ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 289
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
"§ 1. Мое в правовом отношении (meum iuris) - это то, с чем я связан так, что если бы кто-то другой пользовался им без моего согласия, то это нанесло бы мне ущерб. Субъективное условие возможности пользования вообще есть владение" <13>.
--------------------------------
<13> Там же. С. 154.
Отсюда определение понятия внешнего "Мое":
"§ 5. Номинальная дефиниция, т.е. та, которая достаточна лишь для различения объекта от всех остальных объектов и вытекает из полного и точного объяснения понятия, была бы следующей: внешнее "Мое" - это то из находящегося вне меня, препятствовать в использовании чего по моему усмотрению означало бы нанести мне ущерб (ущемление моей свободы, совместимой со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом). Но реальная дефиниция понятия "Мое" и "Твое", т.е. достаточная для дедукции этого понятия (для познания возможности предмета), гласит: внешнее "Мое" - это то, воспрепятствование в пользовании чем нанесло бы мне ущерб, хотя бы я и не находился во владении им (хотя бы и не был держателем предмета). Мне необходимо каким-то образом владеть внешним предметом, если он должен называться моим; ведь иначе тот, кто вопреки моей воле воздействует на этот предмет, не затрагивал бы в то же время меня, стало быть, не мог бы мне нанести ущерб" <14>.
--------------------------------
<14> Там же. С. 158. См. также оригинальный текст: "Die Namenerklarung, d.i. diejenige, welche blob zur Unterscheidung des Objekts von allen andern zureicht und aus einer vollstandigen und bestimmten Exposition des Begriffs hervorgeht, wurde sein: Das aubere Meine ist dasjenige auber mir, an dessen mirbeliebigen Gebrauch mich zu hindern Lasion (Unrecht) sein wurde. - Die Sacherklarung dieses Begriffsaber, d.i. die, welche auch zur Deduktion desselben (der Erkenntnis der Moglichkeit des Gegenstandes) zureicht, lautet nun so: Das aubere Meine ist dasjenige, in dessen Gebrauch mich zu storen Lasion seinwurde, ob ich gleich nicht im Besitz desselben (nicht Inhaber des Gegenstandes) bin. - In irgend einem Besitz des auberen Gegenstandes mub ich sein, wenn der Gegenstand mein heiben soll; denn sonst wurdeder, welcher diesen Gegenstand wider meinen Willen affizierte, mich nicht zugleich affizieren, mithin auchnicht ladieren" (Kant I. Werke in zwolf Banden. Band 8. Frankfurt a. M., 1977, S. 357 (§ 5. Definition des Begriffs des auberen Mein und Dein)).
У Канта находим не только отождествление нарушения эмпирического владения (держания) и нанесения ущерба как неправа (Unrecht) с ущемлением внутренней свободы лица <15>, но и противопоставление фактического обладания - эмпирического владения (possessio phaenomenon) и правового обладания (possessio noumenon) <16>, выведению которого посвящена вся первая часть "Метафизики нравов":
--------------------------------
<15> Там же. С. 159: "(§ 6) Положение об эмпирическом правомерном владении не выходит, следовательно, за пределы права лица в отношении самого себя" ("Der Satz von einem empirischen rechtmabigen Besitz geht also nicht uber das Recht einer Person in Ansehung ihrer selbst hinaus").
<16> Отличение эмпирического владения от интеллигибельного соответствует делению всех предметов вообще на phaenomena (явления, феномены) и noumena (мыслимые, ноумены), которое Кант обосновывает в последней главе аналитического отдела трансцендентальной логики (см.: Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. С. 185 и сл.). О значении этого разделения для системы права см.: Friedrich R. Eigentum und Staatsbegrundung in Kants Metaphysik der Sitten, Berlin: Walter de Gruyter, 2004. S. 89 sq; 95 sqq.
"§ 4. Я не могу назвать какой-либо предмет (какую-либо телесную вещь) в пространстве своим, за исключением того случая, когда я, хотя физически и не владею им, все же могу утверждать, что я действительно владею им по-другому (следовательно, не физически). <...>16>15>16>15>14>14>13>13>12>12>11>10>11>10>9>9>8>8>7>6>7>6>5>5>4>4>3>2>1>3>2>1>
В самом деле, тот, кто в первом случае [эмпирического владения] захотел бы вырвать у меня из рук яблоко или стащить меня с того места, где я нахожусь, нанес бы мне, правда, ущерб с точки зрения внутреннего "Мое" (свободы), но не в отношении внешнего "Мое", если бы я не мог утверждать, что я владелец предмета и без держания; следовательно, я не мог бы назвать указанные предметы (яблоко и мое местонахождение) своими <17>".
--------------------------------
<17> Кант И. Метафизика нравов в двух частях. С. 157.
