ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 218
Скачиваний: 4
К природно-климатическим факторам относятся: продолжительность времен года; климатические показатели (температура, количество солнечных дней и пр.); географические условия; наличие природных ресурсов (моря, реки, горы, леса и пр.).
К национально-историческим факторам относятся: традиции и обычаи; условия быта и пр.
По характеру воздействия на формирование и развитие платежеспособного спроса факторы можно разделить на общие и частные (специфические).
К общим факторам относятся все факторы, которые оказывают влияние в целом на формирование и развитие спроса у населения (уровень дохода, уровень цен, стоимость потребительской корзины, численность населения и др.).
Частные, или специфические, факторы влияют главным образом на развитие спроса на туристскую продукцию, учитывая специфические требования различных групп потребителей (например, мужчины и женщины; молодежь и люди пожилого возраста; люди, увлекающиеся спортом или желающие полечиться и т.д.).
По возможности измерения все факторы можно разбить на две подгруппы: поддающиеся и не поддающиеся количественному измерению, т.е. факторы прямого количественного измерения и косвенного, оценка которых осуществляется на качественном неформализованном уровне. В туризме существует много факторов, которые достаточно сложно выделить и особенно измерить, например туристское ожидание и туристский опыт, привычки и предпочтения и т. п.
Спрос может быть реализованным, неудовлетворенным и формирующимся.
Реализованный спрос соответствует тои части общего спроса населения, которая фактически удовлетворяется при обмене - денежных средств на продукцию туриндустрии. Реализованный спрос можно определить количественно в виде объема продаж туристской продукции. Следовательно, объем продаж характеризует тенденции развития, размеры и структуру реализованного спроса. Однако поскольку определить объем продаж туристского продукта из-за его специфики достаточно сложно, то и установить истинную величину реализованного туристского спроса весьма сложно.
Определение неудовлетворенного спроса на турпродукты, как правило, не поддается количественной оценке, а осуществляется только на качественном уровне. Неудовлетворенные спрос соответствует части общего спроса населения и туристскую продукцию, которая не была удовлетворена по какой-либо причине в определенный (конкретный) момент времени. Его MO~O определить только при проведении специальных исследовании в виде анкетирования населения, опроса специалистов - работников туриндустрии и экспертов. В качестве причин неудовлетворенного спроса могут выступать все факторы, которые были рассмотрены как препятствующие эффективному функционированию туриндустрии в целом.
Формирующийся спрос на туристскую продукцию выражается в виде совокупности новых требований, которые предъявляют потребители к туриндустрии. Он формируется из той информации, которую получают потенциальные потребители туристской продукции (туристы) о новых направлениях (дестинациях) и новых видах туристского продукта. На формирование спроса большое влияние оказывают туроператоры, предлагая (<<навязывая») продукцию из того набора, которым они обладают. Величину формирующегося спроса можно также определить посредством проведения специальных исследований в виде экспертного анализа, анкетирования, опроса.
Спрос характеризуют два показателя - структура (т.е. на что население предполагает тратить свои денежные сбережения) и объем (т. е. та сумма денежных средств, которую население обменивает на товары и услуги). Спрос определяется величиной покупательных фондов населения в целом, размером неудовлетворенного спроса и миграцией (перераспределением по регионам) денежных средств.
Покупательный фонд населения - часть денежных средств, которые население выделяет для покупки товаров и услуг; рассчитывается на основе баланса денежных доходов и расходов населения. Такой баланс характеризует источники образования и объем денежных доходов, а также объем и направление денежных расходов населения. На его основе устанавливаются соотношения между денежными доходами, розничным товарооборотом, величиной расходов на оплату услуг и остатками денежных доходов населения. Для разработки баланса используются плановые показатели и отчетные данные министерств и ведомств, различные Статистические обследования населения (групп населения), экспертные оценки и Т.Д. Баланс составляется в целом по стране, а также по регионам, областям, по группам населения.
На основе данных баланса определяются денежные доходы населения, величина покупательных фондов, сумма расходов и пр. Сумма расходов на приобретение товаров и услуг определяет общий объем спроса населения. Она рассчитывается вычитанием из обшей суммы денежных доходов населения таких показателей, как обязательные платежи, добровольные взносы, суммы, направленные на приобретение облигаций и других ценных бумаг, покупку валюты, при рост вкладов населения. Прогнозирование спроса на продукцию туриндустрии. Под прогнозированием спроса на продукцию туриндустрии понимается определение различных вариантов предполагаемого объема спроса; оно может осуществляться не только в целом, но и по отдельным группам товаров и услуг, например на туристскую продукцию. Такая товарно-групповая структура спроса определяется из соотношения расходов населения на приобретение товаров и услуг данной группы в пределах общего объема платежеспособного спроса населения.
