ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Техника сплочения учебной группы предполагает:

  • представление и знакомство обучаемых друг с другом;

  • налаживание взаимодействия и межличностных связей обучаемых;

  • формирование постоянных и временных учебных ко­манд и подгрупп.

Техника групповой работы в ходе учебных занятий предус­матривает формирование:

  • игровых учебных подгрупп и команд при деловой игре и анализе конкретных ситуаций;

  • групповой среды в дискуссионных и игровых методах;

  • творческих групп при «мозговой атаке»;

  • рабочих тренинговых групп.

При применении методов активного обучения использу­ются также приемы парной, триадной, микрогрупповой ра­боты обучаемых на учебных занятиях

Как правило, при применении дискуссионных и игро­вых методов активного социально-психологического обу­чения среди обучаемых организуются две-четыре рабочие группы (подгруппы). Руководителей групп обучаемые вы­бирают сами из общего состава участников. Получив зада­ние, каждая группа выполняет его самостоятельно и авто­номно от другой группы. После выполнения задания ре­зультаты решения (доклады групп) выносятся на общее обсуждение, в котором участвуют ведущий и все группы обучаемых.

Сначала разбирается решение первой группы, а другие группы анализируют и оценивают его, и наоборот. Анализ и оценка производятся по схеме: соответствие доклада груп­пы заданной теме; правильность решения; наличие аргу­ментации в пользу полученного решения (полнота аргу­ментации, ее продуманность); творческий характер реше­ний (наличие собственных мыслей); полнота полученного решения (на все ли вопросы имеются ответы; степень пол­ноты использования предложенных для занятия материа­лов и схем).

Используется также прием организации соревнования между группами, который позволяет добиться активности и личной заинтересованности со стороны обучаемых. В кон­це каждого занятия ведущий объявляет две оценки: за пра­вильность решения группы и за активность участия обучае­мых в коллективной работе.


3. Общая характеристика методов активного-социально-психологического обучения, их классификация

Методы обучения — способы взаимосвязанной деятель­ности педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Методы обучения зависят от его целей и характера взаимодействия субъектов.

В педагогике и психологии различают две группы мето­дов коллективного обучения: традиционные и активные методы обучения.

Разделение методов обучения на две группы: традицион­ные, или информационно-рецептивные (от лат. receptio — «восприятие»), и активные методы обучения (от лат. aktivus — «деятельный»), носит условный характер, так как все мето­ды в плане достижения определенных дидактических целей должны нести в себе активность.

Методы традиционного обучения — методы информаци­онно-рецептивного обучения, носящие репродуктивный ха­рактер и направленные на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков и умений практической деятельности. К ним относятся методы устного изложения материала (лекция, рассказ и др.); обсуждения учебного материала (семинар, беседа и т.д.); самостоятельной рабо­ты, показа, упражнений и др. В целом традиционные мето­ды предполагают предоставление обучаемым готовых реше­ний в качестве образца. Задача обучаемого при обучении традиционными методами заключается в основном в том, чтобы выучить заданное и воспроизвести его при контроле. Эта активность по своей направленности и содержанию но­сит репродуктивный характер. Именно это определяет при обучении традиционными методами приоритетную роль па­мяти и недостаточное внимание к управляемому развитию творческого мышления, которое осуществляется лишь опо­средованно.

Методы активного обучения — методы обучения, направ­ленные на развитие у обучаемых самостоятельного творче­ского мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения — не только вооружить знаниями, навыками и умениями ре­шать профессиональные задачи, но и развить умение мыс­лить, культуру мыслительной творческой деятельности. Этим методам присущи активность познавательной деятельности обучаемых, тесная связь теории с практикой, направлен­ность на овладение диалектическим методом анализа и ре­шения сложных проблем, развитая рефлексия, атмосфера сотрудничества и сотворчества, содействие овладению про­дуктивным стилем мышления и деятельности.


Методы активного социально-психологического обучения — методы активного обучения, целенаправленно реализующие социально-психологические закономерности активной учеб­ной деятельности обучаемого в учебной или иной целевой группе.

В учебном процессе методы обучения обязательно осуще­ствляются в каких-либо организационных формах. Форма обучения — организационный способ осуществления учеб­ного процесса, внешнее выражение его внутренней сущно­сти, логики и содержания. Форма обучения прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обу­чения, порядком его осуществления. К формам обучения в школе относятся урок, экскурсии, практикумы, самостоя­тельная работа и др.

