведения (одна, две, три части, вступление, заключение).