ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Туристский продукт состоит из множества компонентов, которые могут быть как осязаемыми, так и неосязаемыми. К осязаемым относятся продукты питания, одежда, различное туристское снаряжение и т. п. К неосязаемым относятся услуги, которые оказываются туристам, например размещение в отеле, бронирование билетов, развлечения.

Многие из продуктов, в которых нуждается турист для удовлетворения своих туристских потребностей и желаний, созданы самой природой, т. е. естественным путем. К ним относятся, например, свет, температура воздуха, атмосферный кислород, вода. Эти продукты обычно характеризуются как свободные ресурсы, и они не являются предметом специального изучения и анализа в туристской экономике в целом, поскольку, как правило, потребляются бесплатно. В экономике такие ресурсы называются свободными или бесплатными. Хотя для туристской экономики эти ресурсы могут быть и не совсем бесплатными. Все остальные ресурсы, которые используются не бесплатно, называются экономическими.

Для изучения и анализа туристской экономики немалый интерес представляют нематериальные туристские продукты. Они также являются товаром, но в отличие от материальных (осязаемых) продуктов они не ограничены количественно и их нельзя складировать или накапливать. Их производство и потребление происходят одновременно во времени и исключительно в тех местах, где они произведены, и они используются только теми туристами, которые испытывают в них потребность. Такими товарами являются, например, услуги гостеприимства, которые предоставляют размещение в определенном месте назначения; услуги питания, которые предлагают рестораны; услуги развлечения, которые предлагают оперные, драматические театры и т.д. в тех же местах назначения.

Виды турпродукта. На практике под продукцией туризма понимают три основных вида возможных предложений на рынке.

Первый вид - это комплексная туристская услуга, включающая в себя размещение, питание, транспортные, бытовые, экскурсионные, спортивные и оздоровительные услуги, объединенные единой целью и программой пребывания.

Второй вид - это отдельные туристские услуги, такие как размещение, питание, а также транспортные, экскурсионные, спортивные, оздоровительные и бытовые услуги, предлагаемые по отдельности, не в рамках одной программы.

Третий вид - это товары туристского назначения. К ним относятся карты, палатки, спальные мешки, рюкзаки и все остальное туристское и спортивное снаряжение, как индивидуальное, так и групповое, а также сувенирная туристская продукция.


К первым двум видам предложений, т. е. к комплексной туристской услуге и отдельным туристским услугам, относится основная продукция туризма, обычно обозначаемая термином «тур», а также его синонимами - турне, путешествие, поездка. Термин «круиз» означает путешествие по воде (морю, реке, озеру), К01'ООрое также часто сопряжено с посещением различных стран.

Тур может быть внутренним (осуществляется в пределах национальных государственных границ) или международным (проводится по одному или ряду иностранных государств, т. е . вне пределов страны постоянного проживания путешественника).

Важное значение имеет деление туров на независимые и пакетные.

Независимый тур - это такой тур, при котором путешественник сам или через турагенты решает с транспортной организацией все вопросы по его перемещению к месту назначения, а также заказывает номер в гостинице заблаговременно или по мере необходимости в ходе поездки. Подобным образом совершается и договоренность в отношении питания и развлечений.

При оформлении пакетного тура проработку всех вопросов, связанных с транспортом, размещением, питанием, развлечениями и т.д., осуществляет оператор тура в соответствии с пожеланиями клиента. Таким образом, туристу остается только позаботиться о своевременном прибытии в пункт начала путешествия.

Для того чтобы иметь возможность предложить клиентам пакетный тур по разумной цене, обычно более низкой по сравнению со стоимостью независимого тура при том же уровне сервиса, оператор тура должен заблаговременно зарезервировать и оплатить значительное количество гостиничных номеров, транспортных средств и прочие виды услуг, которые затем пакетируются и в виде туров предлагаются туристам как непосредственно, так и через турагентов.