Метод исторической школы права опирался на кантианскую критику естественного права. Если методология естественного права сводилась к соотнесению общего и частного <18>, то Кант, преодолевая ограниченность субсумпнии, выводит юриспруденцию на уровень суждения <19>. Хотя отказ от априорности не привел к историзму самого Канта <20>, привнесение философского метода различения рационального и эмпирического (практического) в область права стало необходимой предпосылкой организации юридического знания на новом уровне <21>. Вся система Савиньи основана на ключевых понятиях философии права Канта: "лицо", "свобода", "воля" <22>. Учение о владении последовательно интегрирует институт в систему права <23>, однако при этом мыслитель опирается на источники римского права и выстраивает учение о владении как конкретно-историческую реконструкцию <24>. Любые попытки подвести интерпретацию института под обобщенные теоретические понятия и идеи разбиваются показаниями источников. Савиньи в шестом издании (1837 г.) своего труда методично разбирает все теории владения, которые его собственный вдохновляющий пример вызвал к жизни, показывая, что они не соответствуют римскому праву и что ничего нового по сравнению с его учением современникам создать не удалось.
--------------------------------
<18> Ограниченность юридического метода формальной логикой соотношения общего с особенным по учению Фомы Аквинского прослеживается до Лейбница и Вольфа (см.: Stupp H. Mos geometricus oder Prudentia als Denkform der Jurisprudenz. Eine Untersuchung an Hand der methodologischen Lehren desChristian Wolff und des Thomas von Aquin. Koln: Vita, 1970). Христиан Вольф представил юриспруденцию как механическую дедукцию в работе 1754 г. "Основания естественного и международного права
, в которых все обязанности и все права выводятся из природы человека в установленном единстве" (Wolff Ch. Grundzuge des Natur- und Volkerrechts, worinn alle Verbindlichkeiten und alle Rechte ausder Natur des Menschen in einem bestandigen Zusammenhange hergeleitet werden // Wolff Ch. Gesammelte Werke / J. Ecole (Hg.). Hildesheim, 1980. 1. Abteilung, Bd. 19. S. 587 sqq.).
<19> В специальном исследовании Д. Нерр показал, что Савиньи воспринял учение Канта о способности суждения как синтезе понятия и явления, субъекта и объекта (см.: Norr D. Savignys Anschauung und Kants Urteilskraft // Europaisches Rechtsdenken in Geschichte und Gegenwart / N. Horn, C. Luig, A. Sollner (Hgg.). Bd. 1. Munchen, 1982. S. 615 sqq.). См. также: Id. Savignys philosophische Lehrjahre. Frankfurt: Klostermann, 1994. S. 74 sqq.; Meder S. Urteilen: Elemente von Kants reflektierender Urteilskraft in SavignysLehre von der juristische Entscheidungs- und Regelfindung. Frankfurt: Klostermann, 1999. S. 83 sq.; 132 sqq. Вхождение юриспруденции в систему наук о духе исследуется в работе: Hebeisen M.W. Recht und Staatals Objektivationen des Geistes in der Geschichte. Eine Grundlegung von Jurisprudenz und Staatslehre als Geistwissenschaften. Biel/Bienne: Schweizerische Wissenschafts- und Universitatsverlag, 2004. О Савиньи см.: S. 75 sqq.
<20> Cassirer E. Kants Leben und Lehre. 2. Aufl. Berlin, 1921. S. 426.
<21> См.: Bluhdorn J. "Kantianer" und Kant. Die Wende von der Rechtsmetaphysik zum "wissenschaft" von positiven Recht // Kant-Studien. 1973. N 64. S. 363 sqq.; Stuhler H.U. Die Diskussion um die Erneuerung der Rechtswissenschaft von 1780 - 1815. Berlin: Duncker & Humblot, 1978.
<22> Kief ner H. Der Einflub Kants auf Theorie und Praxis des Zivilrechts im 19. Jahrhundert // Philosophie und Rechtswissenschaft im 19. Jahrhundert / J. Bluhdorn, J. Ritter (Hgg.). Frankfurt, 1969. S. 3 sqq.
<23> Степень разрыва Савиньи с юриспруденцией понятий не следует преувеличивать. См.: Wieacker F. Privatrechtsgeschichte der Neuzeit. 2. Aufl. Gottingen, 1967. S. 370. И. Рюкерт говорит о преемственности (см.: Ruckert J. Idealismus, Jurisprudenz und Politik bei Friedrich Carl von Savigny. Ebelsbach, 1984. S. 320 sq.; 346; 423).
<24> Kunkel W. Savignys Bedeutung fur die deutsche Rechtswissenschaft und das deutsche Recht. JZ. 1962. S. 457.
