ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Общие характеристики естествознания.
Тема 2. Научный метод познания.
Тема 3. Методология исследования развития науки.
Тема 4. Развитие научных исследовательских программ и картин мира.
Тема 5. Глобальная научная революция.
Тема 6. Развитие классического естествознания.
Тема 7. Развитие неклассической и постклассической научной картины мира.
Тема 8. Принцип возрастания энтропии.
Тема 9. Закономерности самоорганизации.
Тема 10. Химическая картина мира.
Тема 11. Современные концепции биологии.
Тема 13. Междисциплинарные направления современного естествознания.
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе ВЛГАФК
________________ Е.Ю. Андриянова
«___» ___________ 20____ г.
Кафедра естественно-научных дисциплин
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
основной образовательной программы направления подготовки
080200 «Менеджмент»
по профилю подготовки – Менеджмент организации
степень выпускника - бакалавр менеджмента
Форма обучения очная
Автор-разработчик: Егорова Л.А, к.х.н., доцент
Великие Луки 2012
Оглавление
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ……………………………………….3
Цель дисциплины…………………………………………………………………….…..3
Задачи дисциплины……………………………………………………………………...3
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы……………3
Требования к результатам освоения дисциплины……………………………………..3
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………...4
Темы и их краткое содержание…………………………………………………………4
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы…………………………………………………………………………………….8
Примерная тематика рефератов………………………………………………………...8
Перечень вопросов к зачету….………………………………………………………….8
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ………………..10
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН лекций, лабораторных и семинарских занятий…………………………………………………………………………………………..11
V. ФОРМА ИТОВОГО КОНТРОЛЯ………………………………………………………….12
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………...13
Рекомендуемая литература (основная)………………………………………………..13
Рекомендуемая Литература (дополнительная)……………………………………….13
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1………………………………………………………………….........14
-
Организационно-методический раздел
Цель дисциплины
Цель изучения дисциплины – повышение общего образовательного уровня бакалавров в отношении:
- создания предпосылок для формирования современного инновационно-технологического мышления;
- обогащения и совершенствования методов исследования в гуманитарных и социально- экономических областях.
Задачи дисциплины
Для достижения указанных целей курс «Концепции современного естествознания» должен решить следующие задачи:
формировать убежденность в диалектическом единстве и целостности мира, несмотря на внешнее многообразие форм;
давать представление об иерархической сложности мира, не позволяющей применить единый подход к описанию одновременно на всех уровнях организации;
знакомить с наиболее общими законами, концепциями, адекватно описывающими природные явления внутри каждого иерархического уровня, с историей и логикой развития естественных наук.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
«Концепции современного естествознания» относится к вариативной части математического и естественно-научного цикла ОПП бакалавриата и предназначена для изучения студентами 1-го курса дневной формы обучения по направлению подготовки 080200 «Менеджмент». Дисциплина изучается в I-ом семестре.
Учебная работа проводится в виде аудиторных занятий (58 часов) из общей трудоемкости 144 учебных часа.
Уровень изучаемой дисциплины предполагает знание основного фактического материала дисциплины, способность анализа проблемных ситуаций и перспектив развития разных естественных наук.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-10.
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
основы историко-культурного развития человека и человечества (ОК-1);
основные закономерности взаимодействия человека и общества (ОК-2).
уметь:
использовать в профессиональной деятельности основные законы естественно – научных и гуманитарных наук (ОК-2);
анализировать социально значимые процессы и явления (ОК-1).
овладеть:
культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире (ОК-1);
основными понятиями, терминами, категориями, методами, используемыми в концепциях современного естествознания (ОК-1).
Содержание дисциплины
Темы и их краткое содержание
Тема 1. Общие характеристики естествознания.
Лекция № 1 (2 часа). Предмет естественных наук, их место в системе научного знания. Естественно – научная и гуманитарная культура. Структура и функции естественных наук. Критерии научности. Теоретическое и практическое знание. Виды научных теорий. Эмпирические и дедуктивные теории.
Тема 2. Научный метод познания.
Лекция № 2 (2 часа). Общие методы науки. Виды особенных методов научного познания. Свойства научного знания. Частные методы науки. Научная теория и область применимости теории.
Самостоятельная работа (8 часов). Методы научного познания: наблюдение, измерение, индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, эксперимент. Гипотеза. Требования к научным гипотезам: соответствие эмпирическим фактам, принципы верификации и фальсификации (экспресс-опрос на практическом занятии).
Тема 3. Методология исследования развития науки.
Самостоятельная работа (2 часа). Методология системного анализа развития науки. Методы сравнительного анализа в развитии науки. Три модели методологии исследования истории науки. (самоотчет).
Самостоятельная работа (4 часа). Эволюционный метод исследования истории науки. Ситуационный метод анализа развития науки. Метод выделения научных революций в развитии научного познания. Виды научных революций: глобальные, комплексные и частные. Методологические проблемы выделения научных революций в естествознании (коллоквиум).
Тема 4. Развитие научных исследовательских программ и картин мира.
Лекция № 3 (2 часа). Предыстория классического естествознания. Основные периоды в истории естествознания. Проблема начала античной. Первые научные программы античности: математическая (Пифагор), атомизм (Демокрит), программа Аристотеля. Формирование основ естествознания в эпоху Средневековья: накопление практических навыков работы с различными веществами и соединениями. Великие географические открытия. Революция в мировоззрении эпохи Возрождения. Роль идей Коперника и Дж. Бруно в развитии науки.
Самостоятельная работа (6 часов). Фундаментальные вопросы научной картины мира: о материи, движении, взаимодействии, пространстве и времени, причинности, закономерности и случайности. Научная картина мира: механическая, электромагнитная, неклассическая (1-ая половина ХХ в.), современная эволюционная (индивидуальное сообщение).
Тема 5. Глобальная научная революция.
Лекция № 4 (2 часа). Первая глобальная научная революция. Предпосылки появления современной науки. Научная революция XVI-XVII веков. Галилей, закладывающий основы классической науки. Принцип инерции. Принцип относительности. И.Ньютон и завершение научной революции. Закон движения: закон инерции, закон ускорения, закон равного противодействия, закон гравитации. Формирование классической механики. Становление классической науки.
Практическая работа № 1 (2 часа). Исследование движения тела, скользящего по наклонной плоскости, без трения.
Практическая работа № 2 (2 часа). Исследование движения материальной точки вдоль горизонтальной прямой ОХ.
Практическая работа № 3 (2 часа).Исследование колебаний.
Самостоятельная работа (8 часов). Электромагнитная картина мира: открытие второго фундаментального взаимодействия, возврат к концепции близкодействия, полевой механизм передачи взаимодействий, частицы – переносчики фундаментальных взаимодействий. Фундаментальные взаимодействия микромира, макромира и мегамира.(доклад на практическом занятии).