ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 4
Для усиления производственной активности экономики туризма капитал, который был привлечен для производства туристского продукта в одном периоде, должен быть увеличен и направлен на развитие производства в новом периоде.
6. Туристское потребление (использование)
В связи с быстрым послевоенным развитием туризма появилось много проблем в экономической науке. Одна из них - проблема туристского потребления, или использования.
Туристское потребление (использование) - это расходование дохода индивидуумов с целью приобретения туристских товаров или услуг для удовлетворения определенных туристских потребностей или желаний в определенном месте назначения в определенное время. Иными словами, турист тратит деньги с тем, чтобы удовлетворить свои туристские потребности. Такое определение характеризует его именно как потребителя, который использует туристскую продукцию.
На принятие индивидуумом решения потратить деньги на удовлетворение своих туристских потребностей и желаний влияют различные факторы. Поведение индивидуума зависит от его биологических, физических, умственных и социальных особенностей.
Факторы, которые влияют на принятие им решения, могут быть эндогенные и экзогенные. Эндогенные (внутренние) факторы это психологические, физические и культурные особенности самого индивидуума. Экзогенные (внешние) факторы определяются уровнем его личного дохода, социальными, политическими и экономическими обстоятельствами и рекламой.
При рассмотрении вопросов, связанных с туристским потреблением, необходимо определить, что такое потребительная стоимость. Под потребительной стоимостью для туриста понимается полезность различных материальных составляющих туристского потребления (нематериальных составляющих) - различных услуг, предоставляемых туристу. Она включает в себя:
• потребительные стоимости, не являющиеся результатом человеческого труда (природные факторы: солнце, воздух, вода);
• потребительные стоимости, являющиеся результатом человеческого труда в прошлом (овеществленный труд) и не принимающие товарной формы (памятники архитектуры и т. п.);
• потребительные стоимости материальных составляющих, которыми туристы пользуются бесплатно, но которые требуют постоянных затрат как живого, так и овеществленного труда (дороги, парки, строительные комплексы и т. п.);
• потребительные стоимости, выступающие в форме товара (услуги).
Удовлетворение туристских потребностей включает в себя приобретение товаров и услуг, с одной стороны, и потребление благ (бесплатно) - с другой.
Туристские потребности можно разделить на три группы: обязательные, специфические и дополнительные.
Эндогенные факторы:
• психологические
• физические
• культурные
Принятие решения о потреблении (использовании) турпродуктов
Экзогенные факторы:
• персональный доход
• социальные обстоятельства
• политическая ситуация
• экономические обстоятельства
• реклама
Под обязательными потребностями понимаются услуги, которые, как правило, составляют основу турпакета (транспорт, размещение, питание и т. п.).
Специфические потребности - основа выбранного путешествия, они являются теми впечатлениями, которые турист получает в процессе путешествия. Потребление обязательных услуг и их соответствующее качество способствуют удовлетворению специфических потребностей.
К дополнительным потребностям относятся те товары и услуги, которые турист при обретает в процессе путешествия и которые непосредственно не входят в турпакет. К ним можно отнести различные покупки (шопинг), приобретение сувениров, услуги службы быта, транспорта, почты и т. п.
Особенность туристского потребления вносит определенную специфику в организацию обслуживания туристов. Прежде всего, это связано с нематериальностью услуги. В материальном производстве производство и потребление товара разнесено во времени и пространстве. Поэтому для потребления товара его необходимо доставить от места производства к месту потребления. Туристская услуга, наоборот, потребляется тогда, когда туриста доставят к месту ее производства, и потребляется она в процессе ее производства (неразделимость во времени).
Услуги оказываются различными предприятиями туриндустрии, которые территориально разделены. В основном туристы приобретают услуги: в месте постоянного проживания (информация, посреднические услуги); во время путешествия, т.е. перемещения (транспортные услуги, питание, информация и т. п.); В местах туристского назначения (дестинациях): питание, проживание, развлечения и т. п.
Следующей особенностью потребления туристских услуг является разделение по времени и месту актов приобретения (купли-продажи) услуг (приобретение турпакета в месте проживания) и потребления приобретенной услуги в месте назначения (дестинации). Таким образом, весь процесс потребления туристских услуг можно разделить на три этапа, представляющих единое целое турпродукт:
• обслуживание туристов при купле-продаже па кета услуг;
• обслуживание в процессе путешествия;
• обслуживание в местах назначения (дестинациях).
