ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
12. Классификация терроризма по идеологической основе и сфере проявления
22. Правовая основа антитеррористической деятельности
23. Пять основных пунктов стратегии оон
28. Угрозы ядерного терроризма.
38. При формировании и функционировании Системы должны соблюдаться следующие основные принципы:
27. Критические объекты инфраструктуры и угрозы воздействия на них
Объекты инфраструктуры |
Угроза |
Места массового скопления людей: станции метро, спортивные сооружения, концертные и выставочные залы, крупные магазины, вокзалы, лечебно-профилактические учреждения |
Подрыв, поджог, химические атаки |
Атомные электростанции |
Диверсия на ядерном реакторе, атака воздушным судном |
Плотины гидроэлектростанций |
Подрыв тротиловым или ядерным зарядом, атака воздушным, наводным или подводным судном |
Склады горючесмазочных материалов с единичными емкостями 10 тыс. т и более |
Подрыв, разрушение конструкций |
Пункты управления на транспорте, узлы связи, радио, телецентры |
Облучение с помощью генераторов электромагнитных импульсов |
Системы водоснабжения, предприятия пищевой и мясомолочной промышленности |
Заражение биологическими агентами и отравляющими веществами |
Химически и биологически опасные объекты с запасами высокотоксичных опасных химических веществ и биологических активных агентов |
Подрыв, разрушение емкостей с опасными химическими веществами и биологическими активными агентами |
Высотные административные и жилые здания |
Атака воздушным судном или ракетой |
28. Угрозы ядерного терроризма.
Подрыв ядерного взрывного устройства. Ядерный взрыв — наиболее страшное проявление терроризма. В силу этого сохранность стратегических ядерных материалов и оружия является жизненно важным вопросом национальной безопасности и должна быть главным в организации защиты ядерного комплекса. Пока еще угроза применения ядерного оружия террористами гипотетична, однако полной гарантии этого в будущем нет.
Заражение радиоактивными материалами. Использование радиоактивных материалов (цезия-137, плутония, кобальта-60 и др.) в широкомасштабных терактах подразумевает их распыление в виде аэрозолей или растворение в водоисточниках. Однако в большинстве сценариев радиоактивное заражение останется локальным и не приведет к катастрофическим последствиям.
Диверсия на ядерных объектах. В большинстве случаев последствия повреждения установок исследовательских центров или предприятий топливного цикла будут носить локальный характер (в пределах промплощадки). Глобальная катастрофа возможна при диверсии на реакторе АЭС. В России повышенную опасность представляют 25 энергоблоков на восьми АЭС и пять промышленных реакторов.
29.
30. Критический элемент объекта тот, выход из строя которого однозначно приводит к прекращению функционирования объекта в целом и, в случае потенциально-опасных объектов, — к чрезвычайным ситуациям. Уязвимые места объекта — те его критические элементы, в отношении которых в силу их недостаточной устойчивости или низкого уровня защищенности могут быть успешно реализованы злоумышленные акции.
31.
32.
33. Основные особенности работы территориальных органов исполнительной власти по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, вызываемых террористическими акциями:
составление (уточнение) перечня важных государственных объектов, являющихся возможными целями для действий террористических групп;
выявление и защита наиболее важных и уникальных элементов объектов экономики и инфраструктуры от возможных террористических акций;
прогнозирование чрезвычайных ситуаций в случае террористических акций на этих объектах;
создание резерва финансовых и материальных ресурсов субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и объектов за счет соответствующих бюджетов;
усиление контроля за выполнением мероприятий по защите наиболее важных элементов потенциально опасных объектов и объектов инфраструктуры и экономики, критически важных для обороны и экономической безопасности страны.
34. Для смягчения последствий возможных террористических акций с применением средств массового поражения необходимо заблаговременно:
определить объекты науки, промышленности, энергетики и жизнеобеспечения по степени их потенциальной опасности и ди-версионно-террористической уязвимости;
провести комиссионное обследование состояния объектов повышенной опасности, особой важности и жизнеобеспечения на предмет их готовности реагировать на возможные террористические акции;
совместно с заинтересованными службами разработать необходимые организационные документы по противодействию терроризму на объектах повышенной опасности, особой важности и жизнеобеспечения;
обеспечить высокую готовность органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля к оперативному и точному анализу данных контроля окружающей среды в целях своевременного определения видов средств массового поражения, которые могут быть использованы в террористической акции;
определить перечень специальных лабораторий по временному хранению, обследованию и обезвреживанию средств совершения технологических террористических акций;
подготовить специальные разведывательные группы для обнаружения и идентификации химически, радиационно и биологически опасных веществ в случае применения их террористами в местах массового скопления людей;
иметь необходимые ресурсы для оперативного реагирования на разные варианты террористических действий;
разработать и реализовать дополнительные меры по усилению пропускного режима и охраны радиационно, химически, биологически опасных объектов и складов готовой продукции;
обучить население особенностям действий в случае применения террористами опасных радиоактивных, химических и биологических веществ;
осуществить физическую защиту критически важных элементов потенциально опасных объектов.
