ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
Неэквивалентность обменных отношений между сельхозорганизациями и организациями, обеспечивающими их материальнотехническими средствами (диспаритет цен). Невозможность использования механизма земельной ипотеки из-за неурегулированности вопросов собственности на землю.
Ухудшение природно-климатических условий хозяйствования для агросектора. Низкий платежеспособный спрос населения на продукты питания.
ральные и областные целевые программы. Наличие значительного количества сортов районированных, высокоурожайных сельхозкультур, продуктивных пород скота и птицы, полученных отечественными селекционерами.
Наличие современных ресурсосберегающих технологий производства сельхозсырья и пищевых продуктов.
Увеличение доходов населения и рост потребительского спроса на качественные продукты питания и продукцию отечественных товаропроизводителей.
Открытие логистических центров, осуществляющих прием, хранение и реализацию сельскохозяйственной продукции. Развитие современных технологий предоставления услуг на потребительском рынке - многофункциональных объектов, сетевых форм организации деятельности.
Результаты SWOT-анализа позволяют утверждать о наличии значительных возможностей и сильных сторон для нейтрализации потенциальных угроз и слабых сторон развития агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области.
2.Сценарии развития агропромышленного комплекса и потребитель-
ского рынка Вологодской области
Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области в долгосрочной перспективе будет во многом определяться моделью развития экономики страны в целом: останется ли Россия мировым поставщиком сырьевых ресурсов или же произойдет переход к инновационной экономике. Второй вариант предполагает создание и использование новых технологий, способствующих повышению ресурсоэффективности, развитию человеческого капитала, а также росту уровня и качества жизни населения. При ориентации российской экономики на прежнюю (сырьевую) модель агропромышленный комплекс Вологодской области не будет располагать финансовыми ресурсами и инструментами для инновационного развития, которые во многом зависят от федеральной политики. В этом случае темпы модернизации комплекса будут идти медленно, следовательно, решить многочисленные проблемы в АПК не удастся.
В настоящее время c учетом положений программных документов федерального и регионального уровня осуществляется переход российской экономики к инновационной модели. Курс на модернизацию основных (базовых) отраслей народного хозяйства, необходимость сбережения окружающей среды и природных ресурсов выделены в качестве приоритетов в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. Использование новых знаний, компетенций, технологий для решения системных задач,
32
преодоления потенциальных угроз и глобальных вызовов современности обозначены как основные инструменты социально-экономического развития Вологодской области до 2020 года.
Анализ ситуации, сложившейся в агропромышленном комплексе области, воздействующих внешних и внутренних факторов, а также связанных с этим рисков и возможностей, позволил выделить сценарии развития АПК и потребительского рынка области на долгосрочную перспективу (приложение 1 к Стратегии).
Инерционный сценарий
Развитие АПК будет опираться на использование имеющихся ресурсов. Внутриобластная миграционная динамика приведет к опустыниванию сельских территорий и концентрации населения в промышленных центрах области. Несбалансированное размещение производственных активов и населения приведет к ухудшению экологической ситуации, увеличению бюджетных расходов на решение социальных проблем в агломерации «Вологда – Шексна – Череповец». Аграрный потенциал области будет продолжать сокращаться. Посевные площади в 2020 году относительно 2009 года уменьшатся на 23%, поголовье крупного рогатого скота сократится на 15%, свиней – на 20%. В результате этого ускорятся процессы разрушения производственной базы перерабатывающих предприятий, инфраструктуры сельских территорий (особенно в периферийных, северо-восточных и западных районах области).
Сохранение сложившегося уровня конкурентоспособности АПК приведет к дальнейшему увеличению разрыва в уровне жизни сельского и городского населения; актуализации угроз снижения физической и экономической доступности продовольствия для населения области.
Ресурсное обеспечение инвестиционной деятельности будет происходить в рамках частной инициативы участников рынка, что не позволит привлечь необходимый объем капвложений и приведет к нарастанию технологических и инфраструктурных ограничений в отраслях агропромышленного комплекса. Существенных изменений в организационно-экономических механизмах государственного регулирования агросектора, объемах бюджетной поддержки не произойдет. Процесс объединения участников рынка в интегрированные структуры будет характеризоваться низкой интенсивностью.
Конкурентоспособность производимых продуктов питания ввиду их высокой стоимости может оказаться ниже по сравнению с федеральными и иностранными, что приведет к сокращению доли предприятий на локальном рынке
иновым ограничениям по расширению рынков сбыта.
Врезультате «консервации» системных проблем в АПК области в период 2015-2020 годов усилится влияние ограничений на отрасль, что неминуемо приведет к актуализации и развитию рисков. Это в свою очередь означает снижение объемов производства, прибыли и, как следствие, ухудшение финансового положения предприятий комплекса, потерю традиционных рынков сбыта
иактивов. Инерционный сценарий развития АПК может привести к сокращению уровня продовольственной безопасности области и объема налоговых поступлений в бюджет, опережающему росту потребительских цен, увеличению безработицы и ухудшению состояния экосистемы. Таким образом, данный ва-
33
риант не обеспечивает устойчивого развития агропромышленного комплекса и потребительского рынка области в долгосрочной перспективе.