Прогнозирование спроса на продукцию туризма может осуществляться как на макроуровне (на уровне туриндустрии), так и на микроуровне (на уровне предприятия). При этом решаются различные задачи. Исследование и прогнозирование спроса на макроуровне нацелено на определение направлений развития туризма страны в целом и отдельных ее регионов (выявление спроса на отдельные туристские продукты, определение новых туристских направлений, дестинаций, выявление предпочтений, связанных с видами отдыха, средствами размещения и доставки, развлечениями и пр.). Результаты исследования потребительского спроса на уровне предприятия необходимы для осуществления текущего планирования и оперативного управления предприятием и его структурными подразделениями. Специфической чертой прогнозирования является то, что расчеты носят многовариантный характер и из этого множества решений необходимо выбрать наилучший (оптимальный) вариант. На качество результата прогноза будут оказывать влияние как достоверность информации, так и методы ее обработки. Чем больше и качественнее объем информации (репрезентативность) и чем совершеннее математические методы расчетов, тем правильнее будет прогноз. Но такое исследование потребует больших затрат как времени, так и средств, поэтому перед исследователями всегда стоит дилемма: соизмерение затрат и результатов. Если в результате прогноза необходимо определить общие тенденции поведения спроса, направления его развития, то можно применить более простые методы прогнозирования. Это же может иметь место и тогда, когда исследователь не обладает достаточными знаниями в области математики. Если же надо получить более точные результаты, то следует применять и самые современные математические методы.
Прогнозирование может быть:
• краткосрочным (месяц, квартал, год, в туризме - сезон) для оперативного управления;
• среднесрочным (от года до трех лет) - для обоснования перспектив развития;
• долгосрочным (свыше трех лет) - для определения тенденций развития индустрии, выявления важнейших пропорций и соотношений в структуре спроса, определения стратегии развития и т.п.
Среди методов, выбор которых определяется разными задачами прогнозирования, можно выделить: структурный метод прогнозирования спроса, метод экспертных оценок, метод прогнозирования на основе коэффициента эластичности спроса, экономико-математическое моделирование и пр.
Структурный метод прогнозирования спроса. Этот метод основывается на данных выборочных обследований бюджетов семей в разрезе отдельных социальных групп населения. Осуществляется группировка семей по размерам годового дохода на одного члена семьи, соответственно определяется величина денежных расходов на приобретение товаров и услуг как в целом, так и по отдельным составляющим, например затраты на туризм, и составляется структурная модель спроса.
Структурная модель представляется в виде таблицы, в которой данные могут быть как в абсолютных величинах, так и в относительных (в процентах).
Достоинством структурного метода прогнозирования является его простота. Он не требует от исследователя глубоких математических знаний, но требует больших затрат времени и средств на проведение социологических исследований.
Основным недостатком структурного метода прогнозирования является то, что при проведении выборочных бюджетных исследований результат может не соответствовать реальному спросу всего населения, поскольку он не охватывает все социальные группы населения.
Метод экспертных оценок. Данный метод используется при прогнозировании спроса на краткосрочный период. Суть метода заключается в привлечении экспертов-практиков, работающих в данной отрасли, хорошо знающих особенности функционирования туристского рынка, владеющих необходимой информацией, и специалистов, занимающихся проблемами изучения спроса. Оценки, которые были получены в результате проведения опросов, обобщаются и обрабатываются при помощи современных методов математической статистики.
Метод прогнозирования на основе коэффициента эластичности.
Спрос на продукцию туриндустрии может зависеть от различных факторов. В частности, можно отметить такие факторы, как доходы населения, общий уровень цен и Т.П. Зависимость спроса от данных факторов можно выявить на основе изучения эластичности спроса.
Под эластичностью спроса понимается способность изменения спроса под воздействием влияния соответствующих факторов. Ее можно рассчитать количественно в виде коэффициента эластичности, который рассчитывается как отношение изменения спроса на продукцию туриндустрии к изменению соответствующего фактора. Коэффициент показывает, на сколько процентов изменится спрос на продукцию туриндустрии при изменении этого (определяющего) фактора на I %. Применение экономико-математического моделирования при прогнозировании спроса па продукцию туриндустрии.
Модель - это такой материально или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования заменяет объект оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале. Другими словами, модель - это приближенное отображение объекта (процесса), которое заменяет оригинал.
Моделирование - это искусственное описание (представление) объекта или процесса, отражающее наиболее существенные для исследователя признаки, характерные связи между компонентами.
Главная особенность моделирования заключается в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов - заменителей, в качестве которых и выступает модель. Модель - это своеобразный инструмент для познания, который исследователь ставит между собой и объектом исследования и с помощью которого изучает интересующий его объект.
Экономико-математическое моделирование применяется в тех случаях, когда:
• объект исследования недосягаем для исследователя (тогда строят модель объекта и на основе общих законов развития пытаются спрогнозировать поведение объекта);
• исследование требует больших затрат времени и средств (в экономических исследованиях применение экономико-математических моделей необходимо).
При прогнозировании спроса на продукцию туриндустрии экономико-математическое моделирование можно применить по следующим направлениям:
• прогнозирование путем экстраполяции динамического ряда;
• прогнозирование на основе многофак;торных экономикотематических моделей.
Они отличаются методикой расчета и применяемым математиическим аппаратом.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ
1. Что такое макроэкономика туриндустрии?
2. Каковы основные проблемы экономики туризма?
3. Что является предметом экономической науки?
4. Что такое туристская политика?
5. Каковы основные цели экономики туризма?
6. Что такое туристское ожидание и туристский опыт?
7. Каковы лимитирующие факторы экономики туризма?
8. Охарактеризуйте основные понятия туриндустрии: турист, туризм.
9. Какова классификация туризма?
10. Классифицируйте предприятия, входящие в туриндустрию.
11. Что такое координация взаимодействия компонентов индустрии туризма?
12. Что такое туристский кругооборот?