В западноевропейских странах более распространен термин «инклюзив-туры» (iпc/usive tour), в США - «пэкидж-туры» (package tour). Как правило, они означают полный набор услуг (пакет) и отличаются друг от друга комплексом предлагаемых услуг. Принципиальной особенностью этих пакетов является то, что они разрабатываются на основе специальных инклюзив-тарифов, которые могут иногда быть наполовину ниже обычных. Клиенту сообщается так называемая паушальная цена - общая цена тура без разбивки ее на отдельные виды услуг. Обязательным условием формирования паушальной цены пакета является то, что она не должна быть ниже стоимости обычного тарифа доставки туриста до места назначения (т. е. стоимости транспортировки).


Инклюзив-туры и пэкидж-туры различаются тем, что инклюзив-тур - это не полностью оплаченный заранее тур, а пэкиджжтур - полностью заранее оплаченный тур, хотя и для пэкиджжтура вполне допустимы дополнительные услуги за дополнительную плату. За рубежом обычно не делают различия между инклюзив- и пэкидж-турами.

Инклюзив- и пэкидж-туры бывают двух типов: индивидуальные когда человек путешествует самостоятельно, и групповые, когда человек путешествует в составе группы, все члены которой приобрели равноценные пакеты услуг.

Общими и обычно обязательными для всех пакетных туров являются следующие виды услуг, которые подлежат предварительной оплате:

• транспортное обслуживание;

• размещение (гостиничное обслуживание);

• трансферы;

• питание;

• экскурсии и ознакомление с достопримечательностями;

• услуги гидов, экскурсоводов;

• аренда транспорта;

• дополнительные услуги.

Одной из основных услуг является транспортное обслуживание (перевозка). Оно может включать в себя перевозку от начальной точки маршрута (аэропорта, морского порта, автобусного терминала, вокзала и т. п.) до конечного места назначения.

Питание может включаться в стоимость тура в разных комбинациях. Например, может быть предусмотрен только завтрак континентальный или полный (ВВ - bed & breakfast), половинное питание (НВ - half board) - завтрак и ужин, а также полное питание (FB - full board) - трехразовое питание. Однако не все пакетные туры включают питание; возможен вариант самообслуживания в отношении питания, который предпочтителен для родителей с детьми и людей, не желающих быть связанными рамками регулярного по времени питания.

Экскурсии и ознакомление с достопримечательностями, как правило, включаются в стоимость пакетного тура. Если же они не входят в его стоимость, то сам турист решает, в каких экскурсиях ему участвовать, но при этом с него взимается дополнительная плата. Посещение музеев, картинных галерей, тематических парков, исторических мест, концертов и спортивных мероприятий также может входить в стоимость пакетного тура или организовываться за отдельную плату, как и в случае с дополнительной экскурсией.

Услуги гидов, переводчиков и экскурсоводов обычно включаются в стоимость пакетного тура, а также в стоимость организованных и запланированных экскурсий и поездок по достопримечательным местам, но могут оплачиваться и отдельно.


Аренда транспорта не является обязательной услугой, но в некоторых пакетных турах предусмотрена аренда автомобилей, катеров и даже животных, например лошадей. Такая услуга может быть предоставлена туристам и по их запросу за дополнительную плату.

Дополнительные услуги включают в себя консультации и разнообразную помощь, которую оказывают туроператоры и турагенты, если это потребуется:

• оформление въездных туристических виз, которые необходимы для посещения стран;

• советы о необходимости вакцинации и прививок или мер предосторожности по предотвращению заболевания малярией и других тропических болезней при посещении ряда стран;

• советы по обмену валюты: как обменять валюту, обменный курс валюты разных стран, правила пользования чеками и др.;

• страхование путешествий, которое покрывает и обеспечивает компенсацию при отмене тура, задержке в пути, порче или потере багажа, несчастных случаях и др. Может быть предусмотрено специальное страхование используемого транспорта.