35.
36.
37. Мероприятия по научно-методическому обеспечению государственной системы противодействия терроризму на объектах промышленности, энергетики и инфраструктуры Российской Федерации.
1. Мероприятия по категорированию объектов науки, промышленности, энергетики и жизнеобеспечения по степени их потенциальной опасности и уязвимости. Цель таких мероприятий в правильном определении степени опасности каждого из объектов. Работа на каждом объекте должна завершаться проведением оценки достаточности мероприятий по защищенности объекта от той или иной угрозы. Это также позволит определить необходимое количество сил и средств, направленных на обеспечение защищенности объектов.
При проведении мероприятий по категорированию объектов науки, промышленности, энергетики и жизнеобеспечения по степени их потенциальной опасности необходимо учитывать следующие факторы:
степень потенциальной опасности объекта как источника чрезвычайных ситуаций с определенными социально-экономическими последствиями, в том числе при осуществлении несанкционированных воздействий;
уязвимость производственно-технологического процесса функционирования объекта, характеризуемого наличием критических элементов, доступностью и привлекательностью совершения на них диверсионно-террористических акций, хищения имеющихся на объекте опасных веществ и материалов (ОВМ) в целях создания чрезвычайной ситуации на территории объекта, либо вне ее.
2. Прогнозирование и предотвращение террористических воздействий на промышленные объекты и объекты инфраструктуры, смягчение и ликвидация их последствий.
Цель таких мероприятий будет заключаться в выявлении вероятности возникновения того или иного происшествия, что создает возможность для специально уполномоченных органов власти осуществить комплекс мероприятий по защите опасных объектов от названных угроз.
3. Выявление лиц и организаций, намеревающихся осуществить несанкционированные воздействия на объекты экономики и инфраструктуры, своевременное обезвреживание этих лиц и организаций, противодействие реализации их планов.
Цель таких действий очевидна — она сформулирована в названии мероприятий.
4.Защита критически важных объектов от несанкционированных воздействий, в том числе диверсионно-террористических проявлений. Цель также очевидна: защита таких объектов позволит снизить количество происшествий и размеры ущербов на объектах и в близлежащих районах при свершении на них диверсионно-террористических актов.
5.Учет роли человеческого фактора при предупреждении террористических актов, во время чрезвычайной ситуации, вызванной террористическим актом, при ликвидации ее последствий и др. Цель определения влияния человеческого фактора в системе защиты объектов заключается в определении слабых мест системы и усилении ее.
38. При формировании и функционировании Системы должны соблюдаться следующие основные принципы:
защите от несанкционированных воздействий на объекты экономики и инфраструктуры жизнедеятельности населения, и непосредственно на население, подлежат все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;
подготовка и реализация мероприятий по защите от терроризма должны осуществляться с учетом разделения сфер ведения и полномочий между федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
при совершении террористической акции обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;
основной объем мероприятий, направленных на снижение уязвимости территорий, объектов экономики и населения для поражающих факторов террористических акций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, должен проводиться заблаговременно;
планирование и осуществление мероприятий по защите населения, объектов экономики и территорий от терроризма, снижению их уязвимости, должны проводиться с учетом экономических и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности совершения террористической акции;
объем и содержание мероприятий по защите населения, объектов экономики и территорий, направленных на снижение их уязвимости от терроризма, определяются из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
39. Для снижения уязвимости промышленных объектов и объектов инфраструктуры от угроз террористического характера России нужна общегосударственная комплексная система мер противодействия терроризму, оформленная в виде программы со следующими основными положениями:
уяснение содержания и причин вооруженного экстремизма и терроризма;
определение основных и сопутствующих факторов, способствующих росту числа их проявлений;
выявление системы признаков подготовки и проведения террористических актов;
формирование мощных антитеррористических центров (в первую очередь в наиболее критичных отраслях и регионах);
использование отечественного и зарубежного опыта борьбы с вооруженными террористическими формированиями;
оздоровление социально-экономической обстановки в стране и регионах, являющихся основным источником вооруженных конфликтов и терроризма;
создание более совершенной национальной нормативно-правовой базы, нацеленной на комплексное решение перечисленных задач.