Последователь Гегеля Эдуард Ганс, прилагая к владению учение о праве как свободной воле, пересмотрел выводы Савиньи и пришел к выводу о вещно-правовом характере владения <25>. Для Ганса владение стоит во главе системы вещных прав как первичная (и понятийно, и исторически <26>) форма воплощения индивидуальной воли в материальном мире. Если обладание вещью в соответствии со всеобщей волей составляет собственность, то обладание по индивидуальной воле - владение. Нарушение владения потому затрагивает личность, если следовать логике Савиньи, что нарушает эту правовую волю владеть. Волевое основание права признавал и Савиньи, однако сама по себе индивидуальная воля еще не составляет права, ее правовой характер нуждается в обосновании, поэтому Ганс говорит о владении как о "становящейся собственности" (anfangendes Eigentum). На это Савиньи справедливо возражает, что в таком случае речь может идти только о владении для давности
, тогда как интердиктной защитой пользуется и беститульное владение - то, которое собственностью стать не может (S. 61). Тем самым позиция Ганса опровергается, так как основание защиты владения она не выявляет. Известно, что Савиньи недолюбливал Гегеля, а приход Ганса в Берлинский университет (где Гегель работал с 1820 г.) воспринял как личный вызов, уйдя с поста ректора (в 1828 г.) <27>, однако критика позиции Ганса по владению не затрагивает теоретических оснований полемики, а ограничивается простой демонстрацией непоследовательности молодого автора <28>.
--------------------------------
<25> Gans E. System des romischen Privatrechts im Grundrisse. Berlin, 1827. S. 202 - 217. Эти несколько страниц сами по себе не могли бы претендовать на то, чтобы считаться теорией, но они открывают систему вещных прав, которая, как и вся материя права, трактуется Гансом в эволюционистском ключе. Примечательна реакция на учение Ганса нашего К.Д. Кавелина, который в специальном обзоре "О теориях владения" (1841 г.) ставит его выше Савиньи (см.: Собрание сочинений К.Д. Кавелина. Т. 4: Этнография и правоведение. Исследования, очерки и заметки / Примеч. проф. Д.А. Корсакова. СПб., 1900. С. 503 и сл., 509).
<26> Принято считать, что диалектический подход Ганса достигает подлинно эволюционистских воззрений. Однако применительно к владению его историзм наивен. Так, он принимает знаменитые слова Нервы (D. 41, 2, 1, 1) о происхождении собственности из естественного владения как довод в пользу трактовки владения как "становящейся собственности" (anfangendes Eigentum). Если оценивать соотношение концептуальных позиций, то Савиньи, испытавший глубокое воздействие Монтескье и Гердера, может считаться одним из столпов эволюционизма в праве (см.: Vindogradoff P. Outlines of Historical Jurisprudence. V. 1. Oxford: Oxford University Press, 1920. P. 128 sq.; Stein P. Legal Evolution. The Story of an Idea. Cambridge: Cambridge University Press, 1980. P. 61 sq.; Fikentscher W. Methodendes Rechts in vergleichender Darstellung. Tubingen: J.C.B. Mohr, 1976. Bd. 3. S. 39 sq.; Jakobs H.H. Die Begrundung des geschichtlichen Rechtswissenschaft. Paderborn, 1992. S. 35 sq.).
<27> Возможно, именно личная близость (по месту и времени) сказалась на том, что эти два великих мыслителя практически игнорируют учения друг друга (см. одно из редких свидетельств: Becchi P. Ein Fragment Hegels uber Savigny. Zur Geschichte der Besitzlehre am Anfang des 19. Jahrhunderts // ZNR. 1991. N 3. S. 145 sqq.), что затрудняет анализ теоретических основ расхождений между ними (см.: Kletzer Chr. Custom and positivity: an examination of the philosophic ground of the Hegel - Savigny controversy // The Nature of Customary Law: Legal, Historical and Philosophical Perspectives. A. Perreau-Saussine / J.B. Murphy (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 125 sqq.).
<28> Хотя общий смысл расхождений между исторической и философской школами во многом определяет развитие юриспруденции в Германии первой половины XIX в. (Schiavone A. La nascita del pensiero giuridico borghese in Germania - Formalismo della legge e formalismo della liberta nella polemica di Hegel con Savigny // Quaderni fiorentini. 1980. N 9. P. 165 sqq.; Ruckert J. Thibaut - Savigny - Gans. Der Streitz wischen "historischer" und "philosophischer" Rechtsschule // Eduard Gans (1797 - 1839). Politische Professor zwischen Restauration und Vormarz / R. Blanker, G. Gohler, N. Waszek (Hgg.). Leipzig: Universitatsverlag, 2002. S. 247 ff.), значение спора о владении для теории права в целом представляется преувеличенным (см.: Braun J. Der Besitzrechtsstreit zwischen Friedrich Carl von Savigny und Eduard Gans // Quaderni Fiorentini. 1980. P. 457 sqq.).