Файл: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в пении и музыкальноритмических движениях.docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 318
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.
Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Если появляются затруднения, воспитателю следует вновь обратиться к музыке, ее выразительным средствам, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями). На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помогают детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.
На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).
У младших дошкольников наблюдается большая потребность в двигательной деятельности, но ребенок двух - трехлетнего возраста устает от длительного нахождения в одном положении или от однообразных движений. Детям трудно реагировать и на частую смену движений. Поэтому необходимо чередовать движение с отдыхом. Для детей этого возраста характерно также отсутствие выдержки, устойчивого внимания, свойственно непроизвольное поведение.
К детям средней группы в процессе занятий музыкально-ритмическими движениями предъявляются гораздо большие требования. Их учат точнее исполнять задания, самим исправлять ошибки, осознанно относиться к качеству движений. Развивают наблюдательность, инициативу и самостоятельность детей при выполнении заданий, будят воображение.
Усложнение программы в старшей и подготовительной группах обусловлено уже приобретенным детьми жизненным и музыкальным опытом, а также уровнем их физического и психического развития: окрепла нервная система, движения стали более скоординированными, развились ориентировка в пространстве и воображение, внимание стало более сконцентрированным. У детей в достаточной степени развиты музыкальные способности - чувство ритма, музыкальный слух. В старшей и подготовительной группах воспитатель закрепляет все ранее приобретенные детьми навыки, знания и умения.
Рассмотрим пример методики проведения игры с детьми старшего дошкольного возраста.
Примерный образец последовательного разучивания игры.
Игра «Зайцы и медведь», музыка Н. Римского-Корсакова и В. Ребикова, автор движений Н. Ветлугина
Программное содержание. Учить детей двигаться в соответствии с музыкой различного характера, заканчивать движение в момент окончания звучания музыки, эмоционально выполнять легкие прыжки зайцев, тяжелую поступь медведя.
Задачи. Воспитывать слуховое внимание, выдержку; развивать творческую активность.
Описание игры. Все дети - «зайцы». Один из детей - «медведь». «Зайцы» сидят на стульях (в «норках») у стены, «медведь» находится в одном из углов комнаты (в «берлоге»). На музыку Н. Римского-Корсакова «зайчики» выбегают из «норок» и прыжками двигаются по комнате. Когда начинает звучать пьеса В. Ребикова «Медведь», из «берлоги» выходит «медведь». Он ходит тяжело, переваливаясь. «Зайцы» при появлении «медведя» убегают в свои «норки».
Для работы с детьми, мы использовали несколько критериев, по которым оценивали музыкально-ритмические способности каждого ребенка
(таблица 3).
Таблица 3
Критерии оценки уровня освоения музыкально-ритмических и навыков в старшей группе
Выявление умения ребенка самостоятельно менять движения на смену двух и трёх частной формой музыки. | 3 балла (высокий)- ребёнок самостоятельно меняет характер движения со сменой частей музыки. 2 балла (средний) – не всегда движения выполняются довольно точно, иногда с незначительной помощью педагога. 1 балл (низкий) – выполняем только совместно с педагогом. |
Выявление умение сформированности исполнительских навыков ребенка двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. | 3 балла (высокий) - ребенок самостоятельно двигается в парах по кругу в танцах, все выполняет. 2 балла (средний) - ребенок двигается по кругу, или в паре, соблюдая дистанцию, согласуя свои движения с партнером, но не ритмично хлопает в ладоши. 1 балл (низкий) – ребёнок выполняет все только совместно с педагогом. |
Выявление умения выполнения танцевальных движений: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. | 3 балла (высокий)– ребенок правильно выполняет все задания. 2 балла (средний)– ребёнок затрудняется выполнить 1 – 2 задания. 1 балл (низкий)– ребёнок не держит круг, не справляется с прямым галопом, наклоняется, выполняя «пружинку» не справляется с заданием. |
Выявление умения ритмично двигаться в соответствие с характером музыки. | 3 балла (высокий)– умеет передавать характер музыки, двигается ритмично (2 – 3 частное произведение) 2 балла (средний) – в движение выражает общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда. 1 балл (низкий) – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом. |
Для выявления уровня развития музыкально-ритмических способностей была разработана диагностика (приложение 6), позволяющая отслеживать динамику развития навыков у дошкольников.
