ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
12. Классификация терроризма по идеологической основе и сфере проявления
22. Правовая основа антитеррористической деятельности
23. Пять основных пунктов стратегии оон
28. Угрозы ядерного терроризма.
38. При формировании и функционировании Системы должны соблюдаться следующие основные принципы:
40. Информационная технология (ИТ) представляет совокупность способов реализации информационных процессов (процессов поис ка, сбора, накопления, обработки, кодирования, хранения, извлечения, распространения, представления и восприятия информации) в разных областях человеческой деятельности при производстве ин формационного продукта и в процессе принятия решений.
41. Информационные технологии составляют сущность управления всеми критическими элементами инфраструктуры современной цивилизации, называемой также информационной. Эти элементы инфраструктуры уязвимы с учетом возможности террористических воздействий на компьютерные и телекоммуникационные сети внутрифирменного государственного и даже глобального масштаба. Информационные технологии играют критическую роль в управлении атомными электростанциями, гидроузлами, энергосетями, системами контроля и обеспечения безопасности полетов и финансовыми институтами всех видов (биржа, страховой бизнес и т. п.). В конце XX в. усилилась тенденция к встраиванию компьютеров во все виды машин и механизмов (автомобили, кино- и фотокамеры, станки и т.п.), а также объединение компьютеров в общие разветвленные сети. Таким образом, сами компьютерные системы стали национальной критической инфраструктурой, весьма уязвимой внешними воздействиями.
42.
43.
44. В качестве общих требований к нормативно-методической базе оценки безопасности информационных технологий можно выделить следующие:
универсальность — способность обеспечивать оценку безопасности любых видов информационных технологий и отдельных их компонентов;
гибкость — способность формировать требования и получать оценки безопасности информационных технологий, максимально учитывающих особенности их применения;
конструктивность — способность объективно оценивать уровень безопасности информационных технологий и влиять на процесс ее обеспечения;
преемственность — способность интерпретировать результаты оценок, полученных в рамках других систем оценки безопасности информационных технологий;
расширяемость — способность наращивать систему критериев и показателей без нарушения их общего построения.
45. Своевременно обнаружить угрозу несанкционированного доступа помогают:
ранжирование угроз по вероятности осуществления;
составление перечня субъектов (лиц и организаций) — потенциальных посягателей на информацию;
мониторинг состояния уязвимых направлений деятельности субъекта или объекта;
применение технических средств обнаружения посягательства с характеристиками, позволяющими минимизировать (в пределах заданной стоимости таких средств) время обнаружения несанкционированного доступа;
оптимальное сочетание применения физической охраны и технических средств обнаружения посягательства на информацию.
46. Основные факторы (нестабильные, динамичные, внешние), связанные с наличием на территории РФ целей, привлекательных для терроризма.
К нестабильным факторам относятся:
1. Общее снижение реального уровня населения в сочетании сусилением социальной дифференциации общества. В этой связи повышение активности террористических группировок можно ожидать в первую очередь в регионах с наибольшей дифференциацией доходов населения.
2. Кризисное положение отдельных социальных и профессиональных групп населения, которые ранее имели определенный статус в обществе (интеллигенция, научно-технические кадры военно-промышленного комплекса, военнослужащие и др.). Потеря прежнего положения, а порой и работы по специальности способны превратить их в фактор социальной нестабильности или объект рекрутирования членами террористических группировок.
3. Рост безработицы. При отсутствии развитой системы социальной поддержки, а также значительных денежных накоплений у населения можно прогнозировать ощутимый рост социальной напряженности. Неизбежно возникнут стагнирующие регионы, население которых будет вынуждено мигрировать, что в условиях неразвитости рынка жилья обострит многие проблемы. Регионы с высоким уровнем безработицы могут стать источниками рекрутирования и основными зонами базирования и действий террористических группировок.
4. Военная подготовка населения. Большинство мужчин в Российской Федерации обладает навыками обращения со стрелковым оружием армейского образца. Среди них достаточно велика доля лиц, имеющих опыт участия в боевых действиях по подавлению партизанского движения в Афганистане, Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Чечне и т. д., который легко трансформируется в поведенческие схемы партизанской войны, включающие и акты диверсий, мало чем отличающиеся от элементарного терроризма. К тому же немалая часть российского населения умеет обращаться со взрывчатыми, зажигательными и отравляющими веществами, высокотехнологичными средствами связи и наблюдения. В результате неоднократного перетряхивания спецслужб многие их бывшие сотрудники оказались без работы и стабильного заработка, в силу чего определенная их часть попала в криминальную среду. Вследствие этого значительные по численности преступные группы имеют в своем составе опытных профессионалов по ведению разведки и контрразведки. В результате беспрецедентного развала Российской армии, пик которого пришелся на 1990-е годы, потенциальные террористы вооружились современной военной техникой и снаряжением.
Динамичные факторы, способствующие терроризму, включают в себя:
1. Наличие доступного оружия, а также материальных и финансовых средств в зонах потенциальных действий террористических группировок. По самым «скромным» оценкам за первую половину 1990-х годов в результате ослабления контроля за хранением и торговлей оружием у населения оказалось более 3 млн стволов только зарегистрированного оружия и в несколько раз больше незарегистрированного. Фактически отсутствуют законодательные акты, регулирующие ввоз в страну «специальных технических средств»: подслушивающих устройств, пеленгаторов, широкополосных радиостанций и другой техники, предназначенной для скрытого получения информации. Криминальные структуры через подставных лиц покупают эту технику без всяких ограничений и вполне могут ее использовать в террористических целях. Что касается доступности материальных и финансовых средств, то достаточно привести хотя бы такие факты: по данным МВД, в середине 1990-х годов криминальные структуры контролировали более 50 % всех российских хозяйственных субъектов. И еще один не менее примечательный факт – только за шесть месяцев 1992 г. по фальшивым авизо в Чечню было переправлено более 30 млрд рублей.[33]
2. Политические настроения больших групп населения. В демократических обществах, как правило, используются легитимные формы противостояния политике правительства. В России традиционно преобладали насильственные формы, приверженность к ним до сих пор сохраняется у значительной части населения.
3. Уровень и характер активности легальных оппозиционных организаций, в том числе экстремистского толка. В составе последних есть военизированные структуры, способные при определенных обстоятельствах стать основой террористических группировок.
4. Степень противодействия преступности со стороны органов правопорядка и спецслужб, которые, по мнению некоторых аналитиков, значительно отличаются от своих предшественников, поскольку их структурное расчленение, реорганизация и кадровая чистка, вызванные политическими и экономическими реформами в стране, привели к оттоку большого числа опытных специалистов.[34]
Помимо указанных факторов внутреннего происхождения специалисты, изучающие проблемы терроризма, выделяют и внешние факторы, влияющие на распространение терроризма в России, в том числе:[35]
• рост терроризма в странах ближнего и дальнего зарубежья;
• социально-политическую и экономическую нестабильность в сопредельных государствах, наличие вооруженных конфликтов в некоторых из них, а также территориальных претензий друг к другу;
• наличие в ряде этих государств «черного рынка» оружия и боеприпасов;
• отсутствие надежного пограничного контроля с новыми государствами, ранее входившими в состав СССР;
• стратегические установки в отношении России некоторых иностранных спецслужб и зарубежных, в том числе и международных, террористических организаций и группировок.
47.