В процессе производства и предоставления туристских услуг (товаров) предъявляются высокие требования к той среде или обстановке, в которой они производятся. Особенно это относится к материально-технической базе туриндустрии (так называемой hаrd- составляющей услуги). Для основных и дополнительных услуг высокий уровень материально-технической базы является непременным условием, без которого невозможно качественное их потребление. Деятельность по созданию и поддержанию материально-технической базы туризма как необходимого условия производства и реализации услуг включается как составляющая (hard) в туристское обслуживание.
Таким образом, обслуживание - это своеобразны и процесс сложных взаимоотношений между обслуживающим персоналом и туристами, в котором одновременно осуществляются создание, предложение и потребление большей части услуг (товаров).
Для характеристики туристского потребления все затраты туристов можно разделить на две группы: затраты на путешествие (общие, или валовые, затраты) и потенциальные затраты, которые могли бы возникнуть в месте постоянного проживания при отсутствии путешествия (постоянные затраты, или затраты места). В течение времени путешествия турист не производит те затраты, которые должен был бы сделать, оставшись дома: на питание, транспорт, развлечения и т. п.
Как правило, валовые затраты существенно выше, чем затраты места за счет оплаты транспортных средств во время путешествия, жилья, питания, развлечений и т. п. Во время путешествия на эти услуги туристы обычно тратят больше, чем в месте постоянного проживания. Это связано, например, с их желанием попробовать национальные блюда страны пребывания, посмотреть различные достопримечательности, при обрести сувениры
Чистые затраты туриста Δ Ztможно определить по формуле:
Δ Z t = Z t вал - Z t места,
где Ztвал - общие затраты туриста;Ztместа - затраты места.
Показатель Δ Ztобозначает сумму расходов, которые понесет турист дополнительно, если совершит путешествие. Чем меньше чистые затраты, тем выгоднее с экономической точки зрения будет путешествие для туриста. Это обстоятельство можно использовать как дополнительный стимул при принятии им решения о путешествии.
Иногда имеет место ситуация, когда валовые затраты существенно ниже затрат места, т. е. Δ Zt< О. Это может случиться, если выбранная для путешествия дестинация гораздо дешевле с точки зрения расходов на проживание, чем постоянное место жительства туриста, или если турист приобретает льготную или горящую путевку по цене существенно ниже той, которая предлагалась первоначально. Сюда же можно отнести и инсентив - туры, когда все затраты на путешествие оплачиваются фирмой, а также те случаи, когда турист приобретает в путешествии товары длительного пользования по цене существенно ниже, чем в стране постоянного проживания. Такие затраты относятся к затратам будущего потребления.
Успешное развитие индустрии туризма прежде всего зависит от уровня благосостояния населения. И чем больше будут увеличиваться доходы граждан, тем это в большей степени скажется и на развитии индустрии туризма. Спрос на продукцию туриндустрии имеет специфический характер, и потребность в ней возникает только тогда, когда имеются свободные денежные средства, т.е. население обладает платежеспособностью.
Платежеспособный спрос - это форма проявления потребностей населения в товарах и услугах, обеспеченная денежными доходами. Формирование платежеспособного спроса населения на туристские продукты зависит от различных факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:
• природе возникновения;
• характеру воздействия;
• возможности (способам) количественного измерения.
По природе возникновения факторы формирования платежеспособного спроса подразделяются на экономические, социальные, демографические, природно-климатические, национально- исторические.
К экономическим факторам формирования платежеспособного спроса относятся: общая экономическая ситуация в стране; денежные доходы населения; цены на товары и услуги в целом и на продукцию туриндустрии; уровень инфляции и пр.
К социальным факторам относятся: общая социальная политика государства (социальные льготы, выплаты и пр.); социальная политика, связанная с туризмом (льготные (бесплатные) путевки, дотации и пр.); определение различных социальных нормативов (МРОТ, социальные гарантии и пр.); уровень жизни населения; формирование культуры и эстетических вкусов и пр.
К демографическим факторам относятся: численность населения и его состав (структура) (половозрастная структура); численность и состав семей; соотношение городских и сельских жителей; процессы миграции и пр.