Любая из этих форм реализуется одним или нескольки­ми методами. Например, на семинаре как форме обучения могут использоваться как традиционные методы обсужде­ния учебного материала, так и нетрадиционные, активные (дискуссия, «круглый стол» и др.). Чаще всего формы обу­чения включают в себя несколько его методов. Так, прак­тические занятия интегрируют в себе методы «интеллекту­альной разминки», анализа конкретных ситуаций, ролевой игры и т.д. С одной стороны, в педагогической практике при объединении различных методов обучения иногда ис­пользуется смешанное название учебных занятий: «семинар-дискуссия», «семинар-"круглый стол"» и др.

С другой стороны, одни и те же методы обучения могут находить применение в различных видах занятий. Напри­мер, деловые игры могут применяться на семинарских и практических занятиях, научно-практических конференци­ях и др.

Применение методов активного социально-психологического обучения конкретизируется в следующих задачах:

  1. овладение психолого-педагогическими и специальными знаниями (знаниями изучаемого предмета);

  2. формирование личностных и профессиональных уме­ний и навыков, особенно в сфере общения;

  1. коррекция и развитие установок, необходимых для успешной деятельности и общения;

  2. развитие способности адекватного и полного позна­ния себя и других людей; коррекция и развитие системы отношений личности

Активные

методы обучения

Групповые

Индивидуальные

Дискуссион-

Игровые

Социально-

ные

психологические

тренинги

• групповая

• ролевая

• тренинг

• выполне-

игра;

партнерского

ние практи-

• деловая

(делового)

ческих задач;

конкрет­ных ситуа-

игра;

общения;

• тренировка

• органи-

• тренинг

• «мозговая

зационно-

профессио-

атака»'

деятельно-

нальных и жиз-

• «круглый

стная игра

ненных умении

стол»;

и др.

• тренинг

• «интел-

личностного

лектуаль-

роста и др.

ная раз-

минка» и

Др.


На рис. 1 представлена классификация методов актив­ного обучения; они первоначально делятся на групповые и индивидуальные. Групповые методы включают в себя: дискуссионные методы (групповая дискуссия, анализ кон­кретных ситуаций, «мозговая атака», «круглый стол», «ин­теллектуальная разминка», сократическая беседа и др.), игровые методы (ролевая, деловая и организационно-деятельностная и другие игры) и социально-психологиче­ские тренинги (партнерского общения, умений, социаль­но-ролевой и др.). К индивидуальным методам активного обучения относятся выполнение практических задач и тре­нировки.


4. Основные принципы активного социально-психологического обучения

Руководящие, основополагающие установки при орга­низации занятий с применением методов активного соци­ально-психологического обучения включают четыре основ­ных принципа.

1. Принцип активности участников: в ходе занятий обу­чаемые постоянно вовлекаются в различные действия —выполнение устных и письменных упражнений, обсуждение и проигрывание ролевых ситуаций, наблюдение по за­ данным критериям за поведением участников ролевых игр и т.д. Особенно эффективны в достижении учебных и воспитательно-развивающих целей те упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.

2. Принцип исследовательской (творческой) позиции: в процессе занятий создаются такие ситуации, когда обучаемым необходимо самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать закономерности и принципы общения, взаимодействия и т.п. Исходя из этого принципа, руководитель занятия конструирует и организует такие ситуации, которые дают членам учебной группы возможность осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения и деятельности.

В учебной, особенно тренинговой группе создается креа­тивная среда, основными характеристиками которой являются проблемность и неопределенность.

  1. Принцип объективации поведения: особым образом организованная обратная связь, в том числе с использованием видеозаписей.

  2. Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения: предполагает признание ценности личности другого челове­ка, его мнений, а также принятие решения с максимально возможным учетом интересов участников общения.

Реализация этого принципа в тренинговой группе созда­ет в ней атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.

  1. Методы психологического воздействия и их место в социально-психологическом обучении

Главной детерминантой воздействия людей друг на друга является процесс совместной групповой деятельности. Все чисто психологические механизмы воздействия опосредова­ны этой деятельностью. Воздействие с помощью знаков, использование механизмов идентификации, рефлексии ре­ализуются в ходе деятельности, в том числе учебной, в содержательном плане задаются ее характеристиками.