ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15

Л. 1. Научно-методические основы активного социально-психологического обучения

1.1. История развития научных взглядов на активное социально-психологическое обучение

1.2. Понятие об активном социально-психологическом обучении

1.3. Общая характеристика методов активного-социально-психологического обучения, их классификация

1.4. Основные принципы активного социально-психологического обучения

1.5. Методы психологического воздействия и их место в социально-психологическом обучении

1. История развития научных взглядов на активное социально-психологическое обучение

Психологическая наука до конца XIX столетия развива­лась как психология отдельно взятого индивида. На рубеже XIX—XX вв. в эмпирическое поле исследований человече­ского поведения вошли социальные (групповые) перемен­ные. Одной из ведущих проблем был вопрос о том, изменя­ется ли деятельность индивида под влиянием присутствия других лиц.

Экспериментально подтвержденный ответ на этот вопрос дал американский исследователь Н. Триплетт (1898), кото­рый, изучая результаты соревнований по велосипедному спорту, обратил внимание на то, что скорость велогонщи­ков, находившихся в поле зрения болельщиков, на 20% пре­вышала их же скорость на безлюдных участках трассы. В Гер­мании педагог А. Майер (1903) изучал успешность усвоения материала учащимися в школе и дома. Его данные подтверди­ли более высокую результативность формы занятий в классе по сравнению с индивидуальной учебной подготовкой.

В начале XX в. начинает складываться экспериментальная техника исследования малых групп, межличностного взаи­модействия. К этому периоду относятся экспериментальные исследования В.М. Бехтерева по общественной психологии (1911), позже названной им «коллективной рефлексологи­ей». Ученый впервые эмпирически показал эффект измене­ния суждений индивидуального характера в результате груп­повой дискуссии, а также сформулировал принципы целе­сообразности коллективного труда. Он писал: «Общий интерес и единство цели обусловливают связь отдельных членов коллектива, причем чем больше общих интересов, тем, очевидно, и больше сплоченность коллектива. Очевидно, что только общность интересов и задач являются тем стимулом который побуждает коллектив к единству действий и придает самый смысл существованию коллектива. В этом отношении на коллектив нужно смотреть как на лучшее средство осуществления определенной задачи. То, что неосуществимо в полной мере для индивида, может быть осуществимо с помощью согласованной коллективной работы, и это-то обстоятельство и оправдывает необходимость создания коллективов».


В начале XX в. начинает развиваться коллективная (групповая) психотерапия. Врачи стремились интегрировать средства искусства, факторы совместного общения людей и традиционные методы в борьбе за психическое здоровье человека.

Особый вклад в рассматриваемую проблематику внесли достижения отечественных педагогов А.С. Макаренко, СТ. Шацкого, В.А. Сухомлинского, научно применявших обучаю­щий и воспитывающий эффект группы в теории и практике формирующего воздействия коллектива на личность.

В целом активные групповые методы обязаны своей раз­работкой не только экспериментальной психологии, но и обобщению разнообразного практического опыта по линии активных форм и группового характера учебного, творческого, управленческого, терапевтического и других видов взаимодействия людей.

Современные методы активного обучения и прогрессив­ные педагогические технологии в значительной мере осно­ваны на интенсивном вовлечении глубинного группового социально-психологического потенциала.


2. Понятие об активном социально-психологическом обучении

В комплексном понятии «активное социально-психоло­гическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.

Во-первых, это — активное обучение. Активность — соб­ственная динамика живых существ как источник преобра­зования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано та­кое определение понятия «активность личности»: «Это спо­собность человека производить общественно значимые пре­образования в мире на основе присвоения богатств матери­альной и духовной культуры».

Видный отечественный психолог Д. Н. Узнадзе писал по этому поводу: «Активность, возникающая в процессе уче­ния, имеет не только значение средства, но и свою незави­симую ценность; основное место в учении занимает не про­дукт, предоставляемый нам в качестве конкретного навыка или знания конкретного ее содержания, а развитие в опре­деленном направлении сил учащегося. Основное в учении — не конкретный навык или знание, а развитие сил, участву­ющих в процессе учения».

Зависимость эффективности процесса усвоения знаний от собственной интеллектуальной активности — одна из за­кономерностей процесса обучения. Эта зависимость подтвер­ждается эмпирическими исследованиями, согласно которым в памяти человека запечатляется до 10% того, что он слы­шит, до 50% того, что он видит, и до 90% того, что он делает.