Умеренно-консервативный сценарий
Умеренно-консервативный сценарий предполагает развитие агропромышленного комплекса Вологодской области с ежегодным темпом роста до 2- 4% при условии, что государственная аграрная политика в предстоящие 10 лет будет исходить из необходимости сохранения льготного режима налогообложения, проведения финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей и совершенствования соответствующей законодательной базы, развития земельно-ипотечного кредитования.
Значительный импульс к развитию АПК области может дать реализация федеральных проектов по освоению Арктической зоны (территорий, расположенных преимущественно севернее 60 параллели). Размещение на этих территориях производств материальной и нематериальной сферы позволит расширить рынок сбыта продуктов питания, произведенных в области.
Стимулятором роста экономики станет создание условий для активизации инвестиционной деятельности в АПК области, модернизации основных фондов, технологического перевооружения предприятий комплекса в соответствии с современными требованиями. Это позволит сохранить имеющийся потенциал АПК, увеличить объемы поставок продовольствия на рынки Москвы и Санкт-Петербурга, а также в другие субъекты Российской Федерации.
Однако при реализации данного сценария одним из сдерживающих факторов устойчивого развития будет возрастание территориальной дифференциации в области. Кроме того, рост доходов и уровня оплаты труда будет нивелироваться возрастающей демографической и налоговой нагрузкой. Связи между научно-исследовательскими институтами, консультационными центрами, реальным сектором экономики и другими элементами инновационной инфраструктуры останутся малоразвитыми.
При всех имеющихся положительных моментах этот сценарий является недостаточным для обеспечения продовольственной безопасности области, повышения эффективности деятельности организаций агропромышленного комплекса и потребительского рынка области, сохранения природно-ресурсного потенциала и человеческого капитала на долгосрочную перспективу.
Целевой сценарий (инновационно-модернизационный)
Достижение целей Стратегии требует перевода агропромышленного комплекса Вологодской области на инновационный путь развития. Данный вариант предполагает создание в среднесрочной перспективе на территории области мощного исследовательского модуля, который должен стать точкой трансферта технологий, источником научных кадров и идей. Связующим звеном будет выступать агротехнопарк. Его образование приведет к выстраиванию эффективной системы межотраслевых связей в комплексе, создаст технологичную платформу первичной переработки сельхозсырья, доступную в том числе и малым производителям. В области также активизируются процессы формирования элементов технико-внедренческой инфраструктуры АПК.
Одним из институтов развития будут выступать вертикально интегриро-
34
ванные структуры (в том числе кластеры), объединяющие в едином технологическом процессе производство сельхозсырья, его переработку и сбыт готовой продукции. Также в районах области при поддержке государства (финансовой, организационной, информационной и маркетинговой) будет развиваться сеть снабженческих, сбытовых, кредитных, производственных и обслуживающих кооперативов на селе, произойдет формирование новых и повышение роли действующих отраслевых союзов. В рамках данных структур предприятия АПК станут проводниками перспективных технологий, стандартов менеджмента качества, они смогут решать многие задачи (в том числе и модернизации производства), которые нельзя реализовать участникам рынка по отдельности.
Реализация мероприятий по развитию семейных ферм Вологодской области будет способствовать увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах населения.
Сельхозтоваропроизводители, организации пищевой и перерабатывающей промышленности будут ориентироваться на производство продукции, обладающей высоким качеством и экологичностью. Это позволит занять нишу биопродуктов как на столичных, так и на западноевропейских рынках.
Реализация мероприятий по развитию социального потенциала и инфраструктуры сельских территорий будет способствовать повышению качества жизни на селе, закреплению там квалифицированных кадров, особенно молодежи.
Ожидается, что при данном сценарии развития АПК доля сельхозпродукции, произведенной с использованием ресурсосберегающих технологий в сельском хозяйстве, достигнет 35-40%, а в производстве пищевых продуктов – 7080%. Семенами высокоурожайных районированных сортов сельскохозяйственных культур будет засеваться не менее 30% посевных площадей области. Более широкое применение получат научно обоснованные системы земледелия, обеспечивающие эффективное использование земельных, трудовых, энергетических и других ресурсов. В животноводстве произойдет переход на новые ресурсосберегающие технологии производства продукции. Средний удой молока от 1 коровы в сельхозорганизациях области превысит 6 тыс. кг молока в год. Стабилизация поголовья коров в агросекторе на уровне 98 тыс. голов позволит производить к 2020 году 600 тыс. тонн молока. Производство мяса скота и птицы в живой массе составит 92 тыс. тонн (приложение 2 к Стратегии).
При средней урожайности зерновых 25-27 ц/га и размере посевных площадей 180 тыс. га во всех хозяйствах области может быть собрано 450 тыс. тонн зерна. Валовой сбор картофеля при данном сценарии в 2020 году составит 319 тыс. тонн (с площади посева 18,4 тыс. га при урожайности 175-180 ц/га), льноволокна – 8,2 тыс. тонн (с площади 11,5 тыс. га при урожайности 7,5 ц/га).
Согласно прогнозным расчетам физический объем производства продукции сельского хозяйства в 2020 году превысит уровень 2009 года почти на 40%. Если же события будут развиваться по умеренно-консервативному сценарию, то этот показатель увеличится всего на 23%, а при инерционном сценарии – будет наблюдаться спад производства на 1,5% (рис. 17).
35