В процессе диагностики детей в этой группе было выявлено, что 10% (1 ребенок) имеет высокий уровень, 55% (5 детей) средний уровень, 35% (4 ребенка) имеют низкий уровень развития музыкально-ритмических навыков.
Для решения поставленных задач в работе с детьми была использована методика выявления уровня развития чувства ритма (разработана на основе методик А.Н. Зиминой и А.И. Бурениной) (приложение 7).
После проведенной работы, мы провели повторную диагностику для выявления динамики развития музыкально-ритмических навыков (приложение 8). На завершающем этапе исследования были получены следующие данные о развитии показателей музыкально-ритмических навыков детей: высокий уровень - 25% (3 ребёнка), средний уровень- 63% (6 детей); низкий уровень - 12% (1 ребёнок).
Таким образом, на основании результатов проведённого исследования, нами была выявлена положительная динамика развития навыков у каждого ребёнка в группе.
-
Педагогические условия обучения музыкально-ритмическим движениям детей дошкольного возраста.
В методике обучения дошкольников ритмическим движениям и пению много общего.
Во-первых, применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце, пояснения и ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т.д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).
Во-вторых, в пении и ритмике применяется последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Существует много способов первоначального ознакомления с игрой. Мы считаем наиболее целесообразным следующий: сначала исполняется вся музыка, затем дается краткое изложение игры и в заключение повторно звучит музыкальное произведение. Чаще всего этот способ используется в достаточно простых несюжетных или сопровождаемых песней играх. Например, в русской народной песне "Как на тоненький ледок" повествуется о том, как Ваня ехал на коне, упал, а девочки-подружки помогли ему. Исполнение песни создает целостное впечатление о тех музыкально-игровых образах, которые детям предстоит воспроизвести.
Занятие 1. Слушание музыки. Внимание детей привлечено к легкому, изящному характеру музыки и различному изложению первого и второго предложений. Дети воспринимают музыку в целом, ощущая ее меняющийся характер.
Занятие 2. Ребята отмечают изменения в характере звучания движением рук. Первое предложение - руки "показались" (первая доля такта), руки "спрятались" (вторая доля такта). Второе предложение - руки "танцуют" (повороты кистями). Таким образом усваивается построение музыкального произведения.
Занятие 3. Играющие прячутся за стулья, поставленные по кругу. Первое предложение - быстро выглядывают или прячутся. Второе предложение - бегут по кругу, с окончанием музыки занимают стулья. Развивается ритмичность и четкость движений.
Занятие 4. Построение игры, как на предыдущем занятии, но в центре круга за спинкой стула становится водящий. Когда дети прячутся, он их "ищет" (выглядывает из-за стула), и наоборот. Педагог работает над выразительно-образным характером движения.
Занятие 5. Повторяются движения предыдущего занятия, но, когда ребята бегут по кругу, воспитатель незаметно убирает один стул и оставшийся без места становится водящим. В игре появляется "спортивный" интерес.
Таким образом, последовательность занятий и умелое использование приемов помогают детям хорошо усвоить игру, овладеть программными навыками музыкального восприятия и выразительного движения.
Подготовка педагога к обучению детей музыкально - ритмическим движениям
Для того, чтобы правильно организовать процесс разучивания с детьми игр, плясок и упражнений, педагог должен соответствующим образом подготовиться:
-
проанализировать его с точки зрения общего характера и музыкальной формы; -
тщательно разучивать музыкальное произведение; -
исполнить самому движения данной игры, пляски, упражнения, стремиться к их выразительности, точности, образности на основе анализа произведения и указаний авторов; -
запланировать программные требования к детям по основным музыкально-ритмическим навыкам; -
разработать методику обучения. -
Программные требования планируются по следующим аспектам:
характеру музыкального произведения (бодрый, спокойный, торжественный);
-
темпу (быстрый, медленный, умеренный и т. д.); -
динамике (громко, тихо, не очень громко и т. д.); -
метроритму (размер, акцентировка, ритмический рисунок); -
форме музыкального произведения (одна, две, три части, вступление, заключение).