Туристский экспорт и импорт. Деньги, которые туристы расходуют в месте туристского назначения для удовлетворения своих туристских потребностей и желаний, составляют часть дохода в экономике данной страны. Другой необходимой услугой является гостиничное обслуживание (размещение в гостинице). Имеется множество уровней и классов гостиничного обслуживания в зависимости от тура и его стоимости. Клиентам предоставляется широкий выбор туров с различным уровнем гостиничного сервиса, чтобы они могли подобрать для себя такой, который в наибольшей степени соответствует их запросам и возможностям.

Представительства турфирмы имеются на всех этапах пакетных туров, и путешественники имеют возможность получить необходимую информацию и помощь в исходной точке, в промежуточных пунктах маршрута и в конечном пункте. Кроме того, представители турфирмы регулярно посещают гостиницы, в которых останавливаются туристы, а в случае необходимости с ними можно в любой момент связаться по телефону. Представители турфирмы могут организовать дополнительные экскурсии и другие мероприятия по желанию туристов.

В состав пакетных туров обязательно включаются трансферы перевозка туристов от пункта прибытия к месту размещения (гостинице). Это относится ко всем пересадкам с одного вида транспорта на другой от начальной точки пути - аэропорта, вокзала, морского порта или паром ной переправы до выбранной гостиницы, а затем от гостиницы до места отправления в дальнейшее путешествие. В некоторых пакетных турах предусмотрена доставка пожилых людей и инвалидов от места проживания до начальной точки маршрута и доставка их к дому на обратном пути.


Валовой туристский продукт. Суммарный объем туристских товаров и услуг, произведенных за определенный период (обычно 1 год), определяется как валовой туристский продукт. Валовой турпродукт может рассматриваться в двух аспектах: во-первых, как сумма всех затрат, сделанных в экономике туризма для производства туристских товаров и услуг за определенный период; во-вторых, как сумма всех доходов от реализации туристских товаров и услуг за определенный период.

Рассмотрим первый вариант определения валового туристского продукта как суммы всех затрат. Различные затраты на производство туристских товаров и услуг можно классифицировать следующим образом:

• затраты на туристское потребление (использование) - все туристские затраты на покупку товаров и услуг;

• частные туристские инвестиции - общие затраты предпринимателей при осуществлении новых капиталовложений;

• государственные инвестиции, направленные на развитие туриндустрии;

• туристский экспорт минус импорт. В этой категории общий объем затрат на экспорт туризма из страны должен быть добавлен к валовому туристскому продукту, и наоборот: общий объем импорта турпродукта должен вычитаться из валового туристского продукта.

Валовой турпродукт как доход складывается из следующих составляющих:

• выплаты работникам турпредприятий (заработная плата);

• выручка (доход), получаемый от различных видов предпринимательской деятельности: сдачи в аренду основных фондов (комнат, апартаментов, транспортных средств), лизинга и т.д.;

• процент, который получает турбизнес за предоставление денег в заем (кредит) на различные виды туристской деятельности;

Валовой турпродукт

Косвенные налоги

Государственные субсидии

Туристский доход

• прибыль, полученная от реализации туристских товаров и услуг.

Прибыль рассчитывается как разность между выручкой от реализации турпродуктов и затратами на их производство и реализацию. Результат может оказаться и отрицательным, если выручка будет меньше затраченных средств, т. е. такое производство будет убыточным.

Если для развития производственной деятельности в туриндустрии берется кредит, то погашение задолженности за взятый кредит рассматривается как выведение части туристского капитала из использования, Т.е. как часть затрат по формированию туристского капитала. Другими словами, долги являются частью добавленной стоимости, но они не означают доход, который будет использован для развития туристского бизнеса. При формировании статей затрат на производство турпродукта необходимо учитывать процент на погашение различных долгов в виде косвенных налогов и предоставление государственных субсидий на развитие туриндустрии.