Во-вторых, это — социально-психологическое обучение, т.е. явление социальной психологии, использующее и опираю­щееся на ее закономерности и понятийно-терминологиче­ский аппарат. Напомним, что социальная психология — от­расль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характери­стики этих групп. Следовательно, социально-психологиче­ское обучение — это обязательно обучение в группе, и этим оно принципиально отличается от индивидуального обуче­ния. Однако активное использование современных группо­вых форм и методов не только не противоречит индивидуа­лизации обучения, но и является необходимым для педаго­гически целесообразного развития личности обучаемых.

К основным понятиям, определяющим групповое, кол­лективное обучение, относятся «групповая динамика», «меж­личностные отношения», «межличностная ситуация».


Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характе­ризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы, в том числе и учебной, тренинговой группы. К процессам груп­повой динамики относятся: руководство и лидерство; при­нятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработ­ка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; кон­фликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения. Происходящие в группе за время ее существования изменения обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями, продиктованными взаимо­действием двух предполагающих и одновременно отрицаю­щих друг друга тенденций групповой активности — интег­рации и дифференциации. Первая нацелена на упрочение психологического единства членов группы, стабилизацию и упорядочение межличностных отношений и взаимодей­ствий и является необходимой предпосылкой сохранности группы.

Важнейшее место в групповой динамике занимает груп­повое принятие решения — выбор, осуществляемый груп­пой, из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей задачи. Процедура груп­пового принятия решения предполагает обязательное со­гласование мнений членов группы в отличие от групповой дискуссии, которая обычно рассматривается как фаза, пред­шествующая групповому принятию решения. Групповые решения не могут сводиться к сумме индивидуальных, а являются специфическим продуктом группового взаимо­действия.

Межличностные отношения — субъективно переживае­мые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющи­еся в характере и способах взаимных влияний, оказывае­мых людьми друг на друга в процессе совместной деятель­ности и общения. Межличностные отношения — это система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредованы содержани­ем, целями, ценностями, организацией совместной деятель­ности и выступают основой формирования социально-пси­хологического климата в коллективе. Феномены межлично­стных отношений — ценностно-ориентационное единство, коллективистское самоопределение, коллективистская иден­тификация, референтность и т.д.

Межличностная ситуация — основной обучающий пат­терн в приобретении индивидом коммуникативной компе­тентности. Паттерн (англ. —pattern) означает модель, кон­фигурацию, образы, шаблон; любую последовательность яв­лений во времени или любое расположение предметов в пространстве, которое можно отличить от других последо­вательностей или расположений и сравнить с ними.


Групповой потенциал обучения как комплекс глубин­ных социально-психологических ресурсов взаимодействия обучаемых друг с другом и с преподавателями позволяет:

  • создать оптимальную обучающую среду, благоприят­ные условия для обучения;

  • использовать самих обучаемых и их взаимодействие как ценный учебный материал;

  • широко применять способы и средства группового воз­действия на отдельных обучаемых;

  • гибко управлять учебно-воспитательным процессом с опорой на самоорганизацию обучаемых.

Как показывает опыт социально-психологического обу­чения, работа обучаемых в группе имеет следующие пре­имущества:

  • при разработке решений односторонние интересы не превращаются в решающие;

  • сводится к минимуму риск неверного решения;

  • над выполнением одного задания работает достаточно большое количество людей, что уменьшает опасность упус­тить определенные детали;

  • обеспечивается более интенсивная готовность и способ­ность каждого отдельного члена группы к сотрудничеству;

  • складываются условия для более полной реализации интеллектуального потенциала;

  • оказывается исключительное воспитательное воздей­ствие;

— вырабатываются терпимость, готовность подчиняться общим интересам, признавать мнение других, честно дискутировать, благодаря чему устраняется резко выраженный индивидуализм.

Вместе с тем нельзя не отметить и недостатки работы обучаемых в группе:

  • выполнение учебных заданий может потребовать более продолжительного времени по сравнению с работой отдель­ного человека. Время, в течение которого члены группы подстраиваются друг под друга и устраняют возможные недоразумения, может быть достаточно длительным;

  • группа трудноуправляема, особенно если велика по составу;

  • отсутствует стимул личных амбиций, так как участни­кам групповой работы достигнутые ими результаты не ста­вятся в заслугу;

  • анонимность членов группы может оказать отрица­тельное влияние на стремление к результатам и готовность к работе. Каждый член группы может скрывать свою низ­кую интеллектуальную производительность за спинами других участников.

Техника групповой работы в процессе обучения включает в себя два раздела: технику сплочения учебной группы; тех­нику групповой работы в ходе учебных занятий.